Жизнь и труд по благословению

Сербский и русский народы очень многое объединяет: история, общая вера, похожие языки общения и тождественный язык богослужения. Но похожесть не означает одинаковости, и узнавание не отменяет удивления при встрече с Другим. Протопресвитер Зоран Ранкович, декан Православного богословского факультета Белградского государственного университета, рассказывает о духовном образовании в Сербии, о студентах, преподавателях и их ученых штудиях, о языке сербского богослужения, о духовных основаниях жизни сербов и даже немного о политической ситуации у себя на родине.

Журнал: № 6 (305) 2025Автор: Максим Петровский Опубликовано: 21 июня 2025


Отец Зоран прибыл в Санкт-­Петербург в составе делегации во главе с директором библиотеки Сербской Патриархии. Цель визита — заключить договоры с национальными учреждениями Российской Федерации, хранящими сербские средневековые рукописи. В Библиотеке Сербской Патриархии действует научная комиссия, которая работает над научным описанием сербских рукописей, хранящихся в европейских учреждениях, и как член этой комиссии отец Зоран обсуждал возможности сотрудничества с российскими культурными учреждениями. Делегация посетила РНБ и библиотеку РАН в Санкт-­Петербурге и обсудила научное сотрудничество по описанию сербских рукописей в России.


Кого готовит богословский факультет

— Расскажите о богословском факультете в Белграде. В чем специфика этого учебного заведения?

— Православный богословский факультет Белградского университета был основан в 1905 году, но начал функционировать уже после Первой мировой вой­ны, в 1920‑м. Одна из особенностей этого факультета, которая ­опять-таки свидетельствует о русско-­сербских связях, — то, что факультет начал свою работу, только когда в Сербию после революции 1917 года приехали русские преподаватели и профессора: тогда, поскольку появились преподаватели, стало возможным начало работы богословского факультета. Он функционировал в составе Белградского университета до 1952 года, когда по указу коммунистических властей был выведен из его состава. Факультет был сразу же принят Сербской Православной Церковью, и до 2004 года Богословский факультет в Белграде находился под покровительством и опекой Сербской Православной Церкви. В 2004 году Богословский факультет был восстановлен в составе Белградского университета. Однако, хотя он и является частью Белградского университета, в силу занимаемого положения духовным покровителем нашего факультета является Сербский Патриарх. Это показывает, что богословие как наука занимает свое место среди наук, изучаемых в Белградском университете. Но одновременно, имея Сербского Патриарха своим духовным покровителем и Священное Писание и Священное Предание в качестве основы богословского учения, Богословский факультет показывает, что только в Церкви мы можем иметь подлинное богословие и только в ней можем понять его так, как оно нам было передано святыми отцами. Истинные богословы — это те, кто истинно молится, как говорят святые отцы: если вы истинно молитесь, вы — истинный богослов, а если вы истинный богослов, вы истинно молитесь. Единственная, по сути, истинная молитва — в Церкви, поэтому истинное, подлинное богословие может быть только в Церкви. Это очевидно на нашем факультете, в центре здания которого находится церковь, посвященная святому Иоанну Богослову, апостолу любви, и святому Савве, первому сербскому архиепископу и учителю. Это показывает, что всё происходящее на факультете сосредоточено вокруг Христа, Который дается нам на Литургии, в богослужении, то есть всё, что мы изучаем на факультете, проистекает из наших отношений со Христом.

— Кого готовят на богословском факультете: священников, ученых или богословов?

— Программа обучения по предметам построена таким образом, что дает очень широкое образование. Желающие стать священниками Сербской Православной Церкви должны окончить православный богословский факультет — либо в Белграде, либо в других православных странах (можно также окончить семинарию, например, в России. В Сербской Церкви нет семинарий. — Прим. переводчика). Итак, мы готовим священников, и программа рассчитана в том числе и на них. Религиозное образование является обязательным факультативным предметом в государственных школах Сербии и других стран бывшей Югославии. Поэтому программа факультета адаптирована и для тех, кто завтра будет преподавать религиозное образование в школах. У нас также есть определенный набор предметов для подготовки кандидатов для других служб, не только церковных, но и государственных. Следует отметить, что в самой Сербии проживает много представителей других религий, например мусульман, и в муниципалитетах, где проживает население, исповедующее разные религии, на государственные службы обычно также нанимают представителей этих религий, поэтому мы готовим кандидатов и для государственной службы. Всё это достигается за счет т. н. предметов по выбору, благодаря чему студент во время обучения может решить, кем он хочет стать в будущем. Но главным образом все предметы богословские, а это всего лишь дополнение.

— Какие связи у факультета с Россией, с российскими духовными учебными заведениями? Есть ли общие проекты? Может быть, обмен студентами?

— Подписаны соглашения о взаимном сотрудничестве с русскими духовными школами: Духовной академией в Санкт-­Петербурге, Московской духовной академией в Троице­Сергиевой лавре и Духовной академией в Киеве. По ряду причин обмен преподавателями и профессорами имел небольшие масштабы, но наши братья и коллеги-преподаватели из России принимали участие в научных конференциях в Сербии. Что касается студентов в Белграде, то в прошлом году монах из России, который был преподавателем духовной семинарии в России, получил докторскую степень. И в докторантуре у нас тоже учился монах из России, но ему пришлось вернуться на родину по личным причинам. В настоящее время у нас нет студентов из России, но я очень рад, что в российских духовных школах учатся студенты из Сербии. Здесь, в Санкт-­Петербурге, я встретил двух учащихся, Милана и Велько, и я очень рад, что они здесь, продолжают традицию нашего сотрудничества. У нас также есть несколько студентов в МДА, и я благодарю Московский Патриархат за благословение принять их в духовные школы в вашей стране и за материальную помощь, которую он им оказывает.
Однако сотрудничество проявляется и в другом аспекте. Наши преподаватели в своих научных работах затрагивают темы, связанные с российско-­сербскими отношениями. По одной из таких тем написана книга нашего профессора Владислава Пузовича — «Пути сербского богословия в России». Он нашел, перечислил имена сербских богословов и все их труды, которые были сделаны здесь, в русских духовных школах. И за это исследование он получил премию Белградского университета за лучшую книгу года. Вновь с благодарностью могу сказать, что за его труды, в которых он раскрыл русско-­сербские богословские и исторические связи, он получил звание почетного доктора богословия Санкт-­Петербургской духовной академии.


Протоиерей Димитрий Сизоненко, протопресвитер Зоран Ранкович, епископ Петергофский Силуан и директор Библиотеки Сербской Патриархии Зоран Неделькович
Протоиерей Димитрий Сизоненко, протопресвитер Зоран Ранкович, епископ Петергофский Силуан и директор Библиотеки Сербской Патриархии Зоран Неделькович


Мои встречи — мое богатство

— Как вы думаете, какую пользу несет культурный обмен? Что дает студенту, или молодому преподавателю, или кому угодно приобщение к другой культуре?

— Каждая встреча с человеком, не обязательно даже из другой культуры или страны, приносит определенный опыт. Поэтому каждая встреча нас обогащает. Я хотел бы напомнить вам о житии святого Саввы, нашего первого архиепископа, который, устраивая богослужение Сербской Церкви после обретения ею независимости и после путешествия в Святую Землю и имея, опять же, духовный опыт и опыт богослужения Афона, соединил все традиции, с которыми он был знаком. Об этом свидетельствует его агиограф Доментиан: «Выбрав лучшее из обоих (то есть из афонского и палестинского богослужения), он привнес лучшее в Сербскую Церковь». Имея это в виду, например, и мы, святосавцы (как сказал святой Иустин Челийский, Святосавье — это не новая религия, но философия духовной жизни в сербских условиях), встречаясь с православными людьми в России, друг друга обогащаем на пользу всем нам и во славу Божию, потому что всё, что мы делаем, имеет своим источником и вдохновением Самого Господа Иисуса Христа, к Которому мы все стремимся.

— Есть очень древний, ещё византийский спор о пользе «внешнего» знания для христианина. Понятно, что на богословском факультете этот спор решается положительно — что это знание может быть полезно. Но в каком объеме и какое именно? Как это выражается в соотношении предметов на факультете, чего больше: церковно-­исторических, богословских или общегуманитарных, светских дисциплин?

— На богословском факультете (как я предполагаю, на каждом православном богословском факультете в православных странах) основу составляют богословские дисциплины. Я также упомянул, что основой науки, изучаемой на Православном богословском факультете в Белграде, являются Священное Писание и Священное Предание. Имея за основу Священное Писание и Священное Предание, мы осуществляем всё, что передали нам отцы, своей жизнью подтвердившие истинность слова, которое передал нам Господь Иисус Христос и которое записано в Священном Писании и Священном Предании. Все дисциплины, которые мы изучаем, имея в основе богословие, на самом деле готовят человека к реальной жизни в мире; жизни, в которой они будут свидетельствовать о Христе всякому ближнему. Итак, богословие и все дисциплины, вытекающие из него, направлены на то, чтобы подготовить человека к свидетельству о Господе Иисусе Христе всему миру. Основу всех наук на богословском факультете составляют богословские дисциплины, но все остальные дисциплины, готовящие человека к реальной жизни, — это также дисциплины, которые нужны богословскому факультету. Например, известный среди сербов нейропсихиатр Владета Еротич оставил работу в больнице, чтобы основать кафедру православной психологии на Православном богословском факультете. Таким образом священники готовятся к работе на приходах. Зная психологию, они могут распознавать различные ситуации, с которыми сталкиваются при встрече с верующими; и чтобы указать на важность психологии, изучаемой на Православном богословском факультете, я напомню вам свидетельства и слова именно Владеты Еротича, основателя пастырской психологии на нашем факультете, он сказал их на самой первой лекции по своему предмету. «Всё, что оставили нам отцы-пустынники, отцы Нитрийской пустыни, записанное как их духовный опыт, мы имеем в современной психологии, только выраженное другими словами, выраженное на языке, близком современному человеку, а это значит, что какую бы дисциплину мы ни изучали, будь то философия, психология, катехизация или социология, всё это тесно связано с основами богословия». Факультет готовит кандидатов для реальной жизни в обществе, потому что Церковь имеет свое место в обществе, но необходимо, чтобы каждый нашел свое место в Церкви; и все дисциплины готовят кандидатов, чтобы помочь каждому найти свое место в Церкви, а Бог принимает всех Своей Любовью.


Ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан, доцент СПбДА протоиерей Димитрий Сизоненко, переводчик Драгана Дракулич-Прийма и протопресвитер Зоран Ранкович
Ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан, доцент СПбДА протоиерей Димитрий Сизоненко, переводчик Драгана Дракулич-Прийма и протопресвитер Зоран Ранкович


Бог открыл им письмена

— Директор нашего Эрмитажа Михаил Пиотровский ­как-то сказал, что человек, занимающий высокую административную должность в научном или культурном учреждении, должен быть «играющим тренером», то есть действующим ученым. Расскажите о ваших научных занятиях.

— Я окончил основные богословские школы: среднюю богословскую школу в Белграде и Православный богословский факультет в Белграде. Учитывая мою склонность к изучению языков, преподаватель церковнославянского языка направил меня на филологический факультет для продолжения изучения истории сербского языка, старославянского и церковнославянского языков. После окончания обучения, т. е. магистратуры и докторантуры на филологическом факультете, я вернулся на богословский факультет и преподаю старославянский, церковнославянский, сербско-­славянский, т. е. сербскую редакцию старославянского языка, кириллическую палеографию и историю сербской культуры. Все эти темы, над которыми я работаю, тесно связаны с основами богословия. Вот один пример: первая славянская письменность — глаголица. Первая буква этой азбуки называется «азъ», и в первом варианте, задуманном святым Кириллом, она имеет форму креста, что показывает нам, что всё у славянских народов начинается с Господа Иисуса Христа, а крест является символом Господа Иисуса Христа. В житии святого Кирилла упомянуто: когда император и патриарх обратились к братьям и сказали: «вы — солуняне, а солуняне все хорошо говорят по-славянски», и когда, чтобы подготовиться к миссии среди славянских народов, они молились Богу, — как говорится в житии, «Бог открыл им письмена». Итак, у славян всё происходит по благословению Божию. И я, преподавая знания по этим предметам, всегда провожу параллель именно с богословием, потому что даже славянские языки невозможно полностью понять без богословия.

— Одна из сфер ваших интересов — церковнославянский язык. Насколько тот язык, который используется в сербском богослужении, похож на тот, что звучит в храмах России?

— Все славянские народы имеют общий богослужебный язык. Со времен святых Кирилла и Мефодия он известен в науке как старославянский язык. Он адаптировался к фонетической системе конкретного славянского народа, и таким образом возникали изводы старославянского языка. Изводы представляют собой адаптации к речевой системе с определенными примесями вошедших в литературный язык просторечий. Литературный и литургический язык сербского народа с XII века по 1830‑е годы мы называем сербско­славянским языком. Это сербский извод старославянского языка. После переселения сербов под предводительством Арсения Чарноевича в 1690 году сербский народ оказался под сильным давлением католической Австрии и обратился за помощью к русскому патриарху и русскому царю. Русский царь и русский патриарх послали на сербскую территорию учителей с богослужебными книгами, и с 1726 года в Сербской Церкви началось изучение церковнославянского языка так, как это было в России, в Русской Церкви, с той разницей, что он был снова адаптирован к фонетике сербского языка. Между церковнославянским языком, используемым в Сербской Церкви, и церковнославянским языком, используемым в Русской Церкви, очень мало различий в произношении, поскольку произношение в Сербской Церкви адаптировано к современной фонетике сербского разговорного языка, то есть сербской речи, а богослужебные книги, а значит, и текст, являются одинаковыми. Опять же следует иметь в виду, что в Сербской Церкви начиная с 1963 года сербский язык постепенно вводился в богослужение. Началось прежде всего с чтения Евангелия и Апостола на Литургии, а затем сербский язык вводился на других богослужениях, таких как Крещение, Венчание, отпевание, панихида и другие менее значимые богослужения. Сегодня в Сербской Православной Церкви большинство богослужений, в том числе Литургия, совершается на сербском языке, но благо, что хотя бы раз в неделю богослужения совершаются на церковнославянском языке, я имею в виду Литургию. Все остальные богослужения — утреня, вечерня — совершаются на сербском языке. Итак, разница только в произношении. Текст тот же, и мы понимаем друг друга. Все славянские народы, использующие церковнославянский язык, понимают друг друга.



Послушание и его противоположность

— Телевидение показывает нам массовые протесты в Сербии. Насколько серьезна ситуация и как к ней относится Церковь?

— То, что изображают СМИ, может не соответствовать истинной картине, поскольку каждое средство массовой информации описывает ситуацию так, чтобы привлечь внимание зрителя к событиям, о которых оно говорит. В Сербии произошел несчастный случай: 1 ноября 2024 года обрушился бетонный навес на железнодорожном вокзале в Нови-­Саде, в результате чего погибли 16 человек. Студенты выдвинули четыре требования, суть которых заключается в том, чтобы виновные, если такая ответственность имеется, были наказаны. И конечно же, государственная власть сделала всё возможное, чтобы удовлетворить требования студентов: была инициирована определенная процедура, которая должна привести к выполнению требований, выдвинутых студентами. У студентов Православного богословского факультета одна позиция, как и у всех нас, преподавателей, а именно — Бог создал человека свободным и даже дал ему возможность выбрать не быть с Богом, что мы и видим в описании на первых страницах Библии истории, когда человек взял запретный плод, нарушил заповедь Божию не есть от дерева познания добра и зла (и это познание добра и зла фактически направляет нас, как говорят святые отцы, «к послушанию и отвержению послушания»). Помня о свободе, дарованной Богом человеку, мы на Православном богословском факультете уважаем выбор каждого. На нашем факультете двери открыты, нет задержек в работе; Церковь не разделяет людей, а наоборот, объединяет их в единое целое. И каждый, кто стремится к вечной, непреходящей Истине, имеет благословение сделать всё для достижения этой своей цели и прийти к общению с вечной Истиной. Вечная Истина — это сам Господь Иисус Христос, Который один сказал: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь». И все в Белградском университете уважают эти слова, которые я напомнил на собрании всех деканов Белградского университета. Православный богословский факультет уважает право на многообразие мнений и свободу выражения, и в этих рамках мы стабильно работаем, потому что изучение Евангелия и проповедь Евангелия другим не должны прекращаться.

— Как сербскому народу удается хранить православную веру и благочестие настолько крепко в современном мире? В чем секрет?

— Никакого секрета нет. В писаниях святого аввы Дорофея есть наглядная история о том, как Господь привлекает нас. Давайте представим себе круг. В центре круга — Господь Иисус Христос, Бог, Который есть Любовь. Каждый из нас стоит на краю круга. Когда мы приближаемся ко Христу, Который привлекает нас Своей Любовью, мы приближаемся друг к другу. Любовь Христова объединяет и сплачивает нас, а когда мы пребываем в Любви, как говорит святой апостол Иоанн Богослов, «совершенная Любовь изгоняет всякий страх». Когда человек не имеет страха, он пребывает в Любви Божией, и тогда он ничего не боится. Один игумен монастыря Григориат на Афоне сказал во время пандемии коронавируса: «Люди говорят нам, и врачи, и те, кто управляет странами, что коронавирус закончится ­тогда-то и ­тогда-то, и мы освободимся от этой напасти. Однако мы должны знать, что конец наступает тогда, когда Бог скажет». А когда мы с Богом, мы ничего не боимся. Мы стараемся жить в этом мире, когда имеем эту любовь в себе и стремимся возрасти в любви, а любовь — это единственная добродетель, единственное чувство, которое позволяет нам отдавать, ничего не теряя, но обогащаясь. Живя таким образом, мы живем благословенно, как желает Христос, чтобы мы жили здесь, в мире. И это наш труд. Его Святейшество Сербский Патриарх всегда говорит: если Христос на первом месте в нашей жизни, всё остальное будет на своем.

— Как вам удаётся совмещать научную деятельность, преподавательскую работу и священническое служение, при этом не утопая во многих заботах? Что держит вас на плаву?

— Всякая наша работа, всякое дело, которое мы совершаем в Церкви, совершается по благословению: сначала священника, пока мы молоды, затем нашего епископа. И те из нас, кто работает в Духовных школах, и я как преподаватель на Православном богословском факультете, всё, что делаю, делаю по благословению Его Святейшества Патриарха Сербского. Всё, что делается по благословению, для нас нетрудно, и найдется время для всего. Как говорит апостол Павел, «всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13). Если мы понимаем свое служение и свою работу в Церкви как послушание, то во всем, что мы делаем, мы не одиноки, Бог всегда с нами, и Бог восполняет все наши слабости, все наши немощи, всё наше невежество и делает так, что даже если мы ­чего-то не знаем в данный момент, Сам Дух Святой дает нам слова, силу и всё остальное, что необходимо для исполнения послушания в Церкви. Наша жизнь в Церкви складывается подобно жизни в монастырской общине: если у нас есть благословение игумена на исполнение определенного послушания, по его молитвам всё будет сделано наилучшим образом. Итак, я всё могу во Христе, Который мне дает силу.
Когда мы приходим в Церковь, мы приносим с собой свои проблемы и мысли, думаем, что мы правы, а всё остальное должно быть в согласии с нашим мнением. Мы должны не Евангелие приспосабливать под себя, но себя подчинить Евангелию. Спасибо за благословение сказать несколько слов из моего опыта. Да пребудет со всеми вами благословение Господне! 

Текст переводили: Михаил Еркович, Велько Шолая, Милан Димкович
Фото - пресс-служба СПбДА

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"