Живу тогда, когда поет наш хор
Мечта об академическом хоре
— Я с детства связан с музыкой, — рассказывает настоятель храма протоиерей Андрей Щербан. — Мой дедушка, священник, учил меня осмогласию, когда мне было шесть лет. Причем учили мы его с помощью скрипки: я пел первый голос, играл партию второго, а дедушка пел теноровую партию и играл басовою, и получался у нас квартет.
Далее в жизни отца Андрея была музыкальная школа и регентские курсы при Одесской духовной семинарии. Со временем он стал регентом правого семинарского хора в Одессе. А после обучения в Санкт-Петербургской духовной академии окончательно сформировал для себя модель церковного пения.
— Богослужения на месте строительства храма начались в 2015 году и продолжались пять лет. В этот период матушка Мария Щербан создала любительский хор, порядка 20 человек. Сразу по окончании стройки я пригласил регентом своего друга — дирижера Владимира Борисовича Львова. Я всегда мечтал об академическом хоре и точно знал, каким, в моем понимании, он должен быть. К счастью, с Владимиром Борисовичем, взгляды у нас сошлись буквально во всем. И с этого момента каждое богослужение в нашем храме сопровождается наполненным звучанием хора, — вспоминает отец Андрей.
Профессиональный хоровой дирижер, живая легенда петербургских церковных хоров и адвокат (член Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов) Владимир Львов окончил СПб ГБПОУ Хоровое училище имени М. И. Глинки с отличием и Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова. Позже юридический факультет СПбГУ. Изначально Владимир Борисович поступил в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского на военно-дирижерский факультет. Это был 1988 год, в это же время он впервые пошел в храм и стал певчим церковного хора в церкви Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище Москвы. Через год вернулся в Ленинград и здесь продолжил учебу в Консерватории, а также церковно-певческую деятельность, и позже стал регентом Троице-Измайловского собора Петербурга.
Отец Андрей и Владимир Борисович познакомились во время служения в Спасо-Преображенском соборе в 1998 году. Там началась их дружба.
— Я не сразу согласился на предложение отца Андрея, — поясняет Владимир Львов. — Дело в том, что с лета 2017 года я регентовал в Феодоровском Государевом соборе в Пушкине, где настоятелем был приснопамятный епископ Царскосельский Маркелл (Ветров). Уже на тот момент владыка тяжело болел, в марте 2019 года его не стало. Когда-то, в 1996-1997 годах, я уже был регентом этого храма, тогда еще при игумене Маркелле. Сложилось так, что к концу 2019 года уже завершалось строительство храма на Песках, и мы спели нашу первую большую праздничную службу на Рождество Христово в 2020 году. И теперь хор для меня — это моя судьба. Я живу только тогда, когда звучит музыка, когда поет хор.
Вернуть классическую музыку
Хор храма Рождества Христова на Песках принимает участие во всех богослужениях церковного года.
— Каждую субботу в 18:00 наш хор исполняет песнопения Всенощного бдения, — продолжает Владимир Львов. — А каждое воскресенье в 10:00 — музыкальные произведения Божественной литургии. Тем самым он способствует просвещению прихожан и приводит людей к Богу через любовь и красоту музыкальной гармонии.
Каждая служба в храме исключительна и неповторима по своему репертуару. Руководитель хора подбирает и выстраивает его особо для каждого праздника. Сочетание произведений зависит от многих факторов: содержания и духовной наполненности соборного моления, богослужебной тематики, времени церковного года, а также текущих событий в мире и в Церкви.
Но при этом единой остается миссия хора — сохранение академических церковно-певческих традиций дореволюционного Петербурга и Серебряного века русской хоровой музыке.
— Сегодня многие мировые шедевры русской духовной музыки почти не исполняются хорами на богослужениях, — рассказывает регент. — Такие как «Всенощное бдение» и «Литургия Иоанна Златоуста» С. В. Рахманинова, «Литургия святого Иоанна Златоуста» П. И. Чайковского, хоровые концерты Д. Бортнянского или «Демественная Литургия» А. Гречанинова. Чаще они звучат на концертных мероприятиях в исполнении светских хоровых коллективов, что придает такой музыке некоторую «музейность», оторванность от реальной церковной жизни. В концертном исполнении утрачивается единство богослужебной формы, а это влечет за собой искажение общего смысла. Разрывается тонкая духовная связь между исполняемыми произведениями и сугубой соборной молитвой. Именно поэтому самая первая и актуальная задача нашего хорового коллектива — вернуть классическую академическую музыку с многочисленных концертных площадок в храмы. Только во время богослужений особый сакральный смысл исполняемых духовных песнопений раскрывается в их истинном предназначении — быть неотъемлемой частью соборной молитвы и проповеди Слова Божия.
Основной репертуар хора храма Рождества Христова на Песках состоит из классических произведений композиторов эпохи русского барокко и Серебряного века русской духовной музыки. Это Д. Бортнянский, М. Березовский, С. Дегтярев, А. Ведель, Дж. Сарти, М. Глинка, Г. Ломакин, А. Львов, П. Чайковский, М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, А. Архангельский, Е. Азеев, С. Рахманинов, П. Чесноков, А. Гречанинов, М. Ипполитов-Иванов, В. Калинников, П. Турчанинов, К. Шведов, А. Александров и многие другие.
— Абсолютно вся хоровая музыка, написанная великими русскими композиторами с использованием канонических богослужебных текстов, предназначалась вовсе не для концертного исполнения, — продолжает Владимир Львов. — Каждая композиция находила законное место в богослужебной практике церквей и соборов как в имперской столице, так и по всей Великой, Белой и Малой Руси. Кроме того, известна и любима она и далеко за пределами нашей Родины. Сегодня как никогда актуально возвращение этой святой молитвы в Дом Божий. Причем не столько формальное возвращение нот и песнопений, сколько возрождение великой музыкальной традиции во всей её силе и красоте, в её мелодическом, гармоническом и полифонического многообразии.
Владимир Борисович считает, что такое служение нужно будет всегда.
— Нам и нашим детям в наследие досталась бесценная сокровищница шедевров русской хоровой культуры, — поясняет он. — Она является значительной частью истинной высоконравственной мировой культуры. Тем более что нашая традиция восходит к древним распевам раннего христианства, которые бережно сохранялись великими композиторами, регентами и бесчисленным сонмом безымянных исполнителей ушедших эпох. Эта музыкальная и духовная преемственность нашла свое отражение в их бессмертных творениях, скромными и недостойными исполнителями которых мы являемся, силу и красоту которых мы чувствуем и бесконечно любим.
Таким образом, хор храма Рождества Христова на Песках видит своей наивысшей и главной целью участие в богослужении.
— Именно в храме, именно во время службы наступает самый ответственный и праздничный момент, который достоин лучшей музыки, лучшего исполнения, — уверен регент.
Сколько стоит профессиональный хор
Содержать большой коллектив материально трудно. Но — благодаря участию отзывчивых людей — становится вполне возможным.
— Большую материальную помощь приходу и хору оказывает Вячеслав Заренков, — поясняет отец Андрей. — Вячеслав Адамович — доктор экономических наук, профессор, предприниматель, заслуженный строитель России, почетный меценат Санкт-Петербурга, глава Международного социально-культурного проекта «Созидающий мир».
Сначала состав хора колебался между 12 и 16 певцами. Но чуть позже, посоветовавшись с Владимиром Борисовичем, отец Андрей решил, что хор нужно расширить. Сейчас состав может достигать приблизительно 30 человек. В силу занятости певцов время от времени состав незначительно меняется.
С ростом числа певчих в хоре материальная ноша возросла. Именно тогда Владимир Борисович принял непростое решение, свойственное только человеку, всецело любящему свое дело и отдающемуся ему полностью. Он взял на себя часть материальных обязательств.
— Когда-то Церковь кормила меня, теперь пришло мое время воздать должное — говорит регент.
Певчие хора — настоящие профессионалы. Большинство из них — выпускники консерваторий, артисты театров. Солисты известны всему вокально-музыкальному и церковно-певческому Петербургу: Ирина Шейн (меццо-сопрано) — лауреат международных конкурсов, заслуженная солистка театра «Санктъ-Петербургъ Опера»; Злата Гоголь (меццо-сопрано) — оперная певица, театральный режиссер, преподаватель; Екатерина Завацкая (сопрано) — лауреат международных конкурсов, солистка Государственной академической капеллы; Владимир Феляуэр (бас) — лауреат международных конкурсов, солист Мариинского театра; Александр Гайнутдинов (тенор) — лауреат международных конкурсов, солист MusicAeterna, постоянный участник Зальцбургского и Люцернского фестивалей; Вадим Силенок (тенор) — лауреат всероссийских и международных конкурсов, солист Государственной академической капеллы.
— Настоящие профессионалы всегда востребованы, и график у них очень плотный, — отмечает матушка Кристина Гонтарчук, помощник регента и певчая хора. — Баланс коллектива основывается на теории П. Чеснокова, который считал, что наименьшее количество певцов в смешанном составе 27 человек: женских голосов меньше, чем мужских. Мужские голоса по числу преобладают над женскими практически в два раза. Особенной ценностью в мужском составе являются басы-октависты, в нашем хоре есть и такие редкие таланты.
Владимир Борисович считает: главное — быть профессионалом своего дела и любить то, что делаешь.
— Любовь к Богу и богослужению пришла ко мне через музыку, а не через вероучение, — рассуждает регент. — Поэтому я не берусь судить, кто из моих певчих верующий, а кто — нет. Каждый человек идет к Богу своим путем. Для меня это не является критерием отбора в хор, но мы всегда замечаем и радуемся, когда певцы спускаются на миропомазание, крестятся, исповедуются и причащаются.
По необходимости на богослужениях Владимира Львова иногда заменяет матушка Мария, жена отца Андрея. Благодаря тому, что матушка окончила регентское отделение Санкт-Петербургской духовной академии и имеет большой регентский и певческий опыт в Спасо-Преображенском и в Князь-Владимирском соборах, манера и стиль звучания хора под её руководством не меняются.
Профессиональные нюансы
Большую роль в пении играет манера извлечения звука. Есть манера народного пения, а есть — академического. Церковное пение — совершенно отдельный вид хорового искусства. Главная его цель — помочь настроиться на молитву, сопроводить таинство. Конечно же, в его основе академическая манера, но этого недостаточно. Прекрасным дополнением к звучанию хора в храме выступает акустика. Клирос расположен наверху, и полетность звука достигает каждого уголка храма. При этом слова слышны ясно и разборчиво. Богослужение проходит плавно и ритмично. Под руководством регента хор с невероятной четкостью следует за возгласами. И служба проходит как на одном дыхании.
— Отношения в нашем коллективе деловые, — рассказывает регент. — Все люди занятые, и время их очень ценно. Но дни рождения не пропускаем — поздравляем наших юбиляров и тихонечко, шёпотом, в нашей хоровой комнате, чтобы никому в храме не мешать, поем им «Многая лета».
— Иногда на службу приходят певчие почтенного возраста, кто помнит хоровое церковное пение еще в далекие советские годы, когда, несмотря на сложное положение Церкви, хоровые церковные коллективы хранили традиции петербургской школы и отличались высоким профессионализмом. После службы подходят со слезами на глазах и с теплой благодарностью, — рассказывает отец Андрей.
Хор удивительным образом сочетает в себе академичность и духовность. Нет впечатления, что вы на светском концерте. Здесь явственно осуществляется симфония хора и алтаря, единство богослужебного полотна. Церковные стены и образы становятся яснее, и «отложить попечение» становится намного проще. К сожалению, даже для Петербурга такой хор сейчас большая редкость.
Хоровой коллектив храма уже стал визитной карточкой прихода. Поступают приглашения выступить в других храмах, на светских площадках. Но услышать звучание хора можно, просто посетив службу в храме Рождества Христова на Песках в воскресные и праздничные дни.