Голоса из хора

Хор — это когда все вместе, и в то же время это — собрание личностей. Более того, без личностей нет хора, каждый важен. Хор духовенства — «цеховой»: почти все его участники — священнослужители. Кто-то пришел очень давно, кто-то совсем недавно. Но, что важно, «старики» не заносятся перед новичками, здесь царят любовь и понимание, желание слушать и слышать друг друга.
Раздел: ПОДРОБНО
Голоса из хора
Со Святейшим Патриархом Кириллом в Великобритании
Журнал: № 12 (декабрь) 2021Автор: Татьяна Кириллина Опубликовано: 28 декабря 2021

Не только петь, но и говорить

Иерей Илия Макаров
Иерей Илия Макаров

Директор хора иерей Илия Макаров — один из инициаторов воссоздания Хора духовенства, бессменный ведущий всех концертов.

— Нас было трое, мы все выпускники Санкт-Петербургской духовной академии: отец Павел Шуклин, он сейчас протодиакон, служит в Исаакиевском соборе, иерей Максим Устименко, настоятель храма святых мучеников младенцев Вифлеемских, и я, — рассказывает отец Илия. — С отцом Максимом мы учились на одном курсе, отец Павел постарше. В дни нашей учебы, а это был период ректорства архиепископа Константина (Горянова), ныне митрополита Петрозаводского и Карельского, у нас было время для творчества. Мы пели в хоре Духовной академии, ездили на международные конкурсы, записывали аудиотреки, выступали перед гостями, которые приезжали в Академию.

Увлеченность церковным пением у друзей не прошла и когда они закончили Академию: они продолжали собираться, разучивали песнопения, изыскивали возможность для студийной работы и записали диск.

— Когда отмечали первую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла, мы подарили ему видеоклип, — продолжает отец Илия. — Наше желание заниматься музыкальным творчеством поддерживали те, кого мы ныне вспоминаем в молитвах, — владыка Маркелл, протоиерей Виктор Московский

Поющие священнослужители взяли благословение у митрополита Владимира на возрождение уже третьего состава Хора духовенства. Первоначально регентом был диакон Николай Боткин, ныне протодиакон, но через какое-то время регентом и художественным руководителем хора стал Юрий Герасимов. Впервые новым составом Хор духовенства выступил в 2009 году на юбилейном вечере, посвященном памяти основателя хора — митрополита Никодима (Ротова). Выступление состоялось в рамках конференции, которая проходила в Санкт-Петербургском епархиальном управлении под председательством Святейшего Патриарха Кирилла, и Святейший владыка также дал благословение на возобновление деятельности Хора духовенства.

— Первый концерт был в старом зале Святодуховского центра в канун Рождества Христова, — вспоминает отец Илия. — Мы его сделали в особом формате, который потом назовем «концерт-проповедь»; в этом формате мы до сегодняшнего дня выступаем. Нашу методику мы после зафиксировали, сформулировали и в 2017 году даже получили грант на её развитие. Тогда мы 7 ноября организовали в Ледовом дворце вечер, посвященный новомученикам. Все двенадцать лет мы воспринимаем свое служение как музыкальную миссию, стремимся сделать каждое наше выступление не просто вокальным номером. Все участники хора считают это еще одним аспектом священнического служения. Благодаря нашему хору певческому служению стало уделяться больше внимания. Чтец, певец — это люди, имеющие статус церковнослужителей. И государевы, и патриаршие певчие воспринимали этот труд как служение. Почему музыка? Через музыку достучаться до сердца человека проще, чем через любую другую деятельность.

Самому отцу Илии на концертах доводится петь довольно редко, поскольку он — почти неизменный ведущий.

— Так уж сложилось: во время наших концертов-проповедей важно, чтобы ведущий-«проповедник» был в постоянном контакте с залом. Часто я даже нахожусь во время концерта в зале, среди зрителей. Но бывает, что я и свою баритоновую партию в хоре веду, и к залу обращаюсь. Чаще всего мне удается петь на концертах за границей. Если не знаешь языка, свободно с залом не поговоришь, а когда работаешь с переводчиком, живой контакт в известной степени теряется, поэтому мы увеличиваем долю музыки. Но я всё равно обращаюсь к залу. Когда мы были в Лондоне, общался с залом сам, как обычно, потому что знаю английский. Когда выступали в Италии, специально подготовили чтение Священного Писания на итальянском языке, его нараспев прочитал иерей Антоний Малаховский — он как профессиональный музыкант изучал итальянский. Я подготовил проповедь, перевел её на итальянский, проконсультировался с носителями языка. Свободно по-итальянски не говорю, поэтому пришлось выучить наизусть. Так что иногда мы выходим из положения даже за границей.

Отец Илия мечтает, чтобы у Хора духовенства появился собственный духовно-просветительский центр: там можно будет создавать музыкальные обучающие программы для взрослых и детей, туда можно будет приглашать другие коллективы, композиторов, музыковедов.

Хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии известен по всей стране: Министерство культуры не раз включало выступления хора в программы перекрестных годов России с другими странами. В родном Санкт-Петербурге стали уже традиционными выступления хора несколько раз в году в заранее известных залах: Пасхальный концерт в Мариинском театре, декабрьские вечера в честь святителя Николая на сцене Александринского театра (к сожалению, в прошлом и в этом году они отменены из-за пандемии). В день ангела города на Неве — день памяти святых апостолов Петра и Павла — хор всегда выступает в Капелле.

— У нас есть постоянная аудитория, но мы хотим, чтобы приходили новые люди, не знающие ни про нас, ни про духовную музыку, — говорит отец Илия. — Опыт подсказывает, что тот, кто познакомился с творчеством Хора духовенства, становится нашим другом, начинает следить за нашим творчеством. Это не значит, что люди думают про нас круглый год, но всё равно в сердце человека остается след, и как только он услышит, что выступает Хор духовенства, у него вновь появится чувство радости.


Профессионалы

Художественный руководитель хора Юрий Герасимов признается, что хор невозможно отнести ни к профессиональным коллективам, ни к любительским. И действительно: хотя далеко не все священнослужители — участники хора имеют музыкальное образование, поют в хоре и профессиональные вокалисты.

Иерей Антоний Малаховский
Иерей Антоний Малаховский

Один из них — клирик собора Владимирской иконы Божией Матери иерей Антоний Малаховский.

— В хоре я оказался лет десять назад, тогда служил диаконом в Серафимовском храме: в хоре поют несколько клириков храма, от них я узнал, что есть такой коллектив, — рассказывает отец Антоний. — За давностью лет уже не помню, то ли я сам попросился, то ли меня позвали. Я вокалист по образованию, окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, пение для меня — родная стихия, и когда я был «просто священнослужителем», то есть не пел, мне этого даже недоставало. С Юрием Анатольевичем я был давно знаком, и он с радостью взял меня в хор.

Для отца Антония очень важны и традиции хора, и миссионерский посыл его деятельности:

— Цель и смысл нашего хора — духовно-музыкальная проповедь. Ведь проповедовать можно не только словом, можно и эстетически влиять на души. В свое время, когда владыка Никодим благословил этот хор организовать, проповедовать Христа открыто было нельзя, но пение священнослужителей оставляло у людей неизгладимое впечатление. Наш хор — продолжение того хора, и задача у нас та же самая: призывать людей в храм, к молитве. Люди должны увидеть красоту веры. Слушая красивое пение, человек открывает свою душу.

У хора есть небольшая комната в епархиальном управлении. Обычно для спевок регулярно собираются раз в неделю, перед концертами — два раза в неделю. Отец Антоний занимается с некоторыми певчими постановкой оперного голоса: «У многих батюшек хорошие голоса, но профессиональных навыков нет, необходимо немного подкорректировать. Я не только с нашими певчими занимаюсь, но и со знакомыми псаломщиками: учу их читать так, чтобы голос звучал красиво».

Отец Антоний сам никому не предлагает уроки, но все знают, к кому обращаться: «Люди звонят и приходят. Есть у меня постоянные ученики, есть те, кто почувствует уже силу, и перестает».

Недавно у хора появилось профессиональное оборудование, и отец Антоний готовится к организации того самого лектория, о котором говорил Юрий Герасимов: «Можно смотреть фильмы, оперные спектакли с участием выдающихся певцов. Хотелось бы открыть людям мир музыки и христианский кинематограф».

Прихожане храмов, где служат участники хора, конечно, знают, что батюшки там поют, и всегда просят сообщать о будущих концертах. Ощущение того, что хор пользуется признанием, конечно же, приносит поющим священнослужителям дополнительную радость.

— Хор нас сдружил, мы все с удовольствием приходим, это стало для нас отдушиной, — говорит отец Антоний. — У нас собрались люди, которые бескорыстно любят духовную музыку и просто музыку. Благодаря хору мы побывали во многих странах, участвовали в уникальных богослужениях и концертах. Наши концерты всегда сопровождаются успехом, и если вначале люди сидят спокойно, то в конце всегда аплодируют стоя.

Сергей Алещенко
Сергей Алещенко

Среди участников хора есть и несколько мирян, но они — церковнослужители. Один из них — Сергей Алещенко, солист театра «Санктъ-Петербургъ Опера» и регент храма преподобного Серафима Саровского.

— В хор меня пригласил Юрий Герасимов, я не сразу согласился — всё как-то не получалось, — рассказывает Сергей. — Первый раз я выступил на концерте в Москве, в Кремлевском дворце, во время Дней славянской письменности и культуры. Было это лет десять назад.

Для священнослужителей пение — это новый аспект служения. Но Сергей — оперный певец, к тому же еще и регент, в его жизни и так есть и духовная, и светская музыка. На вопрос, что ему дает участие в хоре, он отвечает так:

— Впечатление, которое на меня произвело участие в Хоре духовенства, даже не могу выразить словами. Я ощутил, что это особенное сообщество. Слово, произнесенное человеком, облеченным саном, — совсем не то, что то же самое слово, произнесенное обычным человеком. Я много лет пою в обычном церковном хоре, мне есть с чем сравнивать. Это уникальный опыт — не с точки зрения хорового пения, а с точки зрения духовных переживаний.

Сергей тоже занимается вокалом со всеми желающими: «Мы занимались в рамках академического пения, но на материале духовных песнопений». Разумеется, на концертах он часто исполняет сольные партии.

— Предлагает исполнить ту или иную сольную партию Юрий Герасимов, но он никогда не навязывает, всегда обсуждает. В этом году я исполнил «Песню о корабле» Эдуарда Артемьева. Она написана для фильма, не была рассчитана на оперное пение, и по диапазону партия очень высокая, поэтому не каждый отважится на такой эксперимент. Но началось с того, что мы записали её в студии, а после студийной пробы подумали — почему бы не рискнуть! И исполнили на концерте в Мариинском театре. Недавно мне кто-то прислал фрагмент видеозаписи — по-моему, получилось прилично, по крайней мере, заслужили похвалу композитора…

Довольно широко распространено мнение, что церковному пению профессиональное вокальное образование мешает. На вопрос об этом Сергей отвечает:

— Во всяком случае, мне оно не мешает, хотя не могу сказать, что всё равно, где петь, на клиросе или в театре, — совсем нет. Даже сольное пение в театре и на клиросе — очень разные вещи. Тем более пение в хоре. Некоторые знакомые оперные певцы говорят: «Я в хоре ни за что петь не буду, это вредит голосу». А другие так не говорят — смотря как голосом пользоваться. Мне, наоборот, в театре опыт церковного пения пригодился, когда я исполнял партию Юродивого в «Борисе Годунове».

На гастролях в Париже
На гастролях в Париже


Племя молодое

Иерей Димитрий Шевчук
Иерей Димитрий Шевчук

Если про старожилов хора (а есть среди них и участники легендарного концерта в Мариинском театре в 1988 году) можно сказать, что их сообщество цементируют традиции, то что привлекает в хоре молодых священнослужителей? Мы поговорили с ними.

Иерей Димитрий Шевчук в хоре всего три года:

— Когда я проходил диаконскую практику в Казанском соборе в 2019 году, клирик собора иерей Игорь Марчук, участник Хора духовенства, предложил мне тоже поучаствовать. Я этого очень хотел, очень люблю петь, когда учился в семинарии, тоже пел в хоре. То, что я пою в этом хоре, — благодарение Богу, для меня это — духовное развитие. Важно, что рядом — опытные священнослужители: можно не только развивать певческие таланты, но и обратиться за советом о своем священническом служении. Выступал пока с хором только в Санкт-Петербурге. К сожалению, не удалось поехать в Киргизию: тогда меня только-только рукоположили во пресвитера и я как раз проходил сорокоуст.

Иерей Андрей Бондарев тоже поет в хоре три года, причем он тоже профессиональный вокалист.

— Я оказался в Санкт-Петербурге в 2010 году, поступив в семинарию, — рассказывает он. — До семинарии был певчим в храме, а также участвовал в светском хоровом коллективе. Когда я решил получить духовное образование, выбирал учебное заведение и остановился на Петербургских духовных школах, потому что знал: это — «семинария, которая поет». В годы учебы, конечно, пел в мужском хоре Духовной академии. Когда пел в академическом хоре, не было возможности петь больше нигде: хор постоянно поет за богослужениями и является частью учебного процесса.

Затем был направлен в командировку на Крайний Север, в 2018 году вернулся и стал клириком храма святого Александра Невского в Усть-­Ижоре, на месте Невской битвы. Очень хотел петь в Хоре духовенства: это ведущий православный хоровой коллектив в нашем городе. В 2018 году настоятелем храма в Усть-Ижоре был протоиерей Анатолий Мороз. В молодости у него был выдающийся голос, он был солистом в «первом созыве» Хора духовенства, при митрополите Никодиме. Получается, что я продолжаю его дело и как священник Александро-Невского храма, и как участник Хора духовенства — хора священников, которые поют сердцем. Пение — это общение с Богом.

Отец Андрей тоже уверен, что между исполнением духовной и светской музыки есть огромная разница, и не только в чисто техническом смысле:

— Музыкальной проповедью мы приносим Господу свои таланты. Промыслительно, что слово «талант», в Евангелии означающее просто денежную единицу, в русском языке означает те или иные способности человека, которые он получает в дар от Бога. Господь меня и привел к Себе через музыку. Я работал в Симферопольской филармонии, наш коллектив назывался «Таврический благовест». Хор был светским, но исполнял много духовной музыки — Рахманинова, Чайковского, Чеснокова. Эта музыка пробудила во мне желание быть в храме, искать Бога. 


Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"