Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Сентябрь имени Шостаковича

Главные музыкальные события первого месяца осени связаны в нашем городе с датой 25 сентября. 110 лет назад в этот день в Петербурге появился на свет Дмитрий Шостакович.
Журнал: № 9 (сентябрь) 2016Страницы: 54-55 Автор: Георгий Ковалевский Опубликовано: 2 сентября 2016

Композитор, ставший символом правды и честности в советскую эпоху, чья музыка отразила страдания нескольких поколений, жил в один из самых трагичных и тяжелых периодов нашей новейшей истории. Шостакович, наверное, как никто другой показал в своем творчестве весь ужас атеистического сознания. Его произведения, где зачастую зло представало в своем неприкрытом виде, давали возможность людям,лишенным общения с Церковью, пережить свой страх, отчаяние и боль, которые нельзя было выражать словами.

С Большим залом Петербургской филармонии, носящей сегодня имя Шостаковича, связаны важнейшие события жизни и творчества композитора. На этой сцене впервые прозвучали шесть из пятнадцати симфонийДмитрия Дмитриевича, а исполнение Седьмой симфонии под управлением Карла Элиасберга — в блокадном Ленинграде, в августе 1942 года, стало символом мужественности и несгибаемости духа защитников города.

Премьера 21 ноября 1937 года в Большом зале Пятой симфонии Шостаковича стала настоя­щей сенсацией своего времени. Сорокаминутные овации зала и безоговорочное признание симфонии официальной критикой были, с одной стороны, реабилитацией композитора, после осудительного постановления 1936 года находившегося под угрозой ареста, а с другой стороны — эмоциональным выражением страшных событий года текущего, 1937-го. По признанию самого Дмитрия Дмитриевича, эта симфония создавалась очень быстро: медленная третья часть, квинтэссенция скорби, была написана всего за три дня. Пятая симфония Шостаковича стала важной вехой и для проведшего премьеру дирижера Евгения Мравинского. Через год он стал художественным руководителем оркестра Ленинградской филармонии и неизменно обращался к этой партитуре практически в каждом сезоне.

Сегодня Пятая Шостаковича — одна из наиболее часто звучащих симфоний в мире. Именно она будет исполнена в Большом зале Петербургской филармонии 25 сентября Заслуженным коллективом России — Академическим симфоническим оркестром под управлением маэстро Юрия Темирканова на открытии сезона 2016 – 2017. В первом отделении вместе с тем же оркестром и дирижером армянский скрипач Сергей Хачатрян, хорошо знакомый петербургским меломанам по выступлениям в Концертном зале Мариинского театра, сыграет в этот вечер Концерт для скрипки с оркестром Яна Сибелиуса.

В этот же день в Малом зале Филармонии на Невском проспекте начнется более неформальный камерный концерт, целиком состоящий из произведений Шостаковича. В музыкальном приношении классику, приготовленном петербургскими музыкантами Алексеем Гориболем (фортепиано), Рустемом Комачковым (виолончель), Петром Мигуновым (бас), Екатериной Шиманович (сопрано), Натальей Евстафьевой (меццо-сопрано) и Станиславом Леонтьевым (тенор), прозвучат как мелодии, ставшие практически хитами (романс из музыки к фильму «Овод», адажио из балета «Золотой век»), так и редко исполняемые миниатюры (созданные в последний год жизни «Четыре стихотворения капитана Лебядкина» для баса на слова Ф. М. Достоевского и сымпровизированные подростком Шостаковичем «Восемь фортепианных пьес»).

Событием камерного вечера станет исполнение вокального цикла «Из еврейской национальной поэзии» для сопрано, контральто и тенора в сопровождении фортепиано — одного из самых пронзительных сочинений, написанного в 1948 году, когда Шостакович был снова обвинен в формализме, а его музыка находилась под негласным запретом. Премьера цикла 15 января 1955 года на сцене Малого зала Петербургской филармонии стала настоящим откровением для слушателей. Вокалистам Нине Дорлиак, Заре Долухановой и Алексею Масленникову аккомпанировал тогда сам автор.

В Концертном зале Мариинского театра в воскресенье 25 сентября состоится гала-концерт, посвященный юбилею Шостаковича. За пульт оркестра Мариинки встанет сын композитора, дирижер Максим Шостакович, проживший несколько лет в США и вернувшийся в конце 1990-х годов в Петербург. Максим Дмитриевич — всемирно признанный дирижер, работавший со многими оркестрами мира на всех континентах. В Петербурге и Павловске вместе со своей супругой он основал образовательные центры, в которых детям дают общее эстетическое образование в контексте православной культуры. Максим Шостакович очень трепетно относится к памяти своего гениального отца и практически всегда в день рождения Дмитрия Дмитриевича находит возможность продирижировать его сочинениями. Этот юбилейный год, конечно, не станет исключением.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"

27 апреля, четверг
rss

Последний номер

№ 4 (апрель) 2017
Обложка

Статьи номера

ПОДРОБНО
В новом формате. Клуб интеллектуального общения "Ортодокс"
Плоды "Причастия". Молодежная община Смольного собора
Улицы ждут. Александр Антонюк о проекте "Атриум"
Что такое современное миссионерство? Круглый стол о православной миссии в современном мире
Проповедь с чистого листа
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
Ленинская вера. Почему Володя Ульянов порвал с Церковью?
/ Умный разговор / Отцы и деды: между зависимостью и разрывом. Психолог о том, как правильно выстроить отношения с дедушками и бабушками
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
Матушка с фотоаппаратом. Инокиня Ксения (Белова) и ее серьёзное хобби.
Больничная симфония. Храм святой Марии Магдалины в детской больнице № 2
Рокер у престола. Рассказ иерея Александра Видякина о себе
Еще вчера средь нас. Памяти Юрия Петровича Костыгова
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
«Путь независимости»: как избавиться от шопоголизма и трудоголизма
Выставки в апреле
Музыка в апреле