Князь Александр становится ближе
Два Александра
— Год Александра Невского — чем он вам в первую очередь запомнился?
— Мы шли к этому году несколько лет, я вхожу в городской оргкомитет, участвовала во всех заседаниях. При Александре Беглове оргкомитет заработал в полную силу, и здесь заслуга тогда вице-губернатора, а сейчас председателя Законодательного собрания Александра Бельского. Как только его назначили вице-губернатором, он сразу же познакомился с митрополитом Варсонофием, владыкой Назарием, и первая тема, которой он уделил внимание, была как раз связана с празднованием юбилея: предполагалось провести эти мероприятия на самом высоком уровне, насколько это возможно. Многие заметили, что в городской администрации два Александра, для обоих князь Александр Невский — небесный покровитель, оба верующие. Рабочая группа оргкомитета под председательством владыки Назария собиралась регулярно. Обсуждались задачи, находились решения, что-то менялось. Это был живой рабочий орган. Один из позитивных моментов — в том, что мы увидели в работе по реализации юбилейных событий настоящее соработничество Церкви и государства.
— Расскажите о разработке сайта празднования.
— Еще в 2014 году вышло постановление президента, выводившее праздник на федеральный уровень. Были варианты, планы, но не было настоящей связи между комитетами, не было ощущения единого пространства. Важно было, чтобы из всего многообразия этих дел вырастал живой образ нашего героя, который был бы интересен для горожан, для молодежи. Я занимаюсь информационной стратегией, политикой, и в конце 2020 года стало очевидно, что необходимо создание информационного портала, где бы отображались и календарь главных мероприятий Петербурга и Ленобласти, и сами события, чтобы все, и в частности коллеги-журналисты, знали, что уже прошло, что предстоит.
Помощь святого
— Каким, на ваш взгляд, сложился образ святого Александра Невского для тех, кто мало о нем задумывался?
— Мне кажется, удалось на уровне разных проектов наполнить юбилейные торжества живым, теплым чувством. Неравнодушный взгляд в прошлое помог актуализировать образ святого князя, приблизить его эпоху, много раз проговорить значимые смыслы и контекст решений, которые принимал тогда князь Александр. Легко с позиций человека XXI века рассуждать о нем. Его даже называют «государственным святым». Отчасти это так, но в слове «государственный» звучит порой сомнительная нотка. Да, каждая эпоха приспосабливала под себя образ Александра Невского, кто-то считает, что в нем осталось мало реального. Но мне близка позиция историка, философа и культуролога Юрия Соколова, которого я часто привлекаю к участию в наших документальных фильмах, телевизионных проектах: когда люди говорят, что фигура святого князя «мифологизирована», это, безусловно, так, но миф — это не «неправда», это квинтэссенция глубинного народного осмысления. Прошедшие 800 лет выкристаллизовывают в этом образе самые важные моменты, которые повлияли на нашу историю, которые до сих пор «работают».
— Ощущали ли вы молитвенную помощь святого?
— Конечно. Сайт мы делали при поддержке комитета по печати, но поддержка пришли только в ноябре, а до того приходилось всё делать на большом энтузиазме многих людей: работников IT-сферы, дизайнеров, журналистов. Таковы условия сегодняшних грантов, субсидий. Этот год был таким сложным, напряженным, что мы с коллегами очень точно почувствовали, что не в человеческих силах всё это вынести. Если бы не было на это воли благоверного князя Александра, если бы не было молитвенной поддержки многих людей — священников, друзей, ничего бы не состоялось. Многое из того, что удалось организовать, происходило не благодаря, а вопреки.
— Что, например?
— Один из проектов, яркий и интересный, который мне очень дорог, который имел большой резонанс, был международный культурный проект «Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии». Мы посвятили его святому Александру Невскому, и это не было формальностью. В рамках проекта мы говорили о художественном образе, который так разнообразно воплотился в нашей культуре и искусстве. Нам удалось собрать здесь, в Александро-Невской лавре, действительно выдающихся мастеров: искусствоведов, художников, иконописцев, реставраторов, музейных и научных работников, древлехранителей из разных городов России и даже зарубежья.
Изначально комитет по культуре обозначил, что нам обязательно нужно учитывать онлайн-формат. С одной стороны, мы страдали от ограничений, вызванных пандемией, и опасались, что те, кого мы приглашаем, не смогут приехать, с другой — все мероприятия проекта мы провели и в офлайн-, и в онлайн-формате, и это дало удивительный эффект: по комментариям и количеству просмотров наших соцсетей мы поняли, что нас смотрят во всем мире. Нам писали люди из Италии, Эстонии, Австралии. Наши мастер-классы смотрели даже те, кто не знает русского языка, они писали: «То, что мы видим, восхитительно, просто не оторваться!» Я по-настоящему горжусь, что видеотрансляции мастер-классов мы могли сделать на высоком уровне: мы привлекли лучших профессионалов, которые есть в городе, всё было снято на очень качественном оборудовании, с правильной расстановкой камер, продуманным звуком. Всё видно и слышно было и тем, кто присутствовал очно, и тем, кто смотрел по ту сторону экрана. Мы смогли показать мельчайшие детали, всё, что происходит под кисточкой или пером мастера. А когда люди поняли, что могут задавать вопросы в режиме реального времени, они воодушевились. Много передавали поклонов мастерам, писали, например, что прямо сейчас расписывают стену в храме и смотрят мастер-класс по росписи стен. Куратор проекта Дмитрий Мироненко говорил, что этот проект очень нужен людям, которые занимаются изобразительным искусством, даже не обязательно церковным, и поэтому не может не состояться. Действительно, нас не покидало ощущение, что всё равно всё состоится, и мы преодолевали все трудности с уверенностью, что трудимся при поддержке и помощи святого Александра Невского.
Второй онлайн-проект — «Александр Невский — небесный покровитель Санкт-Петербурга». Мы разместили его в интернет-пространстве и показали на канале «78»: это небольшие видеоролики с масштабными съемками и компьютерной графикой, рассчитанные на современного человека, который может вообще ничего не знать о князе Невском. Это были короткие рассказы, объясняющие, почему Александр Невский — святой: он же воевал, убивал… Для нецерковного человека здесь нередко возникает преткновение. Кто такие святые, почему он стал небесным покровителем нашего города, каким образом он одерживал свои победы и действительно ли так велико их значение, как воплощается его образ сегодня, в XXI веке?..
— Да, нередко можно услышать: «Подумаешь, Ледовое побоище: это у нас раздули, а за рубежом никто об этом сражении не знает»…
— Пришлось более пристально изучить биографию святого Александра Невского. Еще в 2010 году в серии «ЖЗЛ» вышла замечательная книга Алексея Карпова. Что меня поразило, он как раз пишет: да, мы очень удалены от той эпохи, восемь веков — огромное расстояние, предметы материальной культуры, в том числе и летописи, рукописные памятники, просто исчезали, потому что горели во время многочисленных войн города. И тем не менее, сведения об Александре Невском можно найти, причем не только в наших летописях, не только в шведских и норвежских, но даже в китайских. И сведений этих совсем не мало, другой вопрос — какого характера эти сведения, можем ли мы почерпнуть из них ценную информацию. Есть, кстати, предположение, что в сознании потомков смешались сведения о победах, которые одерживал отец Александра Невского — причем сын в этих битвах участвовал! — и его собственных. И в тех битвах, в которых князь Александр принимал участие еще юношей под командованием отца, рыцари действительно уходили под лед, а на Чудском озере проводили исследования, и никаких следов затонувших рыцарей не обнаружено. Это не умаляет, разумеется, значение Ледового побоища. В изданиях наподобие журнала «Дилетант» любят высказаться, что, мол, это была битва местного значения, в ней довольно мало рыцарей участвовало. Но это, разумеется, некорректный аргумент. Серьезные историки говорят, что нелепо сравнивать Ледовое побоище с битвой на Курской дуге: сравнивать средневековые события с современными могут только люди, которые слабо разбираются в истории и не понимают, что каждое событие существует в контексте своей эпохи и на него влияют определенные условия. Поэтому мы собирали на сайте в разделе «Публикации» серьезные аналитические материалы, которые разбивают стереотипы восприятия тех событий, объясняют их современному читателю.
Актуальный образ
— Какие события юбилейного года стали наиболее значимыми для вас?
— В этом году действительно было много разнообразных событий — и в Петербурге, и за его пределами. Хотя от каких-то массовых мероприятий пришлось отказаться, по количеству и разнообразию год был очень ярким, насыщенным. На нашем сайте anevsky800.ru — информация примерно о 270 событиях, причем мы не ставили целью сделать портал агрегатором всех новостей, мы брали только самые интересные — в Петербурге, Ленобласти и городах, связанных с памятью Александра Невского, за рубежом. В Сербии установили бюст святому Александру Невскому, в составе городской делегации был губернатор Александр Беглов, спикер ЗакСа Александр Бельский, владыка Назарий. Есть уникальные события — например, закладка сирингария, сада сирени, — единственного на Северо-Западе, на лаврском скиту в Ленобласти, там же установили бюст Александра Невского, заложена часовня. Конечно же, возвращение монастырю исторического храма в честь Александра Невского — событие, которого так долго ждали верующие и братия монастыря! Значительным событием было наше ток-шоу «Александр Невский — небесный покровитель Санкт-Петербурга», где мы обсуждали, какой из художественных образов в нашем городе — старинная икона, современная картина, известная скульптура, изображение на знамени фанатов футбольного клуба «Зенит», мозаика на станции метро — самый емкий, самый актуальный. Неожиданно победил образ, созданный в наше время художником Евгением Емельяновым для выставки в Артиллерийском музее. Там изображен молодой князь, который только что одержал свою победу. Художник объяснял, что ему важно было показать князя именно молодым, это совершенно другой образ, не тот, к которому мы привыкли. Знаменитая картина Павла Корина была создана в тяжелые годы, в 1942 году, это разгар Великой Отечественной войны. Там князь Александр — такой былинный богатырь с суровым лицом, за ним стоит Русь, он опирается на меч. А у Емельянова совсем иной образ. Очень важно для молодежи сегодня понимать, насколько этот герой им близок: свои главные победы он совершил, когда ему было 19 лет и 21 год… Современные молодые люди в этом возрасте нередко еще считают себя детьми.
В большинстве прошедших юбилейных мероприятий было очень важно акцентировать внимание на появлении осознанного взгляда на нашу историю. Мы не идеализируем князя Александра Невского, он воевал и убивал людей, ему приходилось подавлять бунт в Новгороде, но нужно понимать, ради чего он это совершал. Ему нелегко давались эти решения. В нем была историческая интуиция гения. Юрий Соколов говорил, что он был тем редким политиком, который понимал, что не увидит результатов своей деятельности, что результат будет за пределами его личной биографии. Воин отдает свою жизнь «за други своя», и жизнь князя Александра — это тоже большая жертва. Сегодня мы понимаем, что этот человек не искал себе никакой славы, он действительно жил попечением о своем народе. Было бы наивно предполагать, что он сам себе это словами проговаривал, но это жизнь-действие. Многие почему-то думают, что принять перед смертью монашество — это был в те годы обычный поступок. Совсем нет: множество князей перед смертью монашество не принимали. Это был итог его жизненного пути, когда он отрекался от всего земного и поручал Богу свою страну, которую чаял когда-нибудь видеть единой, не раздираемой междоусобицами. Через сто лет Димитрий Донской, его потомок, одержит победу на Куликовом поле, но предпосылки этой победы закладывались еще при Александре Невском.
— Расскажите, пожалуйста, о фильме «Князь Невский: лики и лица», который был представлен на XV фестивале «Невский благовест».
— В этом году было снято много фильмов о святом князе, и мы как сотрудники пресс-службы Александро-Невской лавры принимали бесчисленные съемочные группы из разных городов России. Все в этом году хотели что-то снять. Казалось бы, что еще можно рассказать, ведь все уже всё рассказали?.. Но хотелось посмотреть глазами сегодняшнего человека на основные моменты жизни князя, их сегодняшнюю историческую интерпретацию, осмыслить многообразие его иконографии, типологию его художественных образов, разносторонность самой его личности: он и воин, и полководец, и дипломат. Кто-то скажет, что он был еще и семьянином. Мы снимали фильм целый год, он вышел на экраны накануне главных торжеств 800-летия Александра Невского 10 и 12 сентября на телеканале «Санкт-Петербург». В фильме присутствуют разные времена года, мы хотели по-разному показать знакомые места: и Усть-Ижору, и Александро-Невскую лавру. Мне особенно дорого, что для этого фильма мы успели в марте снять двоих кавалеров ордена Александра Невского, которым на тот момент было по 98 лет. Они — настоящие герои. В Кронштадтском Морском соборе отмечалось 30-летие Клуба кавалеров, мы послали туда съемочную группу. Важно, что получили они свои ордена в том же возрасте, в каком одерживал свои победы князь Александр Невский. Это люди со светлым и ясным умом, один из них, гвардии полковник Борис Феофанов, говорил, что и сегодня самое важное для них — не личное, а то, какую пользу они могут принести нашей стране. Летом этого года Борис Феофанов ушел в жизнь вечную, так что просто чудо, что мы успели его снять. Теперь все, кто будет смотреть наше кино, увидят этого человека. Я счастлива, что мы успели всё это зафиксировать. В этом — одна из задач документального кино. Один из героев фильма — сын Николая Черкасова Андрей Николаевич. Он рассказывает, как фильм «Александр Невский» привозили в действующую армию, его смотрели воины перед боем. Этот образ вдохновлял их, и они шли умирать за свое Отечество. Конечно, гениальный фильм Эйзенштейна — это «киноикона». Неслучайно образ князя в исполнении Николая Черкасова воплощен на военном ордене Александра Невского. Я видела разные фильмы, которые делали наши коллеги, — и телеканала «Спас», и Новгородского телевидения. Мне кажется, что это очень хорошо: не должно быть одного фильма про святого князя, их должно быть много. Так здорово, что этот герой продолжает вдохновлять, дает каждому возможность увидеть новые детали и грани своей личности.