Дух Петербурга
— Елена Николаевна, что значит для архитектурного бюро эта награда?
— Нам предложили участвовать в конкурсе «Золотой Трезини», потому что объект, который мы построили в центре города под руководством выдающегося архитектора Рафаэля Маратовича Даянова, пожалуй, как никакой другой, соответствует духу Петербурга. Он построен на Песках, район этот начиная с петровских времен, а в основном при императрицах Екатерине I и Екатерине II, заселялся строителями города, и проект воссоздания храма мы рассматриваем как дань уважения людям, которые возводили наш город. Это была серьезная духовная ответственность нашего руководителя и всего коллектива. Он начинал работу в 2004 году. Нельзя не сказать о роли в воссоздании храма нашего благотворителя Вячеслава Адамовича Заренкова — он возглавил строительство, финансировал его, взял часть ответственности на себя. Мы сняли фильм об уже построенном храме, он выложен на сайте прихода. И когда мы подавали документы на конкурс, мы познакомили жюри с этим фильмом: он дает всестороннее представление о проекте, помогает понять смысл задачи, стоявшей перед нашим коллективом. Специальный приз, который мы получили, был вручен впервые в истории конкурса. Наш объект был выбран как наиболее соответствующий духу Санкт-Петербурга. В дальнейшем эта награда будет утверждаться Всемирным клубом петербуржцев в честь его организатора и бессменного председателя Валентины Трофимовны Орловой. Этот приз не требует отдельной заявки, лауреат выбирается из всех участников конкурса, решением экспертного совета клуба. Когда Михаил Борисович Пиотровский вручал медаль, он сказал, что очень рад, что награда досталась именно Архитектурному бюро «Литейная часть‑91». В течение тридцати лет мы работаем над сохранением и воссозданием объектов культурного наследия, мы — лидеры в этой области, много работали и работаем и с Эрмитажем, и с Русским музеем, и с Законодательным собранием Санкт-Петербурга.
— Насколько сложной была сама задача воссоздания храма на Песках?
— Во-первых, это было очень сложно юридически — недаром же храм строился семнадцать долгих лет. Юридическая база всё время менялась. Предварительно, начиная с 2004 года, мы занимались изысканием и анализом иконографических материалов, которые находятся в архивах Санкт-Петербурга. Вскоре после получения «открытого листа» для проведения археологических изысканий на площадке результат археологической экспедиции подтвердил наше проектное решение: мы поставили храм на том же историческом месте и в тех же габаритах, одним словом, воссоздали его таким же, каким он был прежде. При раскопках были обнаружены остатки фундамента, фрагменты лепнины и металлические части церковной утвари. В 2020 году здание церкви Рождества Христова на Песках было восстановлено. Оно возведено в стиле зрелого классицизма в виде креста, образуемого выступами с южной и северной сторон. Здание выполнено из полнотелого кирпича, со сводами и столбами, поддерживающими купол и арки, на которые опираются своды. Храм имеет три купола с глухими фонариками — один на главном куполе храма и два на колокольнях.
— Наверняка вам приходится слышать, что когда смотришь на этот храм, создается ощущение, что он был здесь всегда.
— Да, и для нас это — высшая награда. Думаю, сложный проект удалось относительно быстро воплотить, потому что это намоленное место. Как говорит настоятель храма протоиерей Андрей Щербан, восторжествовала Божия справедливость: мы вернули святыню на её историческое место. А наш покойный руководитель Рафаэль Даянов всегда говорил, что наша задача — осуществлять с помощью архитектуры связь времен. Важно, что восстановленный храм признан общественностью нашего города и горожане снова вспомнили свою мечту о переименовании улиц, окружающих храм, из Советских вновь в Рождественские.
Беседовала Татьяна Кириллина