Лето Господней любви

Место судьбы заняло Божественное предопределение. Чем одно отличается от другого? Почему соблюдение хоть ветхозаветных правил, хоть христианских установлений ничего не гарантирует человеку? И по какой причине Христос сравнивает Себя с ребенком? На эти вопросы отвечает преподаватель СПбДА иерей Дионисий Харин. 
Раздел: ПОДРОБНО
Лето Господней любви
Журнал: № 7-8 (июль-август) 2020Автор: Наталия Щукина Опубликовано: 31 июля 2020

Грехопадение и закон

Я  исхожу из  своего пастырского опыта. Большинство людей хотят видеть парадигму жизни. Хорошо, когда всё понятно: чего от  меня хочет Бог, как я  должен жить, какую принести жертву, сколько поставить свечей, сколько прочитать молитв, чтобы угодить Богу. В  тот самый момент, когда возникает риск, человек приходит и  говорит: ваша система не работает, Бог меня не  слышит. Приходится объяснять, что Бог никому не обязан ничего давать в  ответ на  то, что мы делаем. Божия воля в  Священном Писании трактуется по-разному. Но  в  целом, конечно, Бог творит человека абсолютно свободным. Этот акт свободы выражен абсолютным образом в событии грехопадения. Никто не  помешал Адаму сделать выбор.

В Ветхом Завете через пророков Господь говорит, что «в законе... воля его [человека], и о законе Его размышляет он [то есть человек должен размышлять] день и ночь» (Пс. 1, 2). В этом состоял иудаизм — в постоянном изучении закона. Все пророки напоминали: воля Божия заключается в том, что человек должен поклоняться одному Богу и исполнять соответствующие этические нормы. В книге пророка Исаии говорится: вы отправились своими путями ходить, но придите ко Мне, очистите свои грехи, и Я вас прощу. Есть норма — есть отступление от нормы. Всё достаточно просто. В христианстве подобный фатализм, система, полностью определяющая поведение человека, были отменены. Человек услышал, что отныне он свободен жить так или эта к. Скрытый посыл Ветхого Завета — «жизнь и смерть Я тебе предложил» (Вт. 30, 19), то есть «ты можешь выбирать», стал лейтмотивом христианства.



Крушение на острове Мальта 

В  Священном Писании ведется полемика с  греческим представлением о  роке, судьбе, предопределении. Основным регионом распространения христианства была территория Римской империи, испытавшая влияние греческой культуры. А  в  ней верования в  судьбу были достаточно распространены. От  простых людей до утонченных философов, платоников, стоиков и эпикурейцев, все принимали какую-то концепцию безличной миродержащей силы. Например, распространенным было представление о  том, что боги предопределили Риму быть столицей огромной империи.

В книге Деяний описано, как апостол Павел, путешествуя по этим регионам, так или иначе сталкивался с различными представлениями о судьбе, которая действует на человека и которой невозможно избежать. Сам Павел говорит: «я должен видеть и Рим» (Деян. 19, 21), используя греческий глагол, который обозначает именно предопределение свыше. То же слово произносит Иисус Христос, когда в 9-й главе Евангелия от Луки говорит, что Ему надлежит идти в Иерусалим.

На пути к Риму происходит выдающееся событие — кораблекрушение на острове Мальта. Павлу было несколько видений, что никто не погибнет, только корабль разрушится. С Павлом едут разные люди. Греки особенным образом относились к морским путешествиям: они были достаточно опасны. Были и божества, покровительствующие морским путешествиям. Чтобы хорошо добраться до места назначения, нужно было воздать им почести. Корабль рушится, и апостол Павел заявляет, что точно никто не погибнет. Люди высаживаются на берег, Павел поднимает хворост, оттуда выползает змея и кусает его. Окружающие говорят, что суд божий не оставляет жить Павла. Читатель Синодального перевода не может понять, о каком суде божием идет речь. Кто этот бог, который его не оставляет жить. В греческом тексте на этом месте стоит имя богини возмездия Дике. Люди, которые видят, как Павла кусает змея, понимают: он был целью богов судьбы, его необходимо было убить еще раньше, но ему удалось спастись, как и многим греческим героям, которых преследовали те же самые боги судьбы. К тем, кому удавалось выжить, приходила последней самая страшная богиня возмездия, Дике. И вот она настигла Павла. Но Павел оказался сильнее.

Исследователи библейской филологии подсчитали, что евангелист Лука чаще всех остальных использует термин «воля Божия». Этот термин переводят по-разному, как «совет, обязательный к исполнению», как «закон в парламенте», как просто «совет» и как «воля». У Луки воля Божия предопределила страдания Иисуса Христа. Апостол Павел у Луки в своей прощальной речи к эфесским пресвитерам говорит, что ни одной минуты он «не упускал возвещать всю волю Божию» (Деян. 20, 27)

Это новая перспектива жизни. Воля Божия не есть исполнение определенных правил и законов. Но это возвещение Царства Божия, где нет ничего, что могло бы определить как рок, судьбу, предопределение. Человек отправляется в свободное плавание. Главное, что он должен выполнить в своей жизни, это быть свидетелем Царства Божия. «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь меж собою» (Ин. 13, 35). Это нравственный закон любви, через который возвещается Царство Божие и проявляется Его воля. Бог просит нас быть богом здесь, на земле. При этом на самый популярный вопрос о том, что действительно для меня важно сейчас и как узнать волю Божию, невозможно дать ответ. Те люди, которые пытаются гадать, почему происходят те или иные события в обыденной жизни, например, полагая, что Бог решил, что должна быть война или что их должны сократить на работе, как мне кажется, не понимают свободы христианства.

Давид Тенирс Старший. Чудо апостола Павла на острове Мальта. 1620 год
Давид Тенирс Старший. Чудо апостола Павла на острове Мальта. 1620 год


Исцеление слепого 

Получается, что жизнь человека не предопределена Богом. То  же связано и  с  болезнью и  смертью. Например, вспомните историю с  исцелением слепого. Фарисеи устроили разбор, кто виноват в  его слепоте. Они были уверены, что это ему наказание за  грехи и  он исполняет волю Божию. Если он родился слепым, то виноваты его родители или его деды и  прадеды. Ему самому проще, если он знает, за  что несет наказание. Но  Господь говорит замечательно: «не  согрешил ни он, ни родители его, но  это для того, чтобы на  нем явились дела Божии» (Ин.  9, 3). Каждое исцеление человека говорило о  том, что Богу есть дело до больных, хромых, увечных. Они болеют, скорбят не  потому, что этого хочет Бог, а  потому, что существует некий механизм, который восходит к  самому Адаму. Каждый из  нас может быть к  этому причастен. Но Бог не хочет, чтобы я болел. Он хочет, чтобы человек был счастлив. С  этого начинается проповедь Иисуса Христа в  Евангелии от  Луки. В 4-й главе Он открывает пророка Исаию и  говорит: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и  послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на  свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк.  4, 18–19). Господь употребляет слово, обозначающее самых бедных в  Римской империи, им даже нельзя было подавать деньги. Это всевозможные увечные. Они не  могли себя прокормить, потому что не  могли работать. Их наказали боги судьбы, они в чем-то виноваты. Но Господь говорит, что Он к  ним пришел. В  этом смысле христианство придает творческую составляющую жизни. В каком бы мы состоянии ни находились, в бедности или богатстве, в  болезни или на  смертном одре, мы должны суметь увидеть в христианстве надежду на  спасение. За всеми нас окружающими трудностями нужно увидеть не  Бога, который виноват в этом, а Бога таким, какой Он есть, то есть любящим Отцом, и таким образом увидеть и себя такими, какие мы есть. Бог хочет от  нас одного — чтобы мы научились быть людьми и любили друг друга. Ценили свободу свою и  наших ближних. Христианство — это увлекательное путешествие в неизвестное. Я не знаю, что меня встретит и  что я  изберу в  этой жизни. Но  мне важно, как я себя поведу в той или иной ситуации, как я  себя проявлю, столкнувшись с  той или иной трудностью.

Незаслуженное царство Приведу в  пример евангельский эпизод, когда Иисус Христос поставил младенца перед фарисеями и  законниками, сказав: «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня» (Мк.  9, 37). Многие западные протестантские сентиментальные толкования, их и  мы восприняли, говорят, что ребенок по  своей натуре добр, быстро прощает — и поэтому Царство Божие подобно ребенку. Я  долгое время был не  согласен, потому что, когда появились свои дети, я отлично видел, какими они могут быть и  как они проявляют самую настоящую злость, и не верил, что Царство Божие подобно вот такому орущему ребенку.

Тогда я попытался изучить этот момент и раскрыть контекст того, что произошло. Ребенок перед фарисеями — абсолютно бесправное существо, Царства Божия он еще не заслужил. Палец о палец не ударил и не достиг ничего. Это единственное существо в мире, ребенок, которого мы кормим просто так. На жизнь нужно заработать. Жена не накормит мужа просто так, муж — жену, хозяин работника. Мы живем внутри системы и все друг другу чем-то обязаны. Фарисеи тоже жили в этой системе. Богу необходимо вовремя помолиться, исполнить множество правил — мыть руки вовремя и правильно, есть еду правильную, различать чистое и нечистое, и тогда ты имеешь возможность предоставить Богу список своих заслуг и сказать: Ты мне обязан дать это царство, я всё сделал так, как Ты мне говорил.

А  христианство настаивает на том, что закон не имеет никакого значения, вы свободны. Как так свободны? А как теперь жить, как руки мыть, как поститься? Это была огромная проблема для первохристианской общины, люди ссорились друг с другом. И вот этот ребенок, которого мы кормим просто так, потому что мы его любим, становится образцом для Господа. Бог говорит: Я вам царство даю, потому что люблю, а не потому, что вы ставите Мне свечи и стоите на службах часами. И кто-то еще хвастается своими постами, что он неделю не ел, а потом в реанимацию попал, но в этом была Божия воля. Такие вещи вызывают недоумение. Нет, Царство Божие подобно ребенку, он ничего для его получения не сделал, но он будет там первым. Разбойник, который всю жизнь убивал, сказал одно слово — и оказался первым. А те люди, которые жили в системе и постоянно читали правила, не увидели Бога. В этом и парадокс: ты всё делаешь, но Бог прошел мимо тебя. Это и радостно, и страшно осознавать. 

Материал подготовлен на основе лекции «Человек: между свободой и фатализмом», прочитанной в лектории «Предание» 31 мая 2018 года

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"