Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
  Войти
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Хрустальные звуки на берегах Невы

 Международный хоровой фестиваль-конкурс духовной музыки «Хрустальная часовня на Невских берегах» прошел 4–6 ноября в Санкт-Петербурге. Организаторы — творческое объединение «Nota Bene» и фонд поддержки и развития музыкального и театрального искусства «Классика без границ». О фестивале рассказывает его исполнительный директор Анастасия Мазанкина.
Раздел: ПОДРОБНО
Хрустальные звуки на берегах Невы
Журнал: № 12 (декабрь) 2022Автор: Татьяна КириллинаФотограф: Марина Хохлова Опубликовано: 30 декабря 2022

— Анастасия, сколько лет существует фестиваль?

— Фестиваль «Хрустальная часовня» проходит четырнадцать лет в Москве под патронатом Российской академии художеств при поддержке Патриаршего совета по культуре. За эти годы он проходил также во многих регионах — и в Белоруссии, и на Святой земле. И вот уже три года исполнилось фестивалю «Хрустальная часовня на Невских берегах».

— На каких площадках проходит фестиваль в Санкт-­Петербурге?

— Конкурсные прослушивания — в основном в Феодоровском соборе. Мы стараемся прослушивания и концерты проводить в храмах. В этом году конкурсное прослушивание ансамблей и хоровых коллективов состоялось 4 ноября в верхнем храме Феодоровского собора, прослушивание солистов — 5 ноября в салоне «Artstand.art». В 2020 году итоговый концерт мы провели в Морском соборе Кронштадта, в этом году — 6 ноября в Петрикирхе на Невском.


— Каков принцип участия в фестивале?

— Единственное требование — исполнение духовной музыки, поскольку это заявлено в названии фестиваля. У нас есть и взрослые коллективы, и детские, и смешанные, и однородные. Причем смешанными хоры могут быть как в плане участия мужчин и женщин, так и в плане возраста: дети могут петь со взрослыми, но могут и отдельно. Различные номинации установлены для коллективов разной численности: это может быть большой хор или небольшой ансамбль, вплоть до дуэта или трио. Есть и конкурс для солистов.


— А важно, профессиональный коллектив или нет?

— Принимают участие и любительские коллективы, и профессиональные, в том числе коллективы учащихся музыкальных учебных заведений. Разумеется, для профессионалов и любителей предусмотрены разные номинации.


— Церковные хоры участвуют?

— Да. В прошлом году, например, приезжал приходской хор из Опочки, это в Псковской области, они получили первую премию. У нас участвуют и прославленные коллективы — например, Академический хор «Подлипки» имени Бориса Талачкова из города Королева Московской области. В этом году принял участие ансамбль из Союза концертных деятелей Санкт-­Петербурга.


— Каковы требования к программе?

— Программа состоит из трех произведений: одно обязательно духовное, другое народное, третье — по выбору участника, но желательно, чтобы автором был русский композитор, хотя допускаются и зарубежные. Что касается произведений по выбору, большинство участников выбирают также духовное произведение: часто звучат Чесноков, Рахманинов, Чайковский.

— Все поют а капелла?

— Для взрослых коллективов допускается исполнение с сопровождением, но не более одного произведения конкурсной программы. Детские и детско-­юношеские хоровые коллективы могут петь с сопровождением.


— Кто входит в жюри?

— В жюри обычно входит Ольга Львовна Косибород, директор культурных программ Российской академии художеств, художественный руководитель женского камерного хора Академии художеств «Гофман-хор», гендиректор и художественный руководитель Международного фестиваля-­конкурса «Хрустальная часовня». В прошлом году она была председателем жюри. В разное время в него входили композитор Евгений Казановский, доцент Консерватории и регент Никольского собора Сергей Федосеев. В этом году председателем стала Инна Яковлева, руководитель хора «Подлипки» из Королёва: в прошлом году коллектив получил Гран-при, как детский, так и взрослый, и мы решили её поощрить. Постоянный член жюри также — начальник фольклорно-­этнографического центра Петербургской консерватории Ирина Светличная.

— Сколько дней обычно проходит конкурс?

— Мы рассчитываем на три дня, с пятницы по воскресенье, чтобы члены любительских коллективов смогли вернуться и в понедельник выйти на работу.

— Много петербургских коллективов участвуют в фестивале — или в основном приезжие?

— Я заметила, что наши коллективы недостаточно активно относятся к участию. Почему так происходит, мне непонятно. Очень активны коллективы из Москвы, из регионов. На этот раз Гран-при получил хор из Могилёва, из Белоруссии. Он разделил главный приз с коллективом Союза концертных деятелей, так что вторые победители — наши, петербургские. Охотно включается Ленобласть: в этот раз участвовал детский коллектив из Соснового Бора. Но в основном приезжают из более отдаленных регионов. Для участников из других городов организуется культурная программа с посещением петербургских музеев. В основном участники приезжают за свой счет, некоторые регионы субсидируют поездку на конкурс.


— Что получает коллектив в случае победы?

— Все участники получают грамоты, их вносят в список награжденных, эта информация появляется на сайте. Победители, получившие Гран-при, приезжают в Москву и поют в галерее Зураба Церетели. В Москве это выступление проходит всегда в мае. Конкурс не просто так называется «Хрустальная часовня»: настоящая часовня из хрусталя действительно существует. Она находится во внут­реннем дворике Музея современного искусства на Гоголевском бульваре и открывается один раз в год специально для финального концерта. Это выступление входит в программу празднования Дней славянской письменности и культуры в Москве.

— А как поощряют остальных победителей?

— В каждой номинации есть 1‑е, 2‑е и 3‑е место. По решению жюри присуждают и специальные дипломы. Участники получают аттестационный балл, и их поощряют на местах. Конкурс значим для комитета по культуре, осуществляется при поддержке Министерства культуры. Это не частный и не коммерческий конкурс, его задача — формирование открытого культурного пространства для развития музыкально-­эстетической среды общения и обмена опытом. 


Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"