Покой им только снится
МЕСТО НА КЛАДБИЩЕ
Человек, плохо знакомый с историей Петербурга, впервые попав на Митрофаниевское кладбище, вообще не поймет, что перед ним погост. Череда офисов, складов, ангаров вперемежку с грудами мусора и заброшенными строениями — обычная промышленная зона, одна из неприятных «изнанок» городского центра. В нескольких минутах ходьбы — Балтийский вокзал, бесконечные людские потоки. Но здесь — немноголюдно. Только стремительно проносятся по Митрофаньевскому шоссе машины да из-за серых бетонных заборов, изобильно покрытых разномастными вывесками и рекламой, доносится гул техники и скрежет разрезаемого металла.
— Петербуржцы о Митрофаниевском кладбище почти не знают, — убежден настоятель прихода святителя Митрофана Воронежского иерей Илия Петров. — Люди, когда приобретали здесь участки, в большинстве своем покупали себебывшую автобазу или склад. Они не знали, что покупают, так сказать, место на кладбище. Для тех, кто здесь работает двадцать и больше лет, было неприятной новостью узнать об этом от представителей Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга (КГИОП)!
УРОКИ ИСТОРИИ
Митрофаниевское кладбище возникло в Петербурге в 1831 году, во время охватившей город эпидемии холеры. По приказу полиции умерших от особо заразного заболевания хоронили на специально отведенных участках земли, огораживая эти участки и закрывая туда доступ. Одно из таких холерных кладбищ появилось на южной окраине Петербурга, вблизи деревни Тентелево. Вскоре на погосте поставили храм: сначала деревянный, а затем — каменный трехпрестольный, по проекту архитектора К. А. Тона. Храм посвятили новопрославленному святителю Митрофану, епископу Воронежскому. Отсюда и название кладбища — Митрофаниевское.
История
Святитель Митрофан, епископ Воронежский (1623–1703), имел большое духовное влияние на молодого царя Петра I. Именно он благословил Петра Алексеевича на строительство новой столицы на берегах Невы, произнеся пророческие слова: «Возьми икону Казанской Божией Матери, и Она поможет тебе победить злого врага. Потом перенесешь эту икону в новую столицу… Казанская икона станет Покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона Казанская будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога».К холерному участку стали добавлять другие захоронения, и в начале XX века Митрофаниевское кладбище оказалось одним из самых больших в Петербурге. Оно занимало 39 гектаров, на нем упокоились свыше четырехсот тысяч горожан.В престольный праздник для их поминовения здесь собирались до ста тысяч человек! Помимо православного погоста в некрополь вошло Митрофаниевское лютеранское (другое название — Финское) кладбище, на котором хоронили финнов, шведов, немцев, эстонцев. Оно располагалось к востоку от православных захоронений и также полностью разрушено. Южнее Митрофаниевского некрополя находится Громовское старообрядческое кладбище — единственное частично уцелевшее.
История
Из известных людей на Митрофаниевском кладбище погребены мореплаватель адмирал В. М. Головнин, военный историк генерал князь Н. С. Голицын, генерал П. П. Липранди, член Российской академии сенатор П. И. Сумароков, пианистка М. А. Шимановская, контр-адмирал В. И. Рыков. Но некрополь не входил в число «престижных», здесь хоронили по преимуществу людей среднего достатка и небогатых купцов, чиновников, мещан. В частности, здесь упокоились многие петербургские актеры и литераторы.В годы блокады на Митрофаниевское кладбище свозили умерших ленинградцев. Их закапывали в первых подходящих рвах, и число захороненных здесь точно никем не подсчитано, и даже местоположение блокадных могил определено пока очень условно.
ВОЙНА С КРЕСТАМИ
Митрофаниевский некрополь и храмы закрыли в 1927 году в рамках развернувшейся антирелигиозной кампании. Кладбищенским крестам объявили беспощадную войну.
— Вначале был затоплен — есть основания полагать, что специально, в период с 1924 по 1926 годы — нижний придел святителей Московских в храме святителя Митрофана Воронежского, — рассказывает отец Илия. — Потом были сброшены колокола, сняты кресты, разрушены церковные барабаны и купола. В 1929 году храм взорвали. Такая же судьба постигла все храмы: еще два православных, не считая часовен, два старообрядческих и один лютеранский.
Могилы с 1927 года по приказу «товарища С. М. Кирова» тоже начали «разрабатывать» — как каменоломню. Сначала «бесхозные» (не посещаемые), потом все. Надгробный мрамор, гранит и камень направляли на городские стройки. Однако разрушить огромное кладбище сразу оказалось невозможно. На трофейной немецкой фотосъемке 1942 года видно, что центральная и южная часть погоста еще в сохранности. В 1950-х на этом месте развернулась самая большая в Ленинграде барахолка, но и тогда отдельные могилы сохранялись. А в 1960-х годах с некрополем покончили полностью. Его разровняли бульдозерами, насыпав сверху несколько метров грунта вместе с городскими отходами и строительным мусором.
Следующий шаг был сделан в 1990-е. Именно тогда землю бывшего кладбища, служившую складской зоной городских предприятий, частично отдали арендаторам, частично позволили приватизировать. В итоге сегодня только в той части, которая на данный момент официально признана памятником культуры, 36 арендаторов. А всего держателей земли более шестидесяти. Полтора десятка из них — собственники. Люди, сами того не зная, вложили в землю с покойниками значительные денежные средства — и оказались заложниками в морально и юридически сложной ситуации.
СТРОЙКАМ — НЕТ!
Однако судьба Митрофаниевского некрополя могла оказаться еще плачевнее. Уже в новейшей истории эти земли не раз фигурировали в различных городских проектах. Некрополь в 2005–2011-м хотели застроить жилыми домами в рамках масштабного проекта по комплексному освоению территории «Измайловская перспектива». В то же время по территории кладбища хотели провести пробивку Измайловского проспекта (проект отменен в 2014 году). В обоих случаях кладбище отстояли православные активисты и градозащитники.
— Мы направили обращения к руководству города, в Комитет по охране памятников, другие структуры, — рассказывает заместитель председателя Санкт -Петербургского Митрофаниевского союза Илья Попов. — Провели обширныеисследовательские и архивные работы. Увенчались они тем, что Совет по культурному наследию при губернаторе Санкт-Петербурга в 2013 году признал историческую и культурную ценность Митрофаниевского некрополя. В 2014 году были определены и утверждены границы охраняемой территории. К сожалению, удалось взять под охрану не всю территорию, потому что в северной и центральной частях было множество захоронений известных лиц и ценных в художественном отношении памятников, здесь находятся фундаменты утраченных храмов и исторических построек, В южной части хоронили бедных людей, и таких объектов там меньше. Но и эта территория находится под охраной Федерального закона «О погребении и похоронном деле», который запрещает использовать подобные земли иначе, как под зеленые насаждения.
В 2011 году была предпринята еще одна (есть основание надеяться, что последняя) попытка строительства на кладбище — на этот раз бензоколонки. Ее планировали возвести как раз на старом холерном участке, невзирая на непредсказуемые эпидемиологические последствия. Православные активисты разбили палаточный лагерь на месте предполагаемого строительства и три недели «держали оборону» погоста. В итоге ситуацию взял под свой контроль новый губернатор Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко, и стройку отменили.
СО СВЯТЫМИ УПОКОЙ…
Впервые после разрушения кладбища церковная молитва об усопших зазвучала здесь в 2006 году (келейно все желающие начали постоянно молиться здесь с 2008 года, снимая для этого помещение в одном из зданий). 2011 год в истории Митрофаниевского кладбища отмечен еще одним важным событием: здесь образовался приход.
— Главным идейным вдохновителем образования прихода стал создатель Всероссийского помянника настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин, — рассказывает иерей Илия Петров. — Отец Владимир придает огромное значение сохранению исторической памяти, и он первым со стороны Церкви поддержал инициаторов сохранения некрополя в том, что необходимо почтить память сотен тысяч наших сограждан, пребывающих в забвении. В августе 2014 года он отслужил первую за 85 лет Божественную литургию на Митрофаниевском кладбище.
Небольшое помещение на третьем этаже бывшего церковного дома — место сегодняшнего еженедельного (по понедельникам и субботам) служения Литургии на Митрофаниевском кладбище (само это историческое здание — одно из четырех бывших церковных домов — недавно вернули епархии). Голые крашеные стены, одна лавка, один подсвечник. Несколько икон на окне. На аналое — первая святыня — икона с частицей мощей святителя Митрофана, которую привез из Воронежа предыдущий настоятель прихода иерей Максим Косых. Оборудованный в углу жертвенник и наличие необходимой утвари позволяют вести службу в аскетичных условиях. Приглашенные петь «на клиросе» студентки Института религиоведения и церковных искусств признаются: словно в раннехристианские времена попали!
МОЛОДОЙ ПРИХОД
Молодой священник Илия Петров — четвертый по счету настоятель возрожденного прихода. Он очень тепло рассказывает о своих предшественниках, которые организовали приход в непростых условиях.
— Вокруг нет жилых домов, — объясняет отец Илия, — и наши прихожане — это люди, которые рядом работают: сотрудники различных фирм и компаний. Специально для них мы служим Литургию в понедельник в 7:30 утра, чтобы они могли прийти помолиться до работы. Костяк прихода составляют человек десять. Но малое количество меня не смущает. Тем более, что совсем рядом с Митрофаниевским кладбищем, на бывших землях Варшавского вокзала, начинается масштабное жилищное строительство. Значит, наш приход будет прирастать людьми.
В нескольких сотнях метров от церковного дома — фундамент разрушенного храма святителя Митрофана Воронежского. Его наличие подтвердила историко-архитектурная экспертиза, проведенная по инициативе Санкт-Петербургского Митрофаниевского союза Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и утвержденная КГИОП. Сейчас на этом месте установлен памятный камень, есть проект восстановления храма. Но это требует огромных денежных затрат, и в отсутствие большого прихода браться за возведение храма — преждевременно. Сегодня, — говорит отец Илия, — логичнее думать об установке часовни-памятника. Одна часовня, обустроенная сразу после образования прихода, уже есть. Но она очень маленькая и не может вместить даже нынешнее небольшое число прихожан.
— Сейчас первая задача — чтобы нам передали землю под бывшим храмом, — говорит настоятель. — Пока ее статус не определен, мы не можем начать здесь благоустройство и строительство. А как только землю передадут, будем искать благотворителей. И просить о помощи петербуржцев. Почтить память сотен тысяч похороненных здесь людей — наш общий долг!
ЗНАКОВЫЕ МЕСТА
Вместе с настоятелем прихода мы обходим другие знаковые места кладбища: поклонный крест на холерном участке, могилу блаженного странника Александра Крайнева. Здесь еще недавно располагалась база садово-паркового хозяйства Центрального района. Сейчас — груды земли перемежаются с рытвинами, заполненными водой. Везде грязь и мусор, у забора брошенная старая техника. Место захоронения почитавшегося в XIX веке подвижника определено с возможной погрешностью, которую дают дореволюционные карты, и требует дальнейшей экспертизы. Отец Илия рассказывает, что здесь тоже планируется восстановление часовни.
История
Блаженный странник Александр Крайнев (1818–1889), или Александрушка, как называли его при жизни, в XIX и начале ХХ века был почитаем в Санкт-Петербурге наравне с Блаженной Ксенией Петербургской. Зажиточный крестьянин Вологодской губернии, затем торговец, Александр Крайнев раздал всё состояние бедным и по благословению митрополита Филарета Московского, надев на себя пудовые вериги, отправился странствовать. Он проходил тысячи верст, собирая деньги, которые жертвовал на строительство храмов. После смерти над его могилой на Митрофаниевском кладбище была выстроена часовня (давно разрушенная). Сюда притекали петербуржцы всех сословий, получая на могиле блаженного странника исцеление от телесных и душевных недугов. Сегодня проход к могиле вновь открыт.Остатки декора, замазанных фресок и запах затхлости — таким предстает перед нами единственный сохранившийся на кладбище склеп, построенный в начале ХХ века из бетона и выдержанный в неорусском стиле. А ведь это единственный сохранившийся на Митрофаниевском погосте образец исторической мемориальной архитектуры! Склеп находится на частной территории. Но хозяева к визиту священника относятся доброжелательно и нас пропускают.
ЗДЕСЬ БУДЕТ ПАРК!
— Решить проблему Митрофаниевского кладбища можно только на уровне города и государства, — считает Илья Попов, — поскольку этот некрополь немаловажен в контексте не только петербургской, но и русской культуры. Первым встает вопрос о постепенном выводе арендаторов. На выездном заседании с участием депутатов, представителей городских комитетов и районных администраций (некрополь находится в границах Московского и Адмиралтейского районов), общественных организаций и Церкви были определены дальнейшие этапы решения имущественных вопросов. В числе первых вывели технику и временные строения организации «Лендорстрой 2», которые располагались на участке, где раньше был храм святителя Митрофана Воронежского. Снесены гаражи по западную сторону Митрофаньевского шоссе. Эта работа будет продолжена.
Илья Васильевич показывает предпроектное предложение (авторы — Сергей и Евгения Мамаевы) по созданию Митрофаниевского мемориального парка, согласованное Комитетом по охране памятников. Проект предполагает поэтапное, по мере вывода арендаторов, создание большого мемориального парка в исторических границах некрополя. Без спортивных сооружений и аттракционов. Только зона тихого отдыха и молитвы. Планируется по данным карт начала XX века определить (при участии археологов и специальной георадарной техники) трассировку старых дорожек и воссоздать их. Установить мемориальные скульптуры, стилистически перекликающиеся с историческими аналогами. Дендрология парка тоже будет характерной для Петербурга XIX века. При создании проекта его авторы ориентировались на исторические петербургские некрополи и известные зарубежные образцы, например Ольсдорфское кладбище-парк в Гамбурге и Лесное кладбище в Стокгольме, занесенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
ВОКРУГ ХРИСТА
— Мы молимся, чтобы Господь объединил здесь всех людей Своим Святым Духом, чтобы Он дал нам всем возможность конструктивно трудиться, почтить память здесь похороненных, построить в будущем храм святителя Митрофана Воронежского, — говорит отец Илия. — Известно, что когда святитель отошел ко Господу, сам Петр I со словами: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности благодетельному сему пастырю отданием ему последней чести» — нес его гроб. Вот и нам сегодня стыдно будет, если не почтим память святого и всех сотен тысяч лежащих в этой земле людей. Но самое главное — сделать это вместе, мирно, объединяясь вокруг Христа!