Храм в Шушарах: Возрождение из небытия
История
Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Пулково (Шушарах) была сооружена архитектором Джакомо Кваренги в 1785 году. Это была одна из первых построек зодчего в России, наряду с Вознесенской церковью в Фёдоровском Посаде, Благовещенской церковью в Кузмине и Преображенской церковью в Московской Славянке (все названные поселения находились в Царском Селе и его окрестностях). Храмы были сооружены по указу императрицы Екатерины II, которая (как следует из писем Кваренги) принимала непосредственное участие в проектировании.
Царскосельские церкви были построены в новом для России палладианском стиле: Кваренги вдохновлялся чертежами и постройками великого итальянского зодчего Андреа Палладио (1508-1580). На смену барочной прихотливой пышности приходил строгий классицизм, а традиционный для России крестово-купольный план нередко уступал место латинским приёмам композиции. Одним из наиболее ярких примеров таких модных новшеств стала Смоленская церковь в Пулково.
Храм компактной, прямоугольной в плане формы с алтарным выступом на восточной стене имел две колокольни по обе стороны от главного входа. Этот характерный западный мотив был чуть раньше использован архитектором Иваном Старовым при постройке Троицкого собора Александро-Невской Лавры. В отличие от последнего, Смоленский храм в Пулково вовсе не имел купола и был покрыт четырехскатной кровлей.
Помимо симметричных звонниц, главными украшениями строгих фасадов стали большие полуциркульные (термальные) окна, сдержанные порталы и сухарики карниза.
Все церкви, построенные Кваренги в Царском Селе и его окрестностях, были разрушены во время Великой Отечественной войны.
Новый отсчёт
В 2011 году во время строительства конгрессно-выставочного центра «Экспофорум» в Шушарах был обнаружен фундамент церкви Смоленской иконы Божией Матери, что послужило толчком к воссоздания памятника. Проект был выполнен силами архитектурной мастерской «Литейная часть-91» под руководством Рафаэля Даянова.
Впрочем, термин «воссоздание» можно употребить здесь лишь условно: фактически это было новое строительство на новом месте, поскольку исторический фундамент утратил несущую способность и к тому же попадал в будущем под расширяемую автостраду. В итоге новую постройку пришлось не только отодвинуть на 50 метров от изначального места, но и поднять на 8 метров, поскольку иначе она оказалась бы в неуместном визуальном подчинении у выросшего рядом гигантского выставочного комплекса. И всё же, благодаря высокопрофессиональному, в полном смысле реставрационному, подходу с опорой на исторические чертежи и соблюдением аутентичных материалов и технологий новое здание производит впечатление подлинника.
Однако на этом процесс не закончился: после завершения основного объёма работ последовал длительный период отделки интерьеров и благоустройства территории храма. Эта часть работы (за исключением мраморной отделки пола по эскизам «Литейной части-91») досталась архитектурному бюро «Тектоника» под руководством Кирилла Яковлева.
Ампирное убранство
Интерьер храма необычный, поскольку он, как сказано выше, не имеет купола. Молельный зал освещается, главным образом, из двух больших боковых окон (свет из западного окна падает, в основном, на площадку хора над входом). Отсутствие дополнительного верхнего света повлияло как на композицию росписей, так и на общее колористическое решение интерьера, направленное на максимальное высветление и визуальную лёгкость. Поскольку текстов и иллюстраций с информацией о цветовой гамме не сохранилось, художники разработали оригинальный цветовой строй, основа которого — бежевые стены, белая с золотом отделка и голубой фон плафонных росписей и алтарной конхи. Бежево-золотистый цвет символизирует нетварный Божественный свет: на его фоне выделены белые тяги, карнизы и филёнчатые рамы, выполненные в соответствии с проектом Кваренги.
Голубой цвет символизирует небо. Из-за отсутствия купола фигуры евангелистов располагаются не на парусах, как обычно, а прямо над головой, на сходящихся частях крестового свода. Композиция плафонной росписи опирается на чёрно-белую архивную фотографию, где отчётливо читается ренессансная стилистика, созвучная палладианскому облику храма. Изображение сделано темперными силикатными красками по сухой штукатурке. Академически реалистичны и иконы на боковых стенах, выполненные в технике масляной живописи.
Мастерами «Тектоники» были изготовлены также престол с жертвенником, аналои, киоты, пюпитры, хоругви. При разработке эскизов художники ориентировались на искусство рубежа XVIII—XIX веков.
Четырехъярусный иконостас выполнен «Вятскими кустарными мастерскими». Он практически точно воссоздаёт авторский иконостас Кваренги, вырезанный мастером Францем Брюлло (родственником знаменитых живописца и архитектора Брюлловых) в 1784-1785 годах. Цвет его белый с золочёными деталями. Венчает алтарную стену золочёное распятие работы скульптора Андрея Гордеева. Им же изготовлены модели резных элементов иконостаса. Композицию алтаря организует расположенное по центру изображение Христа Великого Архиерея, восседающего на троне. В цокольном этаже выполнены интерьеры ризницы и трапезной, украшенные темперными росписями в стиле помпейской и раннехристианской живописи.
Опираясь на весьма скудные исторические и архивные материалы, мастера создали в значительной степени оригинальный интерьер, торжественный и нарядный, отвечающий духу классицистической эпохи.
В создании внешнего облика «Тектоника» тоже принимала участие: её живописцы изобразили на восточном фасаде храма, в нише алтарной апсиды, Смоленскую икону Божией Матери в темперной технике. По эскизам мастерской были выполнены мощение, фонари и изящная кованая решетка.