Размышления перед Голгофой
Экспозиция включает более тридцати деревянных храмовых скульптур середины XVII — начала XIX веков из четырнадцати музеев. В выставочном проекте участвуют Третьяковская галерея, Русский музей, Пермская государственная художественная галерея, Моршанский историко-художественный музей, Переславль-Залесский музей-заповедник, Музей истории религии, Тотемское музейное объединение и другие музеи. Куратор — ректор Академии художеств Семён Михайловский, дизайнер — Антон Горланов.
В аванзале посетителей встречает завеса с видео, изображающим зимний лес с колышущимися деревьями. Завеса состоит из нескольких длинных полотен — это своеобразный отсыл к евангельским словам: «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу» (Мф. 27, 51). На фоне завесы располагается одна из скульптур — ощущение, что Христос сидит в зимнем лесу.
Пространство нижнего зала с помощью войлочных полотен разделено на «клетушки», в каждой из которых находится скульптура на решетчатом пьедестале, заполненном камнями. Над головой каждой экспонируемой на первом этаже скульптуры горит неоновый «нимб» — и это самая спорная деталь экспозиции, хотя, наверное, на неподготовленного зрителя произведет сильное впечатление. На полу хаотично лежат большие камни — это отсылает к тому же отрывку из Евангелия от Матфея, к упоминанию о том, что «камни расселись». Завершает экспозицию нижнего этажа большое деревянное Распятие с предстоящими ангелами. На задней стене зала расположены экраны, на которые выводятся изображения с нескольких камер слежения. Метафора ясна — «мы все в темнице».
На верхнем этаже скульптуры расположены в решетчатом параллелепипеде, также разделенном на небольшие ячейки. В центре, в символическом «дворике», стоит одна из немногих сохранившихся в музейных собраниях «темничек» — именно в таких и должны были располагаться фигуры Христа. Сама «темничка» напоминает небольшой шкаф, внутри также находится одна из скульптур Спасителя.
Полумрак залов, пластическая выразительность фигур — всё это заставляет посетителей еще раз прочувствовать евангельскую историю: «Христос всегда в темнице — нашей памяти, нашего понимания, предрассудков о Нем, предубеждений перед Ним, Он заточен в узости моего «я», моих ожиданий от Него», — поделилась своими впечатлениями от экспозиции посетительница Надежда.
Тема Севера в экспозиции имеет еще одну составляющую: напоминает о судьбе пермских историков и просветителей, сохранивших это наследие. Один из них — Николай Серебренников, сын священника, проехавший более пяти тысяч верст в поисках деревянных скульптур и опубликовавший о них в 1928 году книгу. Два директора Пермского музея, Александр Лебедев и профессор Павел Богословский, были репрессированы: Лебедев расстрелян, а Богословский провел пять лет в лагерях.
На церемонии открытия куратор рассказал журналистам, что поначалу планировалось сделать просто выставку русской деревянной скульптуры, но решили ограничиться одним сюжетом. Во-первых, это самый распространенный сюжет. Во-вторых, в храмах этих скульптур практически нет, а в музеях они или находятся в запасниках, или показываются традиционно: «Мы хотели сделать что-то новое, чтобы люди прочувствовали этот сюжет».
Пермская деревянная храмовая скульптура получила распространение на территории Пермского края в XVII‒XIX веках. Особенность этих скульптур в том, что они сохранили отчетливые черты языческой культуры, но при этом испытали влияние западноевропейского барокко. Самые древние сохранившиеся образцы относятся к концу XVII — началу XVIII веков. В начале XVIII века Русская Православная Церковь запретила объемные изображения святых. Постановление Святейшего Синода от 21 мая 1722 года запрещало «иметь в церквах иконы резные, или истесанные, издолбленные, изваянные». Но уральские священники не спешили убирать из храмов скульптуры в миссионерских целях: их пастве, вчерашним язычникам, объемные изображения были понятнее. Наиболее распространенный образ Христа в пермской скульптуре — Спас в темнице, или Спас Полуночный. В русской иконографии этот сюжет появился лишь в XVII веке и, как считается, был заимствован из католической живописи. Он изображает Христа до восхождения на Голгофу, когда Он был поругаем римскими стражниками.