Евангелие для рэп-поколения

Рэп — один из самых популярных у молодого поколения музыкальных жанров — разве достоин внимания православного человека? Разве может он вызывать что-то, кроме отторжения, своей нарочитой неотесанностью и примитивностью? Диакон Алексий Волчков взял на себя миссию оценить русский рэп с христианской точки зрения.
Раздел: Острый угол
Евангелие для рэп-поколения
Журнал: № 1 (январь) 2012Автор: иерей Алексей Волчков Опубликовано: 30 декабря 2011
Есть музыкальные стили, которые Церковь и замечает, и привечает. Идеально, если  верующий любит классику. К народной музыке тоже можно испытывать симпатию: считается, что она прививает интерес к историческим корням. Да и рок с недавнего времени рассматривается Церковью как уместное средство проповеди христианских идей. Но вот рэп — один из самых популярных у молодого поколения музыкальных жанров — разве достоин внимания православного человека? Разве может он вызывать что-то, кроме отторжения, своей нарочитой неотесанностью и примитивностью? Диакон Алексий Волчков взял на себя миссию оценить русский рэп с христианской точки зрения.

14 ноября.
Плэй-лист

Редакция дала мне задание написать статью о рэп-музыке. Нельзя сказать, что я совершенно незнаком с этим жанром. Плэй-лист моей страницы «Вконтакте» содержит несколько подобных произведений. Я вспоминаю свое школьное время: в начале 90‑х тоже было много коллективов, которые, как они сами утверждали, играли рэп-музыку. Богдан Титомир, группы «Кармен» и «Мальчишник», как и их американские предшественники, носили шаровары, нелепые шапки и пели рифмованным речитативом. Сюжеты песен, как и музыкальное сопровождение, были простоваты и могли заинтересовать учеников пятого-шестого класса. Семиклассники смотрели на эту музыку уже свысока и с гордостью причисляли себя к «рокерам». Мое отношение к рэп-музыке в то время прекрасно выразил участник одного из интернет-форумов: «Рэп — это недомузыка, два-три барабанных звука, максимум четыре ноты на мелодию и максимум две ноты на бас».

Перелом произошел где-то между 2000–2002 годами. В 2000 году вышел фильм Сергея Балабанова «Брат‑2», в котором был показан срез общества рубежа двух тысячелетий. Реализм фильма создавался не только благодаря мастерству режиссера, игре актеров, но и его музыкальной темой. Рок-группы «Би‑2», «Наутилус Помпилиус», «Смысловые галлюцинации», «Агата Кристи» использовали яркий и понятный для зрителя музыкальный язык. В 2002 году вышел еще один культовый фильм этого времени — «Антикиллер» Егора Кончаловского. В этом фильме нет ни одной рок-композиции, зато Егор Кончаловский привлекает несколько иностранных («Clawfinger» и «Utah Saints») и одну отечественную рэп-группу («Каста»). Песня «Горячее время» этой группы стала основным саунд-треком фильма.

В дальнейшем мой интерес к такой музыке только рос.

24 ноября.
Пауза

Долго не брался за статью. После первоначального воодушевления меня охватывает уныние. Смущает ряд характеристик рэп-культуры. Чем больше узнаю групп, слушаю рэп-композиций, тем отчетливее понимаю, что я, вероятно, поспешно высказал желание писать в православном журнале об этом предмете.

Как вообще можно выполнить задуманное, если содержание примерно трети песен связано с темой наркотиков? Далее оказывается, что рэп-лирика неотделима от использования нецензурный брани. Жесткий ритм музыкального ряда, резкость и провокационность содержания песни как будто нуждается в дополнительном усиливающем инструменте — ненормативной лексике. Наконец, я убеждаюсь в том, что подавляющее большинство рэп-коллективов пишут откровенно слабую музыку, читают слабые тексты, вызывая негативное отношение к своему творчеству. У меня появляется соблазн выдумать для тех исполнителей, которые вызывают уважение («Noize MC», Гуф, Наггано, «25/17», «Смоки Но», Вася Обломов, «Каста»), какой-то новый, отличный от рэпа, музыкальный жанр.

Я почти соглашаюсь с одним из интернет-пользователей, который пишет: «Рэп — это такая несложная музыка, написанная специально для тех, у кого не хватает ресурсов головного мозга понять и вклиниться в более сложную, например, в попсу. В сравнении с рэпом попса едва ли не предел совершенства». 

Принимаю стратегическое решение. Ограничиваю свое исследование тем небольшим количеством исполнителей, которые мне симпатичны… 

Силы для работы над материалом я получил оттуда, откуда вовсе не ожидал. Я озвучил на своей странице «Вконтакте» тему статьи, спросил друзей об их музыкальных предпочтениях. Степень моего удивления сложно описать: в течение одного вечера я получил около пяти десятков сообщений, в которых мои знакомые, православные христиане, сообщали о своей любви к этому стилю. Мне писали, почему эта музыка им нравится, слали любимые треки, советовали, с кем можно еще поговорить об этом. У меня создалось ощущение, что многих верующих интересует рэп, но они как-то стесняются своей любви к такой музыке. Конечно! Православному предписана лишь классика… в крайнем случае — группа «Чайф».

30 ноября.
Между love и hate

Набрел на интересный веб-ресурс «Любовь и ненависть» (http://lovehate.ru/). На страницах этого сайта пользователи могут выразить свою симпатию или неприязнь к любому явлению человеческой жизни. Обсуждение рэп-музыки собрало около трех тысяч сообщений. Любовь и ненависть набрали примерно одинаковое количество голосов.

Меня заинтересовали отзывы любителей рэп-музыки. Из сообщения в сообщение переходит одна и та же мысль: рэп популярен и любим, поскольку он дает молодому поколению возможность услышать песни об их реальной жизни, которые при этом написаны понятным для них языком. Пользователь Natochka пишет: «Рэп — это самая клевая музыка и самые чумовые тексты. Это телеги («телегами» называются в рэп-культуре песни. — Прим. авт.), которые действительно цепляют за душу. Эти тексты из жизни, их сюжеты могут случиться с каждым человеком. Они правдивы…» Молодежная аудитория массово меняет свои музыкальные пристрастия, уделяя все меньше внимания рок-коллективам именно по указанной выше причине. Современный писатель Захар Прилепин пишет в своем ЖЖ: «Главное, что Наггано и Гуф сделали то, что в свое время сделали Цой, Кинчев и прочие — они „выговорили“ целое поколение, нашли ему язык, насколько возможно адекватный и максимально честный. То, что это выглядит более дико, чем у Цоя и Кинчева — ну так что, какие времена — такие и слова». Действительно, какое время, какие судьбы, такая и музыка. «Я пока еще молод для рок-н‑ролла/Рок это old, а я хочу нового», — поет исполнитель Вис Виталис («Рэп это панк»). Какое-то время российский подросток никак не мог найти своего отражения в той музыке, какая звучала вокруг, где ему сформулировали бы то, что он уже знал о себе, но сам не мог сказать. Потом появился русский рэп конца нулевых. «Резкость аргументов, четкость по факту / Ты узнаешь себя в этом, тогда welcome, братка. (Наггано, «Качели»). За последние несколько лет рэп-музыка превратилась из музыки небольшой субкультуры в универсальный музыкальный язык, которым выражает себя целое поколение. Этот процесс заметен и Гуфу: «И на концертах люди не только в капюшонах и кепках, / Но и те, кто просто узнал себя в этих темах» (Гуф, «Соответственно»).

1 декабря.
Вообще-то рэп — это поэзия…

  «Некоторые пишут о рэпе, мол, музыки нет, а стихи проще простого придумать. Ну-ну. Возьмите лист бумаги и придумайте стихотворение, чтоб его можно было три минуты читать. И со смыслом. Посмотрю я на вас…» Это мнение Guf‑2000, пользователя одного из интернет-форумов. Все критики данного музыкального стиля должны отдавать себе отчет, что принадлежность к рэп-движению, наряду со многим (не всегда хорошим) прочим, подразумевает участие в процессе создания и распространения поэзии. Нередко даже утверждается, что рифмованная проза рэп-композиций гораздо ближе к миру литературы, чем к музыке.

Мало кто в нашем отечестве понимает, что те самые молодые люди, которые читают рэп, просиживают ночи напролет за сочинением стихов. Тысячи молодых людей пишут стихи, сочиняют для них музыку, чтобы миллионы молодых людей эти стихи с большим удовольствием слушали.  


3 декабря.
Рэп — контркультура

Контркультурой (сounterculture) называют такое мировоззрение, важнейшие принципы которого отрицают ценности господствующей культуры. Настоящей, наиболее последовательной контркультурой является христианство, ведь законы жизни христианина почти никогда не совпадают с тем, что диктуется как должное доминирующей культурой. По причине этого христианство имеет функцию пророческого обличения окружающего мира. А когда Церковь слишком вписывается в окружающий социально-политический пейзаж, Бог восставляет на земле других пророков. Чем больше я слушаю эту музыку, тем отчетливее вижу, что Бог использует этих парней в шароварах, их «пацанский» язык, ритмичное, наступательное, хлесткое слово рэпа, чтобы обличить наши ценности, наше государство, нас самих. Конформизм сегодняшних верующих контрастирует с принципиальностью и неуступчивостью рэп-культуры.

Обличение неправды современного мира — общая черта всей рэп-культуры. Группа «Каста» не может принять мир, в котором мы живем, ведь в нем «недостаток веры либо денег взят за основу» («Горячее время»). В композиции «Здесь даже солнца не видно» музыкантам Басте и Бумбоксу удается в нескольких четверостишьях описать всю ту могучую и нахальную неправду, которая торжествует в обществе:

…выбор невелик — молчать или быть убитым.
В попытке что-то изменить немало людей сгинуло
По приговору суда либо через киллера.
Игры в справедливость в программах Любимова.
Наивно полагать, что с этого будет хоть какой-то выхлоп.
Выхода не видно, не ходил на выборы.
Им все равно на чем клясться — на Конституции или Библии,
Они голосят о свободе на митингах,
Рассматривая страну как фирму — просчитывая прибыль,
И плевать кто решает, Москва или Киев,
Лучше скажите, как прожить на прожиточный минимум.
О чем вы молитесь в храме Христа Спасителя,
В сердце столицы страны третьего мира?

4 декабря.
«Как есть жестко, без лишнего блеска» (рэпер Наггано)

Снова возвращаюсь к сайту «Любовь и ненависть» (http://lovehate.ru/). Привлекает мнение одного из «ненавистников» рэп-музыки. «Я не то чтобы совсем ненавижу рэп, а он на меня никак не действует. Это просто стук (кстати, RAP и переводится как СТУК) и какой-то нескладный текст. То же самое можно услышать, например, на стройке или на рубке леса». На практике этот недостаток рэпа обращается в его важнейшее достоинство. Там, где одни видят примитивизм, другие обращают внимание на «демократичность» этого движения. Чтобы писать «рэпчик», музыкант нуждается лишь в компьютере, нескольких компьютерных программах и микрофоне. Музыкант начитывает текст, сводит его вместе с треком и затем немедленно закачивает его в интернет, на Youtube или на сайт «Вконтакте». Лучше всего этот механизм описан в песне Гуфа «Другая волна»:То, что вылетает в город из этих студийных мониторов,

После прослушивания на повторе
Становится тем, чему вторят
На телефонах в виде самопальных рингтонов в формате mp3
На невышедших пиратских альбомах.

Наггано поет о том, что ему «Достаточно света настольной лампы, / Чтобы, склеив детали, / Позже со сцены сказать о самом главном» (Наггано, «Качели»).

Слова многих песен показывают, что их авторы — довольно образованные, начитанные люди. Я могу допустить, что свои мысли они могут выражать в гораздо более изящной форме, без вычурной брутальности и уж, конечно, без использования нецензурной лексики. Однако они намеренно избегают всех этих «излишеств» и стремятся донести свои мысли предельно простым и доходчивым «языком улиц». Гуф поет о том, что ему «хватает пары слов, чтобы объяснить все» (Гуф, «Заколоченное»). В треке группы «Многоточие» мы слышим: «Ведь людям больше не понятна значимость слов / Некому понять поэтические взгляды на мир» (Многоточие, «Исповедь»). Простота и доходчивость воспринимаются как синонимы истинности. При этом любая художественная сложность заведомо вызывает подозрение. Если мысль невозможно выразить предельно простым, «пацанским» языком, значит эта мысль ошибочна. Гуф поет:

Если мой спич звучит нарочито
вычурно,
Вычеркни меня из плэй-листа, либо тупо выключи.
Читать о личном — таков обычай мой,
Выхватил чего логичного — так держать, старичок (Гуф, «Самурай»)

Музыка вычурная и излишне сложная — достояние мира шоу-бизнеса. Свою музыку рэп-музыканты подчеркнуто не воспринимают как бизнес. Рэп сочиняется «не ради бабла на счет / А ради зачета у тех, кто этим также увлечен» (Гуф, «Другая волна»). Группа «25/17» заявляет, что она готова отдать «все мирские блага в обмен на свободу» (25/17, «Жизнь продолжается»). Каждый музыкант должен пройти это искушение деньгами.

Им предлагали контракты, крутую дистрибьюцию,
Концерты от Питера до Иркутска.
Но на все эти предложения они ответили однозначно:
У нас другая волна и она нас прокачивает (Гуф, «Другая волна»)

Подобная декоммерциализация музыки — цена столь желанной для рэп-музыканта свободы творчества. Рок-музыкант или представитель шоу-бизнеса вынуждены учитывать требования формата, иначе их музыку будет невозможно транслировать по теле- или радиосетям. Но кому интересны радиостанции и телеканалы, если есть Youtube и «Вконтакте»?

8 декабря.
«Есть вещи на порядок выше» (группа «Каста»)

Идеология рэп-героев содержит очень важную для каждого верующего черту — представление о том, что в мире есть ценности, которые превосходят биологическую необходимость. Обществу, которое «видит вокруг только лавэ и товар» (25/17, «Жизнь продолжается»), музыка рэп-исполнителей сообщает о том, что «есть вещи на порядок выше». Музыка «хулиганов с одной извилиной в башке» (мнение одного из интернет-пользователей) отстаивает принципы, о которых с некоторых пор стало стыдно говорить вслух: любовь к Родине, верность и преданность другу, осторожное отношение к деньгам и неприятие мира потребления.

Говорят отсюда надо сваливать по идее,
Встать на ноги, завести семью, растить детей,
И может это правильно,
но прошлое не может быть оставлено и брошено,
позже найдено. (Каста, «Не забывай свои корни, помни»)

После этих слов группы «Каста» вопрос о бегстве из «этой страны» в сознании многих молодых людей, мне кажется, может сняться раз и навсегда

Некоторым рэп-музыкантам удалось сделать то, чем могут похвастаться лишь немногие поэты и писатели. В художественное пространство одного «рэпчика» им удалось вложить всю новейшую историю современной России. Тексты многих треков («Сухарики черные», Вис Виталис; «Война», «Баста»; «Горячее время», «Каста») через несколько десятилетий могут оказаться в учебниках истории.

10 декабря.
Гангста-рэп и орто-рэп

Внезапно наткнулся в сети на телерепортаж о супруге благочинного Борисоглебского округа Воронежской епархии Марине Чернициной. Услышав от своего сына о рэп-музыке и осознав, насколько это популярный и чем-то даже симпатичный жанр, она открыла при воскресной школе клуб любителей рэпа.

Христианская Церковь в своей истории часто занималась «воцерковлением» того ценного, что встречалось на ее пути. Античная философия, риторика, римское право — все это со временем стало частью Священного предания Православной Церкви.

Возможно, следующим рубежом культурной экспансии Церкви окажется рэп-музыка. Может быть, в контексте православной миссии следует поощрять создание «православных рэп-коллективов»? Православное рэп-движение могло бы доносить до молодежи христианские идеи и при этом было бы лишено негативных свойств гангста-рэпа (gangsta-rap — разновидность рэп-музыки, тексты в котором посвящены жизни криминального мира).

В действительности подобные группы уже появляются. В интернете довольно широко известна костромская группа «Комба БАКХ», которая исполняет православный рэп, церковный регги и душеполезный фолк. Одна из песен группы посвящена, например, святым мощам.

Усопшая братия,
Честныя останки!
Храните вы лучше нас,
Чем все эти стены и танки.
Вместе с живущими
И днем и ночью –
Молитеся Господу,
Святыя мощи. (Комба БАКХ, «Святые мощи»)

Коллектив записал уже более 40 альбомов. Группа «Комба БАКХ» является удачным примером сочетания православного содержания песен с их хип-хоп формой. Таких примеров, к сожалению, не очень много. Православный рэп-музыкант из Петербурга гораздо менее искусен в выражении своих чувств. В его песнях есть, например, такие сомнительные рифмы: «Эй, братан, не колись, / а лучше Богу помолись! / Это слово — не косяк!» Слабым местом любого вида творчества, которое склонно к тому, чтобы ставить перед своим названием эпитет «православный», является ошибочное убеждение, что низкое художественное качество продукта целиком компенсируется высотой целей, которые ставит перед собой православный автор.

Мне нравится подход матушки Марины. Женщина совершенно другого поколения, возможно, поклонница Александра Вертинского или Анны Герман, проявляет любопытство к тому, что ново, и привлекает сердца молодого поколения. При этом она дает членам этого клуба полную свободу творчества. «Это творцы, они творят, они поэты, они хотят быть услышанными, они естественно ищут аудиторию», — раскрывает матушка Марина мотивы своей инициативы.

11 декабря.
«Спокоен тот, кто хранит в себе Бога» (группа «Каста»)

Весь сегодняшний день я пытался слушать «христианский рэп». Музыка многих протестантских коллективов подчас оказывалась занятной, а слова не лишенными глубокого смысла, но… Могу признаться, что это творчество меня не жжет, не «цепляет» и не трогает. С удивлением признаюсь себе, что слушать гангста-рэп Басты мне нравится больше, чем те, в которых каждая строка призывает к молитве и покаянию.

Натыкаюсь на интервью рэп-музыканта Гуфа. Слушаю и не верю своим ушам!

Журналист: Есть какой-то ритуал перед выходом на сцену?
Гуф: Ну… я молюсь.

Мнение о рэп-музыке как об антирелигиозной или равнодушной к вопросам веры совершенно ошибочно. Баста и Гуф пишут о том, что для них «в городских джунглях вера как мачете». (Бас-та и Гуф, «Самурай»). Группа «Каста» дает слушателям простой рецепт, как сохранить себя в то «горячее время», в которое нас угораздило родиться: «Новое время ставит свою пробу, / Тиран в каждом из нас строит себе дорогу, / Спокоен тот, кто хранит в себе Бога (Каста, «Горячее время»). Исполнитель Гуф не стесняется рассказывать в музыке о своей вере: «Богу говорю спасибо, искренне в куп-лете» (Гуф, «Исповедь»). Ему вторит группа «25/17»: «Говорят, не так важен исход битвы, / Когда в сердце — вера, а на устах — молитва» (25/17, «Молитва»).

Русский рэп в лице наиболее талантливых своих представителей является своеобразной проповедью, обращенной к молодому поколению. Миссия Церкви не подразумевает механического и прямолинейного «воцерковления» всех форм творческой деятельности. Я почти согласен с неизвестным мне Аркадием, пользователем интернет-форума «Предание», который пишет: «Православный рэп — это оксюморон… Я думаю, что такое, в принципе, реально, но лишь как провокация». Все, что требуется от Церкви, это быть рядом и понимать.

14 декабря.
4:00

Материал готов. Сейчас еще раз прочитаю и отправлю его редактору. Я нарушил все возможные сроки. Иду спать. В голове звучат слова рэперов Басты и Гуфа. Я счастлив от того, что выбрал эту тему. Думаю, что слова рэпера Гуфа было бы неплохо процитировать во время одной из катехизаторских встреч в нашем храме. Мне кажется, они вполне могут быть девизом жизни христианина.

Я должен оставаться дерзким,
устроим здесь не детский
Замес… Слава Богу, есть с кем.
Чем стать подъездной плесенью,
лучше пулю в сердце,
Лучше вдребезги, чем превратиться в прокисшее тесто
Удобное для раскатки и придания
формы (Баста/Гуф, «Как есть»).

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Острый угол"

19 марта, вторник
rss

№ 1 (январь) 2012

Обложка

Тема номера:Тесные рамки субкультуры

Статьи номера

АКТУАЛЬНО
Умные, ответственные, неравнодушные
интервью с протоиерем Александром Степановым
Православные СМИ — не только московские
ПОДРОБНО
/ От редакции / Тесные рамки субкультуры
/ Острый угол / Евангелие для рэп-поколения
/ Интервью / По имени рок
/ Крупный план / Закорюки на стене
/ Крупный план / Хранить традиции, насколько возможно
/ Via Historica / Хиппи мы или нет?
ПРОПОВЕДЬ
Победить самого себя. Апостол в Крещенский сочельник
Свет к прозрению язычников. Евангелие в Неделю 31‑ю по Пятидесятнице
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Имена / Подлинная история
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / иерей Александр Бартов
/ Аксиос / иерей Димитрий Лушников
/ Ленинградский мартиролог / Священник Александр Секундов
/ Камертон / Общенародное пение в храме: за и против
/ Дошкольное богословие / Шалил ли маленький Иисус или Трудные разговоры о Рождестве
/ Приход / Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского на проспекте Стачек
/ Служение / Потребуется лет пять…
/ Служение / Кто есть кто в «Воде живой»