Хор расширяет кругозор

Еще год назад об этом хоре никто не слышал. Но всё чаще и чаще на богослужениях в Исаакиевском соборе помимо праздничного хора стал звучать и молодежный. Сейчас ребят много, они принимают участие не только в богослужениях, но и в концертах, записывают клипы. «Запевая, хор расширяет кругозор», — поют ребята на мотив «Замыкая круг»: такой клип они записали в честь первой годовщины образования хора.
Раздел: ПОДРОБНО
Хор расширяет кругозор
Журнал: № 12 (декабрь) 2022Автор: Татьяна КириллинаФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 29 декабря 2022

Познать себя

Ключарь Исаакиевского собора протоиерей Роман Ковальский рассказывает, что мысль о молодежном хоре возникла, поскольку необходимо привлекать молодежь в храм — об этой задаче как о главной не раз говорил Святейший Патриарх Кирилл. «Чтобы молодежь привлечь, надо её ­чем-то заинтересовать. Пение — самое простое, очевидное решение. Через церковные певческие традиции молодые люди находят и дорогу в храм. Владыка эту идею благословил, я предложил матушке Ларисе Христич возглавить этот хор. Большинство ребят, как ни удивительно, вообще не ходили ни в какие храмы, тем более не пели в церковном хоре, ­кто-то даже не был крещен. Постепенно, через богослужение, паломнические поездки, добровольческие инициативы ребята приобщаются к церковной жизни».

СПРАВКА

Молодежный хор Исаакиевского собора создан по благословению митрополита Варсонофия 14 октября 2021 года с целью приобщения молодежи к церковно-­певческим традициям, участию в богослужениях, изучению основ православной культуры. Возраст участников — примерно от 18 до 30 лет. 

— Хоровое пение существует в России издавна, оно присуще человеку как часть жизни, — говорит Лариса Христич. — Люди пели за работой — когда сеяли и убирали урожай, шили и вязали. Пели за столом, в моменты отдыха и в праздник, во время богослужения и в походе. Во время торжеств все пели огромным хором, даже цари пели в хоре. Пела вся Россия. Пели хором бурлаки и плотники, студенты и ученые, пели на заводах и фабриках, в университетах и дворцах, в городе и деревне, пели везде. Традиции церковного пения изменялись: раньше на Руси было знаменное пение, потом оно постепенно вытеснилось партесным. В XXI веке эта традиция сохраняется. В музыкальных и общеобразовательных школах не случайно есть предмет  хоровое пение. С его помощью человек познает себя, учится чувствовать окружающих, развивает творческие способности, у него появляется чувство ответственности. С хоровым пением приходит ощущение, что вместе с другими можешь сделать то, что не сможешь сделать один.

Лариса Христич — регент храма великомученика Димитрия Солунского в Коломягах. Профессиональный музыкант — окончила музыкальное училище по специальности «дирижер-­хоровик» и регентский класс СПбДА.

— Год назад отец Роман предложил мне попробовать создать молодежный хор. Сначала я пригласила знакомых ребят, с которыми занималась раньше в воскресной школе. Первоначально в хоре было двенадцать человек, но очень быстро число певчих стало расти: ребята узнавали о хоре из социальных сетей (у нас открытая группа «ВКонтакте»), по «сарафанному радио», ­кого-то приводили друзья и знакомые. К прошлому Рождеству было уже человек двадцать. 8 января мы впервые выступили перед владыкой Варсонофием — пели колядки. Сейчас число хористов около 70 человек, за богослужением постоянно участвуют около 50 человек.

Что нужно, чтобы стать участником хора? Просто иметь желание и, конечно, прийти на прослушивание.

— Определяем музыкальный слух, голос, чувство ритма, — продолжает Лариса Ивановна. — Музыкальное образование не обязательно, и многие ребята его не имеют. Часть репетиции мы посвящаем изучению основ музыкальной грамоты. В перспективе мы собираемся организовать отдельные занятия по сольфеджио.

Обычно прослушивание Лариса Христич проводит перед репетицией, и пришедшие ребята сразу принимают в ней участие. А там уже сами решают, остаться или нет (как правило, остаются).

С творчеством хора уже познакомились не только в Петербурге: 29 мая ребята совершили поездку в Боровичский Свято-­Духов Иаковлев монастырь, где пели за Литургией, которую совершил епископ Боровичский и Пестовский Ефрем.


Репетиция, любовь моя

В одном из залов отеля «Амбассадор» на проспекте Римского-­Корсакова проходят репетиции. Прямо напротив окна — подсвеченный купол Исаакиевского собора. Ребята собираются, приветствуют друг друга.

Юлии Русановой 21 год, она учится на 3‑м курсе Санкт-­Петербургской консерватории на факультете хорового дирижирования.

— Меня попросили помочь спеть на одном концерте, потом на другом — так и случилось, что я стала работать с хором, — рассказывает она. — У нас есть разводные репетиции, Лариса Ивановна больше занимается с женским составом, а я с мужским. Мы отдельно занимаемся женскими и мужскими партиями, чтобы сократить время на разучивание. Я пела и раньше в церковном хоре, но постоянно участвовать в богослужениях стала как раз после того, как начала работать в молодежном хоре.

Перед началом репетиции Лариса Христич, Юлия и другие девушки обсуждают животрепещущий вопрос концертных платьев. До этого певчие одевались на богослужения по принципу «белый верх — черный низ», но пора уже подумать о более солидных костюмах, особенно девушкам. Какой цвет выбрать, какой фасон?.. Юноши в этот момент готовят инструмент для начала репетиции.

— Мне семнадцать лет, учусь в одиннадцатом классе, — рассказывает Иван Степанов. — Пришел в хор из Спасо-­Парголовского храма, где служу алтарником. Спел вместе с молодежным хором на Рождество, так и остался. С раннего детства пел в детско-­юношеском хоре. Пел лет до тринадцати, а когда началась ломка голоса, забросил. Иногда просили петь в различных храмах, я пел, но в основном служил алтарником. Пою больше для души, музыкального образования у меня нет. Есть ребята, которых я знаю по другим храмам, так что изначально не чувствовал себя здесь одиноким.

— Я закончила школу искусств имени Валерия Гаврилина, не представляю жизни без пения, — говорит Ксения Ковальская. — В хоре ребята очень дружные, мы быстро нашли общий язык. Учусь в Педагогическом университете, после занятий в вузе сразу бегу в хор на спевку. И музыку забрасывать не собираюсь, хор — это часть моей жизни.

Пока Лариса Ивановна прослушивает новеньких, репетицию начинает Юлия. Все поют «Царю Небесный», потом Юлия просит всех тянуть звук с закрытым ртом.

— У ­кого-то зажата челюсть, — это замечание от хормейстера. — Челюсть должна быть расслабленной. Теперь то же самое, только начинаем с piano. А теперь наоборот, постепенно приглушаем громкость.

Певчие поют гармоническую четырехголосную последовательность: «Басы тон вниз. Басы полтона вниз, тенора тон вниз, сопрано полтона вверх», — дает команды Юлия.

Лариса Ивановна и те, кого прослушивали, входят в зал. Регент предлагает исполнить песнопение «Достойно есть».

— Последний раз мы пели за Литургией, — напоминает Лариса Христич (хор пел за архиерейской Литургией в храме Всех святых, в земле Санкт-­Петербургской просиявших, на Левашовской пустоши. — Прим. авт.). — Что мне не понравилось? Многие знают песнопение наизусть и спели не по руке, а каждый в своём темпе. Нужно внимательно смотреть на регента.

Хор берет первую ноту: «Вы долго думаете, нужно быстрее». Регент предлагает спеть только сопрано и альтам, затем только мальчикам. «Ребята, не нужно, чтобы стены тряслись! Нужно, чтобы был унисон. А пока каждый заканчивает, как кому нравится».

И хор снова и снова поет одну и ту же музыкальную фразу.

Работу в хоре Лариса Ивановна выстраивает так, чтобы и сами ребята принимали в ней участие. У каждой группы голосов — сопрано, альт, тенор, бас — есть ответственный: он отвечает за то, чтобы эта группа к следующей репетиции выучила свои партии, напевает мелодии, объясняет музыкальную теорию, распечатывает ноты. Это и взаимовыручка, и помощь, и общение. В хоре есть и староста, Мария Захарова, которая отвечает за подготовку к репетиции. Ребята сами ведут группу «ВКонтакте», которая называется «Молодежный хор Исаакиевского собора»: там есть вся информация о хоре, фото, видеозаписи выступлений, сообщения об очередной репетиции.



И клипы, и концерты, и общение

В первую очередь хор работает над богослужебным репертуаром. Пока ребята поют только на Литургии, в перспективе — освоить песнопения Всенощного бдения. Но в репертуаре есть и светские песни — народные, военные. К Рождеству записали видеооткрытку с колядкой, это был первый клип — презентация хора. Это видео участвовало в молодежном кинофестивале «Пленка» и получило награду за лучшую звукорежиссерскую работу. Ко Дню Победы был снят клип на песню Игоря Лученка на слова Михаила Ясеня «Майский вальс» («Весна 45‑го года»). Съемки проходили в выставочном комплексе «Россия — моя история». Ребята постарались максимально соответствовать духу времени: девочки подобрали платья по моде тех лет, а мальчики оделись в военную форму. В процессе записи клипа устроили встречу с ветеранами Великой Отечественной, которые рассказали о своей жизни, о том, что в таком же возрасте, как сегодняшние хористы, они защищали Родину и встречали Победу в Берлине. Эта живая встреча оставила глубокий след в душе ребят.

Специально для молодежного хора был написан гимн Исаакиевского собора, на эту тему также записан видеоролик. Автор музыки и слов Алексей Тополов, хоровая партитура — Дмитрий Косов, оператор — Леонид Кривошеин, звукорежиссер — Михаил Мышалов. Гимн впервые был исполнен на ступеньках Исаакиевского собора после Божественной литургии в праздник Святой Троицы и день памяти преподобного Исаакия Далматского, 12 июня 2022 года. Первыми слушателями стали митрополит Варсонофий, сослужившее владыке духовенство и жители Петербурга.

   Большая работа над репертуаром была проведена в этом году с августа по октябрь. Помимо духовных песнопений разучивали музыкальный материал для участия в светских мероприятиях.

В конце сентября молодежный хор принял участие в фестивале «Наследие» памяти академика Александра Панченко. Этот фестиваль прошел в стенах Исаакиевского собора, творческие коллективы исполняли музыку XVII­­-XVIII веков. В исполнении хора прозвучал виватный кант на заключение Ништадтского мира «Радуйся, Петре». Фестиваль был также приурочен к 350‑летию императора Петра I.

А 16 октября певчие молодежного хора Исаакиевского собора пели на концерте «Любовь не ищет своего…», посвященном 150‑летию со дня венчания русского композитора Николая Андреевича Римского-­Корсакова с пианисткой Надеждой Николаевной Пургольд. Он прошел в духовно-­просветительском центре Спасо-­Парголовского храма. В исполнении хора прозвучали хор птиц из оперы «Снегурочка», заключительный хор из оперы «Сказка о царе Салтане», а Юлия Русанова исполнила романс «На холмах Грузии» на стихи Пушкина.

При хоре не так давно образовалась театральная студия, сейчас в ней готовят спектакль к Рождеству.

По большим праздникам — Рождество, Пасха, престольные праздники Исаакиевского собора — хористы собираются для дружеского общения, которое проходит в уютной, теплой атмосфере и обязательно с музыкой. Ребята готовят музыкальные номера самостоятельно, кто что может. К­то-то играет на инструментах — фортепиано, гитара, гармонь и даже ударная установка. К­то-то поет дуэтом или сольно, а ­кто-то просто импровизирует. Всегда на эти встречи приглашаются батюшки из Исаакиевского собора, которым ребята могут задать интересующие их жизненные и духовные вопросы.

В октябре отпраздновали годовщину хора: ребята сами придумали и поставили музыкальный капустник, провели интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». На таких вечерах каждый может проявить себя, показать свои таланты. За этот год ребята очень сдружились, а две пары в хоре даже повенчались. Каждому новому участнику все рады, и никто не чувствует себя одиноким.

У Ларисы Христич пятеро детей. А они тоже участвуют в хоре?

— Нет, они пока еще не достигли возраста участия в молодежном хоре. Но сейчас мы занимаемся организацией детского хора Исаакиевского собора, тогда и задействую своих детей, почему бы и нет? 



Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"