Здоровье и вера
Раздел: От редакции
Журнал: № 11 (ноябрь) 2010 Опубликовано:
Парадокс: тема здоровья в жизни современного человека — это на самом деле тема болезни. Сколько раз, заболевая, мы говорили себе: «Какое счастье быть здоровым!» Но когда болезнь отступала, чувство благодарности Господу за каждый новый подаренный день довольно быстро улетучивалось…
Почему-то мы задумываемся о здоровье лишь тогда, когда его у нас уже нет. Болезнь всегда застает нас врасплох. Она, как внеплановая «проверка», неожиданно вторгается в нашу жизнь и расставляет все точки над «i».
Утрата здоровья и столкновение с болезнью — это всегда момент выбора, выбора во многих отношениях. С одной стороны, мы должны решить конкретную задачу: что нам поможет выздороветь? Записаться на прием в поликлинику или сходить к травнику-целителю? Или свечку в церкви поставить да приложиться к чудотворным мощам? Или никуда не ходить, а просто «настроиться на выздоровление»?
С другой стороны, болезнь (особенно тяжелая) ставит фундаментальные вопросы. Мы начинаем задумываться: кто виноват в том, что произошло? Что я сделал не так? Как дальше жить? Задумываясь о собственном здоровье, мы подчас должны решать самые разнообразные жизненные вопросы, делать серьезный мировоззренческий выбор. Возможно, поэтому многие люди, уверовавшие в Бога в зрелом возрасте, связывают свой приход к вере именно с историей своей болезни.
Тема связи между здоровьем и верой, между медициной и религией сегодня активно муссируется в околонаучной и псевдонаучной публицистике. Спекуляция на этой теме позволила сделать не только имя, но и капитал ни одному десятку современных псевдоцелителей и религиозных лидеров. Последователи Сатья Саи Бабы, учение Рейки, система Рона Хаббарда, церковь Виссариона… В последнее время языческие и оккультные секты, обещающие своим адептам исцеление через духовные практики, как и в первые века христианства, множатся день ото дня.
Мечта получить здоровье в обмен на веру завладела и многими, считающими себя христианами. Едва ли не каждый второй протестантский пастор в современной России проповедует так называемую теологию процветания (учение, впервые сформулированное шведским проповедником Ульфом Экманом и распространенное сегодня во всех странах мира). Суть его проста: Господь хочет видеть тебя исключительно здоровым и богатым, поэтому хорошо молись под руководством пастора и станешь таким!
Пожалуй, для человека естественно стремиться к здоровью: болеть никто из нас не любит. Страсть к телесному комфорту, а также страх болезни и смерти не знает национальных и конфессиональных границ. За избавление от этого страха человечество во все века было готово платить любую цену… Отличаются ли в этом отношении христиане от всех остальных людей? На практике, может быть, и нет. Каков подлинно христианский взгляд на проблемы здоровья и болезни?
О понятиях веры и здоровья, пожалуй, невозможно размышлять отвлеченно и бесстрастно. Рассуждая на эти темы, мы опираемся на наши собственные воспоминания о болезненном состоянии и на собственный опыт веры. Подбирая героев и истории для этого номера, мы хотели показать, как в конкретной человеческой жизни проявляется взаимосвязь между здоровьем телесным и здоровьем духовным, поразмышлять о причинах этой взаимосвязи. К такому же размышлению мы призываем и читателя.
Своими публикациями мы не стремимся дать ключ к здоровью и долголетию. Мы не предлагаем нового революционного способа «исцеления через Библию». Разговор о здоровье для нас в первую очередь — способ напомнить о другом. О том, что Христос, хотя и не обещает избавления от болезни для всех (как не обещает успешной карьеры или финансового благополучия), предлагает нам гораздо большее: «верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин. 3, 36).