В городе — танки
На улицах нашего города еще с 40‑х остались немые свидетели Великой Отечественной войны. Сегодня мы поговорим о своеобразных памятниках военному времени — поднятых на пьедестал танках, и узнаем, где именно они стоят и как там оказались.
Раздел: Место жительства - Петербург
Журнал: № 9 (сентябрь) 2013Автор: Сергей БабушкинФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 5 октября 2013
8 сентября стал страшным памятным днем для города на Неве — днем начала блокады. Именно 8 сентября начались бомбардировки, разрушившие, в частности, Бадаевские склады с продовольствием. Память о тех днях с каждым годом становится все глуше и глуше. Но на улицах нашего города еще с 40‑х остались немые свидетели той войны. Сегодня мы поговорим о своеобразных памятниках военному времени — поднятых на пьедестал танках, и узнаем, где именно они стоят и как там оказались.
Самые массовые
Представим себе гипотетическую ситуацию. Вы гуляете с девушкой, неожиданно встречаете танк-памятник, и девушка спрашивает вас, что это за танк? Что делать, если вы в этом вопросе совершенно не разбираетесь? Ответ прост — всегда говорите, что это Т‑34–85, и вероятность того, что вы попали в самую точку, будет очень велика. В самом деле: на территории Петербурга и Ленинградской области танки стоят в двадцати местах, и ровно половина из них — именно этот танк. Что же это за машина, и почему она встречается в качестве памятника чаще всех?
Т‑34–85 — это последняя модификация знаменитой «тридцатьчетверки». Принятый на вооружение еще в декабре 1939 года, Т‑34 стал весьма неприятным сюрпризом для немцев. Однако в 1943 году, с появлением у противника танков «Тигр» и «Пантера», Т‑34 морально устарел. Главная его проблема заключалась в слабом вооружении — 76‑миллиметровая пушка Ф‑34 была неспособна пробить лобовую броню немецких танков. Танку требовалось орудие помощнее.
В качестве вооружения была выбрана 85‑миллиметровая пушка, которую разместили в новой, более просторной башне. За счет увеличения башни удалось не только усилить вооружение. Экипаж танка теперь состоял из пяти человек — если в ранних «тридцатьчетверках» командир одновременно должен был выполнять функции наводчика орудия, то в Т‑34–85 командир мог сосредоточиться на своих непосредственных обязанностях, не отвлекаясь на стрельбу из орудия.
Танк получился весьма удачным. Он был достаточно хорошо вооружен для борьбы с фашистами. Хотя в бою один на один Т‑34–85 и уступал «Пантере», он был гораздо более дешевой и технологичной машиной, а надежная ходовая часть позволяла успешно совершать длительные марши (в 1941–42 годах значительная часть советских танков была потеряна не в бою, а именно из-за поломок). Неудивительно, что производство этого танка продолжалось в СССР вплоть до 1950 года (а по лицензии в Польше и Чехословакии и вовсе до 1958‑го). Официально танк был снят с вооружения только в 1993 году. Поэтому, когда в 1960–70‑е годы стали строить многочисленные мемориалы в честь Великой Отечественной войны, Т‑34–85 оказался идеальным «кандидатом в памятники» — на армейских складах их имелось огромное количество.
Мемориал "Пулковский рубеж"
Сегодня пять «тридцатьчетверок» входят в состав мемориалов комплекса «Зеленый пояс славы». Две стоят на Пулковских высотах в составе мемориала «Пулковский рубеж», по одному танку — на «Невском пятачке», у мемориала «Прорыв» и в качестве мемориала «Атака». Кроме того, Т‑34–85 можно встретить в Тихвине, Киришах, Сертолово, поселке Хвойный Гатчинского района. Еще два танка увидеть сложнее, так как один из них находится на территории завода «Звезда» в Петербурге, а другой на территории 61‑го бронетанкового ремонтного завода в Стрельне.
Танки прорыва
«Тридцатьчетверка» на мемориале «Прорыв» долгое время стояла в гордом одиночестве. Позднее там устроили диораму «Прорыв блокады Ленинграда», а с 2003 года рядом начали появляться танки. Они не были взяты с армейских складов, все — найдены поисковиками. Это именно те боевые машины, на которых советские танкисты сражались в самый тяжелый период войны — с 1941 по 1943 годы.
Диорама «Прорыв блокады Ленинграда»
Пять из шести машин были найдены на дне Невы, где оказались при попытках форсировать водную преграду. Первым, в 2003 году, вытащили танк КВ‑1. Машины этого типа производились на Кировском заводе и сыграли важную роль в обороне Ленинграда. Большинство вражеских противотанковых орудий не могло пробить их броню, так что в основном с КВ немцам приходилось бороться, выкатывая на прямую наводку зенитные пушки и крупнокалиберную артиллерию.
В 2005 году у мемориала появилось сразу два танка. Сначала Т‑26. Танки этого типа были предназначены для непосредственной поддержки пехоты. Они выпускались еще с 1931‑го и к началу войны были сняты с производства. Тем не менее, их активно применяли в начальный период Великой Отечественной войны.
Вслед за Т‑26 на стоянке у мемориала появился Т‑38. Этот танк имел очень слабое бронирование и вооружение (всего один пулемет), зато умел плавать. Такие машины предназначались в основном для разведывательных частей.
Зимой 2007 года экспозиция пополнилась танком КВ‑1 С. В отличие от своих собратьев, он был вытащен из болота. Танки этого типа являлись модификацией КВ‑1, а буква «С» расшифровывается как «скоростной». Дело в том, что из-за мощного бронирования КВ был медлительным и неповоротливым. Поэтому в 1942 году была разработана новая модификация. За счет некоторого уменьшения толщины бортовой брони удалось увеличить его скорость с 34 до 42 километров в час. Подавляющее большинство этих танков было уничтожено во время войны, и КВ‑1 С на мемориале является единственным аутентичным танком этой модели.
КВ-1 у диорамы "Прорыв блокады Ленинграда"
Летом 2007 года со дна Невы подняли танк БТ‑5. Эта машина также была очень устаревшей к началу войны (их сняли с производства еще в 1934 году), однако судя по данным архивов, погибла она в 1943‑м, во время прорыва блокады.
Последним осенью 2007 года подняли еще один КВ‑1. От других танков он отличается тем, что имеет зимнюю маскировочную окраску в белый цвет. Из осмотра поднятой машины (у танка поврежден двигатель и разбита защита перископического прибора) был сделан вывод, что поврежденную в бою на «Невском пятачке» 30 ноября 1941 года машину переправляли в ремонт, но до берега довезти не смогли.
На той войне незнаменитой…
Еще один Т‑26 установлен в Выборге. Точно так же его вытащили из-под воды, только не невской, а Финского залива. Затонул он еще во время Советско-финской или, как ее еще называют, «Зимней войны». В начале марта 1940‑го части советского 28‑го стрелкового корпуса форсировали Финский залив по льду и захватили плацдарм в районе Выборга. Во время этого форсирования Т‑26, стоящий сейчас на постаменте, провалился под лед и затонул. Нашли его в 2005 году совершенно случайно (искали провалившегося под лед бизнесмена и депутата Кирилла Рагозина, и в ходе поисков нашли танк), а в 2007‑м танк установили на постамент. Надо отметить, что если Т‑26 у мемориала «Прорыв» — это обычная («линейная») машина, Т‑26 в Выборге — машина радийная, о чем говорит поручневая антенна радиостанции вокруг башни. Такие танки получали командиры танковых подразделений.
Самый первый
Практически все танки-памятники заняли свое место, когда Великая Отечественная война уже давно закончилась. Но есть среди монументов один, работы над которым начались еще во время войны. Находится он в поселке Ропша. На высоком постаменте стоит танк КВ‑1. Надпись на памятнике гласит: «В этом районе 19 января 1944 года танкисты Ленинградского фронта, наступавшие из района Ораниенбаума и из района Пулково, сомкнули стальное кольцо вокруг группировки фашистских убийц, расстреливавших из артиллерии город Ленина». На самом танке видны многочисленные повреждения от снарядов (одна из пробоин находится прямо по центру лобового листа корпуса).
Согласно традиционной версии, приводящейся во многих путеводителях, стоящий на постаменте танк первым ворвался в захваченную фашистами Ропшу. Однако это не совсем так. Как выяснил по архивным документам историк Юрий Пашолок, в боях под Ропшей танк не участвовал. Он был тяжело поврежден в боях в районе Красного Села (экипаж, к счастью, не пострадал), списан в безвозвратные потери и передан для создания памятника. Проект памятника разработали в том же 1944 году архитекторы К. Л. Иогансен и В. А. Петров.
Тяжеловесы Жозефа Котина
Неподалеку от станции метро «Автово» в Петербурге с 1951 года стоит на постаменте еще один танк. Монумент под названием «Танк-победитель» разработан по проекту архитектора В. А. Каменского, а инициатором его создания стал конструктор Ж. Я. Котин — создатель танков КВ‑1, КВ‑2, ИС‑2. Машина, вставшая на постамент, также была детищем Котина — это был танк «КВ‑85» (точнее, опытный образец этого танка — «Объект 239»).
КВ‑85 — еще одна машина, появление которой стало ответом новшествам немецких танков «Тигр» и «Пантера». На КВ‑1 была установлена новая башня с 85‑миллиметровой пушкой. Башня эта была спроектирована для другого нового танка, ИС‑1, который заметно отличался от КВ, так что установка ее была нетривиальной задачей: пришлось увеличивать диаметр нижнего погона башни с помощью специальных вставок. Хотя КВ‑85 уступал по своим достоинствам ИС‑1, но возможность быстро развернуть его производство с использованием уже существовавшего задела по КВ‑1 сыграла свою роль: танк был принят на вооружение и выпущен небольшой серией в 148 машин. До наших дней сохранилась только одна машина, которая и стоит на постаменте.
На смену КВ‑1 и КВ‑85 пришли ИСы — сначала ИС‑1 с орудием калибра 85 мм, а затем ИС‑2 (он имел орудие калибра 122 мм). Один ИС‑2 в наши дни стоит на территории Кировского завода, а потому для туристов практически недоступен. Другой танк, установленный в 1983 году под Гатчиной (в районе деревни Войсковицы), фактически изображает своего предка — КВ‑1. Так случилось потому, что монумент установлен на том самом месте, где танк КВ‑1 под командованием старшего лейтенанта Зиновия Колобанова в одиночку уничтожил 22 немецких танка. КВ‑1, увы, в то время не нашлось, поэтому и установили вместо него ИС‑2 (во второй половине войны ИС‑2 играл в войсках ту же самую роль, что и КВ‑1 в первой половине).
Танк ИС-2 установлен недалеко от места, где 20 августа 1941 года экипаж танка КВ-1 под командованием Зиновия Колобанова принял бой с превосходящими силами противника и в одном бою уничтожил 22 немецких танка.
Следующим советским тяжеловесом стал ИС‑3. Эту машину начали разрабатывать в конце лета 1944 года, а первая опытная партия покинула цеха в мае 1945‑го, так что на войну они уже опоздали. Дебютировали же эти танки в качестве психологического оружия: 52 танка ИС‑3 приняли участие в Параде Победы союзных войск, проходившем в Берлине 7 сентября 1945 года, и произвели неизгладимое впечатление на наших союзников. Впрочем, в боевых действиях они тоже приняли участие, но совсем иначе: случилось это уже в 1956 году, при подавлении восстания в Будапеште. Еще одна война, в которой ИС‑3 приняли участие — Шестидневная. ИС‑3 поставлялись армии Египта и приняли участие в боях на Синайском полуострове. Часть из них в качестве трофеев досталась Израилю, который взял их на вооружение (правда, в боевых действиях эти танки участия больше не принимали).
В окрестностях Петербурга можно увидеть два ИС‑3. Один из них в качестве памятника Великой Отечественной войне, в которой ему не довелось участвовать, находится в Приозерске, рядом с крепостью Корела. Компанию ему составляет противотанковая самоходка ИСУ‑152. Во время войны наши солдаты называли эти машины «Зверобой», немцы же прозвали ее «консервным ножом». А еще один ИС‑3 стоит у бывшего военного городка в поселке Вещево.
Наш современник
Памятниками могут становиться и современные танки. Танк Т‑80, который и сейчас состоит на вооружении армии нашей страны, можно встретить на постаменте в нескольких местах. Один из них стоит в Петербурге рядом с проходной завода НПО Специальных материалов (Нефтяная дорога, 3). Еще два танка — у воинских частей: в поселке Каменка, где дислоцируется 138‑я отдельная мотострелковая бригада, и на территории уже упоминавшегося 61‑го бронетанкового ремонтного завода в Стрельне. И последний, четвертый Т‑80, в качестве экспоната стоит во дворе Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Сергей Бабушкин