«Живите честно. За меня не мстите»
Способный ученик из крестьянской семьи
Он родился 11 октября 1880 года в селе Новая Ситовка Избердиевского района Тамбовской губернии, в бедной крестьянской семье. Местный священник обратил внимание на смышленого парнишку и определил его в местную церковно-приходскую школу. Дочь Петра Алексеевича, Клавдия Петровна Шмарина, вспоминала: «Старый батюшка, чуя тягу к знаниям у мальчика, пообещал ему помочь учиться дальше, если он даст слово, что будет священником. Папа дал ему такое обещание и был направлен за казенный счет учиться сначала в Тамбовскую гимназию, а потом в церковно-учительскую семинарию в село Ново-Александровка Козловского уезда»
В 1902 году Петр Шмарин оканчивает церковно-учительскую Иоанно-Богословскую гимназию в числе 12 лучших учеников и назначается учителем в Кермисинскую второклассную школу Шацкого уезда.
Земляничные поляны
К началу служения отца Петра в Финляндии за его плечами была работа законоучителем в школе, служение псаломщиком в Иоанно-Богословской церкви села Ново-Александровка и служение диаконом в домовой семинарской церкви, в Предтеченском храме села Донская Слобода Тамбовской губернии и в селе Колояр Вольского уезда Саратовской губернии. В Финляндской епархии отец Петр служил с 1910 года, архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Старгородский) определил его настоятелем к Крестовоздвиженскому храму на острове Мантсинсаари (переводится с финского как "Земляничная поляна") на Ладожском озере.
Мантсинсаарская церковь находилась неподалеку от берега Ладоги, на высокой скалистой Церковной горе в деревне Пелдожи. Отсюда был виден остров Валаам и Валаамский монастырь. Монахи Валаамской обители иногда останавливались в доме отца Петра, и священник имел возможность общаться с ними. Кроме того, он сам любил посещать Валаамскую обитель и для этого по будням ночью на лодке выплывал к острову, чтобы успеть на раннюю службу.
Отец Петр был человеком открытым, общительным, гостеприимным и разносторонне талантливым. Сведущий в учительском деле, так как до диаконства работал учителем, отец Петр становится горячим приверженцем русских школ и печатного слова на русском и карельском языках. Он положил много сил и умения на устройство нескольких министерских народных школ. Будучи сам большим любителем и знатоком пения, он организовал церковный школьный хор.
За шесть лет служения отца Петра Шмарина в Крестовоздвиженской церкви приход его так полюбил, что, провожая священника на новое место служения в Мустамяки, люди плакали. Вот как писал об этом журнал «Карельские известия» за 1916 год, № 4:
«Прощание прихожан с пастырем
Нам сообщают, что переведенный, согласно прошению, из Мантсинсаари к церкви при ст. Мустамяки свящ. о. Петр Шмарин 10-го января служил в Мантсинсаарском храме в последний раз. Накануне была отслужена торжественная всенощная, а в воскресенье, 10-го января, Божественная литургия. Пел хор Пелдожского двухклассного училища. На организацию и устройство церковно-школьного хора о. Петр, сам большой любитель и знаток пения, положил много сил и умения. За шестилетнее свое служение в Мантсинсаари о. Петр как своею полезною деятельностью для прихода, так и сердечным любовным отношением ко всем без различия прихожанам, сумел снискать общую к себе любовь и уважение. Весть о его уходе очень опечалила прихожан. Попрощаться в храм с своим батюшкой собрался почти весь приход. В конце литургии о. Петр сказал прощальное слово. Голос его часто прерывался от рыданий. Вместе с ним рыдала и вся церковь. При целовании креста прихожане задерживались, кланялись в ноги, целовали руки, свящ. одежды, высказывали сердечные благопожелания и проливали обильные слезы. Картина была в высшей степени трогательная и умилительная. До самого отъезда из Мантсинсаари приходило и на дом много народа прощаться. В день отъезда 14 января в доме был отслужен напутственный молебен, куда собралось также очень много народа».
Крестовоздвиженская церковь на острове Мантсинсаари
была полностью уничтожена в период Зимней войны 1939-1940 гг. К сожалению, в настоящее время красивейший остров Мантсинсаари, – самый крупный на Ладоге, площадью более 100 квадратных километров, — стал почти безлюдным. Все перебрались жить на материк. А про его население обычно говорят так: шесть медведей, семь рысей, 25 лосей и всего-то два человека.Просветитель карел
Отец Петр служил в Спасо-Преображенской в церкви в Мустамяки два года: в 1916-ом и 1917-ом. Под его руководством приход, рассчитавшись с долгами по первому этапу строительства Спасо-Преображенского храма, начинает второй этап строительства — на этот раз церковного комплекса под названием Серафимово. Предполагалось построить дом причта, школу, приют, учреждения церковного общества трезвости и церковь в честь преподобного Серафима Саровского. Земельный участок размером 5 тыс. кв. м в деревне Кутерселька (ныне Лебяжье) был принесен в дар графом Николаем Федоровичем Гейден. 31 марта 1916 года было получено высочайшее соизволение на закрепление земельного участка «Серафимово» за Преображенской церковью. Но строительству помешала революция.
Во время служения отца Петра Шмарина в Финляндии особенно ярко раскрылись его миссионерские дарования. Он стал редактором и издателем журнала «Карельские известия», печатного органа Православного карельского братства великомученика Георгия Победоносца, освещавшего вопросы церковной, политической, общественной и народной русско-карельской жизни. Духовное состояние местного населения было очень тяжелым, и отец Петр как миссионер знал, что «верующим и оглашенным нужно давать книгу, написанную на родном языке, непременно хорошим слогом. Печатное слово должно быть душою Миссии». Таким изданием и стали «Карельские известия». Целью журнала было духовное просвещение и объединение православных карел и финнов под знаменем «Православная вера, Царь и неделимая Россия».
Мученическая кончина
После революции Финляндия отделилась от России, и отец Петр выехал в село Тютчево Лебедянского уезда Тамбовской губернии. Когда его супруга, матушка Ксения, умерла от тифа, детей взяли к себе родственники, а отец Петр принял монашеский постриг с именем Уар. 20 августа 1926 года иеромонах Уар был хиротонисан во епископа Липецкого и стал первым епископом Липецким, викарием Тамбовской епархии.В 1935 году епископ Уар был арестован и сослан в Карагандинский лагерь. «Не плачьте и не переживайте, — сказал он детям. — Живите, как жили. Живите честно. За меня не мстите. Главное – прожить жизнь достойно».
23 сентября 1938 года на 58 году жизни епископ Уар был убит. Это произошло вскоре после того, как его из барака для политзаключенных перевели к уголовникам. Погребен владыка был на кладбище Самарского отделения Карагандинского лагеря; ныне это село Самарка Мичуринского района Карагандинской области. На этом кладбище установлен памятник священномученику Уару.