rss

№ 12 (декабрь) 2021

Статьи номера

ПОДРОБНО

Возвещая Создателя
Святые отцы — это, конечно, не энциклопедия знаний о мире и человеке. Они писали только о том, что важно и нужно для спасения мира и человека. И то, что о музыке и церковном пении они писали часто и подробно, свидетельствует о том, что песня не только строить и жить, но и спасаться помогает. дальше
Голоса из хора
Хор — это когда все вместе, и в то же время это — собрание личностей. Более того, без личностей нет хора, каждый важен. Хор духовенства — «цеховой»: почти все его участники — священнослужители. Кто-то пришел очень давно, кто-то совсем недавно. Но, что важно, «старики» не заносятся перед новичками, здесь царят любовь и понимание, желание слушать и слышать друг друга. дальше
Большая программа, большие планы
Хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии в 2021 году отмечает 50-летие: впервые священнослужители нашего города собрались в качестве певческого коллектива на торжествах по случаю интронизации Патриарха Пимена в 1971 году. Хор несколько раз делал перерывы в деятельности и вновь возрождался. Более десяти последних лет для нас поет практически один и тот же состав. Принято считать, что когда люди выступают бесплатно — это энтузиазм. Но энтузиазм быстро кончается: ну, два-три раза можно что-то сделать «на чистом энтузиазме», но десять лет?.. О том, что вдохновляет Хор духовенства на музыкальную проповедь, мы говорим с его художественным руководителем Юрием Герасимовым. дальше
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ

Другая религиозность старой Москвы
Банально, но факт: иногда, чтобы понять «свое» и «свое правильное», нужно видеть и «чужое неправильное». Сложность, однако, заключается в том, что чужое-то вовсе не такое уж и чужое: оно присутствует рядом с нами, в нашем социуме, более того, в нашей религиозной общине, является частью жизни этой общины. Для лектория «Предание» кандидат исторических наук Ксения Сергазина рассказывает о религиозных практиках Москвы XVIII века. Это история, забытые, никому не известные факты, но они по-прежнему очень много говорят о том, как устроено религиозное сообщество, в том числе и современное. дальше
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ

Претро — русский иностранец
В последний день декабря исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося архитектора северного модерна Ипполита Александровича Претро, создателя, среди прочего, оригинальнейшего «Дома с совами» на Петроградской стороне. Памятная дата стала поводом навестить внучатую племянницу зодчего — известную художницу, графика, иллюстратора детских книг, золотую медалистку Академии художеств России Коринну Претро, и послушать её рассказ о судьбе знаменитого предка.  дальше
Раскрасить радостью
Необычный арт-субботник прошел у стен храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» на проспекте Народного ополчения. Идею, поданную художником Гарри Зухом, подхватили любители искусства и веселых авантюр. Прихожане с детьми, сам настоятель и жители соседствующих с храмом домов собрались, чтобы сотворить «Место радости, красоты и цвета». дальше
Сыны России: поют и показывают
В Санкт-Петербурге в октябре-ноябре прошел пятый фестиваль «Сыны России». Festivus на латыни значит «праздничный», и в этом году у «Сынов России» есть полное право именоваться празднеством — фестиваль посвящен 800-летию со дня рождения святого князя Александра Невского. дальше
/ Приход / Слово для леса и Церкви
В этой необычной церкви все прихожане подпевают хору, а перед вечерней службой читают стихи и поют песни. Приход строящегося храма Иоанна Златоуста в Петергофе — молодой, дерзкий и, как водится у молодежи, с ноткой неформальности. Большинство его прихожан — студенты СПбГУ. В этом уголке Старого Петергофа расположены корпуса факультетов естественных и точных наук, целый ряд НИИ, а также студенческий городок из десятка общежитий. Здания как такового у прихода пока нет — есть два металлических контейнера, выкрашенных снаружи в белый цвет. На крыше — белый крест, который, собственно, и позволяет всякому прохожему понять, что это необычное сооружение есть православный храм. дальше
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ

Там, где не знали Единого Бога
В традиционном сознании маска ассоциируется с демоническим началом — с идеей обмана, сокрытия, со временем карнавала, когда властвуют силы тьмы. Личина противостоит Божественному лику, являясь зримым выражением могущества потусторонних, враждебных человеку сил. Сил хаоса и смерти, в конечном итоге: не случайна связь венецианской маски с чумным костюмом, маски египетской — с обрядом погребения. В эпоху пандемии маска приобрела зловещую актуальность, а потому открытие большой выставки «Трансфигурации: африканские маски XIX–XX веков» в Эрмитаже — событие далеко не заурядное. дальше

Поделиться