Нереализованная мировая доминанта

Премьера авторской экскурсии «Колокольни и звоны Смольного монастыря» состоялась 13 марта в Смольном соборе. Её провел звонарь собора Игорь Александров. 
Журнал: № 04 (апрель) 2022Страницы: 48-49 Автор: Татьяна Кириллина Опубликовано: 19 апреля 2022

Началась экскурсия с посещения небольшой звонницы, которая располагается в левом приделе собора. Игорь Александров исполнил несколько звонов, ныне действующих в Смольном соборе, затем попробовать свои силы смогли и экскурсанты. У макета собора начался рассказ об истории его строительства. Экскурсия продолжилась на улице, у 10-тонного колокола-благовестника, расположенного перед входом в храм.

Вернувшись в собор, группа ознакомилась с другим макетом, воспроизводящим собор в разрезе. Игорь Александров рассказал об истории пятиярусной колокольни, которая была спроектирована великим Растрелли. Планируемая высота — 149 метров — делала её самым на тот момент высоким сооружением в городе. В первом этаже предполагалась арка, во втором — надвратный храм. Императрица Елизавета Петровна желала отлить колокол, который превосходил бы вес Царь-колокола, и Растрелли пришлось внести изменения в чертежи, добавить еще один ярус. Если бы этот проект осуществился, высота увеличилась бы до 170 метров — превышала бы высоту пирамиды Хеопса, и колокольня стала бы самым высоким строением в мире. Но возведена она не была.

Специально для нужд строительства Смольного собора были устроены кирпичные заводы, организована доставка материалов. На строительстве работали более двух тысяч солдат и рабочих ежедневно. При закладке фундамента обнаружилась проблема слабых грунтов. Было забито 60 тысяч свай из мороженого дуба. Для колокольни было забито более 10 тысяч свай.

В 1756 году завершилось возведение стен собора и двух храмов без внутренней отделки. В 1757-м началась война с Пруссией, и темпы работ замедлились. При Екатерине II собор был почти завершен, но у императрицы были другие приоритеты. В то время архитектор Бартоломео Растрелли отвечал одновременно за несколько объектов. Он успел закончить все, кроме собора, подал прошение об отставке и уехал в Италию. Отвечать за строительство стал архитектор Юрий Фельтен.

Екатерина II отказалась от завершения колокольни. Её успели возвести только до первого яруса, а в 1833 году, уже в эпоху царствования Николая I, она была полностью разобрана, более того — монастырь упразднен, Смольный собор стал главным храмом всех учебных заведений. Это решение сказалось и на судьбе колоколов. В отсутствие колокольни было решено расположить колокола на купольных башнях. До наших дней сохранились балки и крепления, и можно определить, сколько колоколов там было: на северо-западной башне пять, на юго-западной — одиннадцать. Большой праздничный колокол Смольного собора имел вес 607 пудов. Его украшала надпись в четыре пояса: «Повелением благочестивейшего государя императора Николая Павловича всея России отлит сей колокол для собора всех учебных заведений в С. — Петербурге» с изображением вензелей всех членов царской фамилии. Автором колокола был валдайский мастер Николай Смирнов, о чем также свидетельствует надпись на колоколе. Этот колокол использовался до 1867 года, когда был разбит. Также на северо-западной башне находились Воскресный, Полиелейный, Вседневный и Великопостный колокола.

 Завершал строительство собора архитектор Василий Стасов. Он разработал и проект колоколов, но где хранятся его эскизы, неизвестно. Интересно, что при изготовлении колоколов использовались ненужные медные монеты, оставшиеся после денежной реформы. Стасов добился, чтобы эти монеты были направлены на литье колоколов.
Экскурсия завершилась на звоннице Смольного собора, которая сейчас используется как обзорная площадка. Богослужебным нуждам собора вполне отвечают звонница в левом приделе и благовестник, находящийся на улице. На площадке можно послушать аудиоэкскурсию, посмотреть на наш город сверху не только невооруженным глазом, но и через телескоп.

— Для меня эта экскурсия — первый опыт, — рассказал Игорь Александров. — Идея назревала: воспитание чувства соборности в обществе сейчас — очень важная тема. Координатор по экскурсиям предложила мне собрать материал. Мы хотели сначала рассказать об истории колокольного дела, объяснить, как правильно воспринимать колокольные звоны. Не все люди, кто не имеет музыкального образования, могут правильно чувствовать музыку; так и с колоколами. Была цель рассказать о глубоком смысле колокольного звона. Но звон создается не только колоколами — на акустику влияет само пространство. Поскольку мы находимся в Смольном соборе, возникла тема его строительства, стало понятно, что без этого в экскурсии не обойтись. Растрелли был гениальным архитектором и очень тонко продумывал акустические свойства колокольни. В рамках экскурсии, к сожалению, невозможно обо всём этом рассказать, приходится подавать сведения тезисно. Я очень рад, что присутствовали звонари, они понимали, о чем я говорю. В дальнейшем я планирую сделать серию экскурсий, каждая из них будет готовить к восприятию информации следующей. Уже есть материал на три экскурсии. Предполагаю также уделить больше внимания биографии Бартоломео Растрелли: он очень много сделал для нашего города и был интересной личностью.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"