Размышления перед Голгофой

Выставка «Христос в темнице» открылась 16 января в Центральном выставочном зале «Манеж» и продлится до 10 февраля.
Раздел: АКТУАЛЬНО
Размышления перед Голгофой
Журнал: № 1 (январь) 2019Автор: Татьяна КириллинаФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 17 января 2019

Экспозиция включает более тридцати деревянных храмовых скульптур середины XVII — начала XIX веков из четырнадцати музеев. В выставочном проекте участвуют Третьяковская галерея, Русский музей, Пермская государственная художественная галерея, Моршанский историко-художественный музей, Переславль-Залесский музей-заповедник, Музей истории религии, Тотемское музейное объединение и другие музеи. Куратор — ректор Академии художеств Семён Михайловский, дизайнер — Антон Горланов.

В аванзале посетителей встречает завеса с видео, изображающим зимний лес с колышущимися деревьями. Завеса состоит из нескольких длинных полотен — это своеобразный отсыл к евангельским словам: «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу» (Мф. 27, 51). На фоне завесы располагается одна из скульптур — ощущение, что Христос сидит в зимнем лесу.

Пространство нижнего зала с помощью войлочных полотен разделено на «клетушки», в каждой из которых находится скульптура на решетчатом пьедестале, заполненном камнями. Над головой каждой экспонируемой на первом этаже скульптуры горит неоновый «нимб» — и это самая спорная деталь экспозиции, хотя, наверное, на неподготовленного зрителя произведет сильное впечатление. На полу хаотично лежат большие камни — это отсылает к тому же отрывку из Евангелия от Матфея, к упоминанию о том, что «камни расселись». Завершает экспозицию нижнего этажа большое деревянное Распятие с предстоящими ангелами. На задней стене зала расположены экраны, на которые выводятся изображения с нескольких камер слежения. Метафора ясна — «мы все в темнице».

На верхнем этаже скульптуры расположены в решетчатом параллелепипеде, также разделенном на небольшие ячейки. В центре, в символическом «дворике», стоит одна из немногих сохранившихся в музейных собраниях «темничек» — именно в таких и должны были располагаться фигуры Христа. Сама «темничка» напоминает небольшой шкаф, внутри также находится одна из скульптур Спасителя.

Полумрак залов, пластическая выразительность фигур — всё это заставляет посетителей еще раз прочувствовать евангельскую историю: «Христос всегда в темнице — нашей памяти, нашего понимания, предрассудков о Нем, предубеждений перед Ним, Он заточен в узости моего «я», моих ожиданий от Него», — поделилась своими впечатлениями от экспозиции посетительница Надежда.

Тема Севера в экспозиции имеет еще одну составляющую: напоминает о судьбе пермских историков и просветителей, сохранивших это наследие. Один из них — Николай Серебренников, сын священника, проехавший более пяти тысяч верст в поисках деревянных скульптур и опубликовавший о них в 1928 году книгу. Два директора Пермского музея, Александр Лебедев и профессор Павел Богословский, были репрессированы: Лебедев расстрелян, а Богословский провел пять лет в лагерях.

На церемонии открытия куратор рассказал журналистам, что поначалу планировалось сделать просто выставку русской деревянной скульптуры, но решили ограничиться одним сюжетом. Во-первых, это самый распространенный сюжет. Во-вторых, в храмах этих скульптур практически нет, а в музеях они или находятся в запасниках, или показываются традиционно: «Мы хотели сделать что-то новое, чтобы люди прочувствовали этот сюжет».

Пермская деревянная храмовая скульптура получила распространение на территории Пермского края в XVII‒XIX веках. Особенность этих скульптур в том, что они сохранили отчетливые черты языческой культуры, но при этом испытали влияние западноевропейского барокко. Самые древние сохранившиеся образцы относятся к концу XVII — началу XVIII веков. В начале XVIII века Русская Православная Церковь запретила объемные изображения святых. Постановление Святейшего Синода от 21 мая 1722 года запрещало «иметь в церквах иконы резные, или истесанные, издолбленные, изваянные». Но уральские священники не спешили убирать из храмов скульптуры в миссионерских целях: их пастве, вчерашним язычникам, объемные изображения были понятнее. Наиболее распространенный образ Христа в пермской скульптуре — Спас в темнице, или Спас Полуночный. В русской иконографии этот сюжет появился лишь в XVII веке и, как считается, был заимствован из католической живописи. Он изображает Христа до восхождения на Голгофу, когда Он был поругаем римскими стражниками.

Все фотографии

Поделиться

Другие статьи из рубрики "АКТУАЛЬНО"