Заброшенная доминанта
Новая жизнь
Здание храма перестроено до неузнаваемости, фасад украшают колонны с портиком в стиле сталинского ампира, и только войдя внутрь, понимаешь, что попал в старинный храм. Но и тут ждут печальные сюрпризы: помещение большое, но потолки низкие — когда перекраивали церковное здание под нужды советской промышленности, в объеме храма появились еще два этажа.
— Меня назначили в только что возвращенный храм в марте 2006 года, — рассказывает настоятель протоиерей Владимир Гончаренко. — Поразили масштабы здания — храм шестипрестольный. Его очень любил и часто здесь служил священномученик Вениамин, митрополит Петроградский; последний перед закрытием храма настоятель, протоиерей Иоанн Зимнев, был расстрелян в 1938 году. Молитвы новомучеников и исповедников, служивших здесь, ощущаются, дают силы и надежду, что наш храм будет восстановлен в былом великолепии. Первый год служили в нижнем храме, а на Рождество 2007 года перешли на второй этаж. Для этого надо было вынести станки и подготовить помещение для совершения богослужений, храм отвоевывали от мусора по квадратному метру. В то время еще продолжался процесс передачи здания в епархию, некоторое время ушло на оформление земельного участка и установление отношений с соседними организациями. Начался долгий процесс построения приходской жизни и созидания прихода. Сразу свалились заботы по содержанию большого храмового хозяйства, поиску средств на коммунальные платежи. Первой «ласточкой», вселившей надежду на восстановление, стало возрождение из руин приходского дома, который назывался раньше «домом для переодевания невест»: оттуда вел подземный ход, которым пользовались, если погода была плохая, чтобы невеста могла перейти в храм и не испортить платье. Была также восстановлена историческая паперть, причем плиты разрушенной паперти были разбросаны здесь же, во дворе храма.
Силами прихода делался косметический ремонт, но, разумеется, на восстановление храма в первоначальном виде нужны огромные средства, которыми приход не располагает. Был сделан эскизный проект, завершается его доработка. Многие годы инициативная группа прихожан ищет благотворителей, которые бы помогли воплотить в жизнь разработанный поэтапный план восстановления храма.
— Возрожденный Путиловский храм станет доминантой Кировского района и всего нашего города, — продолжает отец Владимир. — Необходимо восстановить и могилу Николая Путилова и его супруги — хотя бы в виде кенотафа, если останки обнаружить не удастся. Мы надеемся, что найдутся люди, которые помогут возродить память этого великого сына и патриота России, сделавшего очень много для своей Родины.
Пол в помещении под алтарем, где когда-то находились захоронения, закрыт бетонной плитой, на которой стоит теплоузел. Он очень старый, его пора менять, при этом переносить на новое место, что даст возможность привести захоронение в порядок. Но на это тоже нужны огромные деньги.
Церковь — это люди
Большое внимание на приходе уделяется просветительской деятельности. При храме действует Центр духовной культуры и образования Кировского благочиния, отец Владимир — его директор. Здесь священнослужители благочиния работают с педагогами средних школ, воспитателями детсадов района. Лекции здесь читают лекции преподаватели Духовной академии и Академии последипломного педагогического образования. Работает воскресная школа, проходят встречи с людьми пожилого возраста — как в храме, так и в домах престарелых. В прошлом году был создан молодежный клуб «Анастасис», где проводятся библейские чтения, кинолектории, тематические встречи. Есть в планах и создание языкового клуба, поскольку протоиерей Владимир Гончаренко и второй клирик храма иерей Максим Никулин хорошо владеют иностранными языками. Хотя клир состоит всего из двух человек, богослужения в Путиловском храме совершаются ежедневно. И настоятель, и отец Максим — доценты СПбДА, они делятся своими знаниями с прихожанами: читают лекции, проводят беседы.
— Путиловский храм — мое первое и единственное место служения после священнической хиротонии, я был назначен сюда сразу после прохождения иерейского сорокоуста в Духовной академии, — говорит отец Максим. — К тому времени усилиями настоятеля уже была создана настоящая церковная община, значительно благоукрашен храм, запущены многие духовно-просветительские проекты. В детской воскресной школе я преподаю Закон Божий, во взрослой — патрологию.
Супруга отца Владимира Елена — помощник благочинного Кировского округа по образованию, директор воскресной школы, преподаватель церковнославянского языка.
— Когда я впервые подошла к храму, меня поразил его внешний облик: он напомнил поверженного и обезглавленного былинного богатыря, — вспоминает она. — Внутри стояли огромные станки, вокруг них — кучи мусора, но нас в двадцать с лишним лет было ничем не напугать! Навели какой-то порядок в нижнем храме, начали служить. Поначалу частенько мы молились втроем: батюшка в алтаре, я пою и читаю на клиросе, а в храме только свечница… Прихожан было не более тридцати человек. Мы никогда не забудем настроение тех богослужений — они отдаленно напоминали молитвенные собрания первых христиан в катакомбах.
С 2018 года воскресная школа располагается в уже упомянутом домике для переодевания невест, а на четвертом этаже храма усилиями прихожан оборудовали сцену, где проводятся приходские мероприятия и детские праздники благочиния.
— После женитьбы, в 2013 году, я переехал из Духовной академии и поселился в Красносельском районе, — рассказывает преподаватель СПбДА и прихожанин храма Дмитрий Карпук, автор книги «Путиловская церковь святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры: история, традиции, современность». — Мы узнали, что относительно недалеко от нашего дома находится храм, настоятель которого — мой друг по учебе в Академии протоиерей Владимир Гончаренко. Я ожидал увидеть маленькую церквушку, обычную для спальных районов. Когда я зашел внутрь и увидел это огромное пространство, был поражен. В этом отношении Путиловский храм очень удобен: здесь можно спокойно молиться, никто тебя не толкает, по большим праздникам люди не стоят на улице. Мы с семьей стали периодически сюда приезжать. Однажды, было это, кажется, в 2018 году, отец Владимир обратился ко мне с просьбой написать небольшую брошюру про Путиловский храм — приближалась какая-то дата. Я это воспринял без энтузиазма: писать про историю храма мне казалась очень скучным. Ну, построен в таком-то году, кто-то был попечителем, кто-то финансировал, архитектор, проект, список настоятелей… Потом закрылся, в таком-то году возвращен Церкви.
Дмитрий Андреевич признается, что согласился главным образом потому, что отказаться было неудобно, но затем его отношение к материалу изменилось:
— Я работал в архивах, и по мере погружения, через год-полтора, был поражен, насколько богата история храма, — продолжает историк. — Это история Русской Церкви в конце XIX — начале ХХ века в миниатюре. Храм строился рядом с заводом, инициаторами постройки были рабочие. Главная причина, которую они указали в своем прошении — текст сохранился, — это проблема пьянства. Изучая материалы, я понял, что «рабочий вопрос» — точнее, отсутствие его решения — и привел к революционным событиям. И первая русская революция, и Февральская революция начинаются с волнений на Путиловском заводе.
Вопрос, могла ли Церковь более активно проводить работу в среде пролетариата, не так прост, как кажется.
— Протоиерей Философ Орнатский еще в 1905 году написал бумагу в Святейший Синод, в которой говорилось об острейшей необходимости открывать храмы на территориях фабрик и заводов: рабочие совершенно были лишены пастырского окормления. Синод отнесся к идее с одобрением… и всё. То есть не совсем всё: Синод обращается в министерство финансов, но ответа не получает. Среди владельцев предприятий в Российской империи было много иностранцев, зачем им вкладываться в строительство православного храма? В Москве — старообрядческие капиталы, «никонианские» храмы им тоже ни к чему, — объясняет Дмитрий Карпук.
Путиловский храм был одним из немногих, который в массе посещали рабочие. Как уже говорилось, здесь любил служить будущий священномученик Вениамин (Казанский), тогда викарный епископ.
— Владыку Вениамина называли «архиереем рабочих окраин», — продолжает ученый. — Когда он служил в Путиловском храме, он только помазывал на Всенощном бдении в течение четырех-пяти часов! Неудивительно, что когда в мае 1917 года проходили выборы архиерея — первый и, в общем, единственный опыт в Русской Церкви, — всем представителям рабочих наказывали голосовать за владыку Вениамина, поскольку его знали и любили. И владыка Вениамин стал митрополитом.
Рабочая власть против рабочих
— Благодаря работе над книгой я совершенно по-другому стал относиться ко многим явлениям и рассказываю студентам об этом на лекциях, — продолжает Дмитрий Карпук. — Например, принято считать, что в России начала ХХ века наблюдался массовый отход от веры. Конечно, 1917 год — это смертный грех синодального периода: если это произошло, значит, многое делалось неправильно. Но когда погружаешься в жизнь конкретного прихода или монастыря, понимаешь, что она, наоборот, развивалась, оживлялась, появлялись всевозможные братства, кружки… Мне кажется, нам не хватило каких-нибудь десяти-пятнадцати лет, а затем никакая революция и не могла бы произойти.
— Служил в храме яркий священник, протоиерей Павлин Смирнов, — вступает в разговор протоиерей Владимир Гончаренко. — Ему даже разрешили поступить в Духовную академию. Это кажется сейчас странным, но тогда принимали две категории абитуриентов — мирян и монашествующих. Отец Павлин был белым священником, и ему в порядке исключения разрешили учиться в Академии. Кандидатскую работу он защитил на французском языке, что еще раз говорит о том, что он был высокообразованным человеком. Он много занимался просвещением рабочих.
— Мы часто говорим о необходимости просветительской работы на приходах, — дополняет Дмитрий Карпук. — И пример её являет Путиловский храм. Приходит новый настоятель, отец Павлин, организует на приходе братство Воскресения Христова, при нем начинает издаваться журнал — сейчас мы бы назвали это газетой — «Путиловский листок», он вовлекает прихожан в благотворительную деятельность, в том числе в сборы на убранство храма.
Преподаватель СПбДА развенчивает еще один распространенный штамп — что священноначалие и клир Русской Церкви с восторгом приняли Февральскую революцию:
— Обратимся к тому же «Путиловскому листку», главным редактором которого был, разумеется, настоятель протоиерей Павлин Смирнов. Первый номер после Февральской революции — в статье отца Павлина радость, но очень осторожная. Нет никакой критики прежнего режима. Нужно понимать, что в то время выражать сочувствие царской семье было просто нельзя. Но в последующих номерах никакой радости больше нет. Отец Павлин констатирует, что вместе со «свободой» пришла безнравственность, вседозволенность. И с каждым номером нарастают опасения, что жизнь скоро изменится в худшую сторону. Собственно, так и случилось, и сам он вскоре стал мучеником, был арестован и расстрелян.
Отца Павлина арестовали в 1919 году, расстрелян он был в Пензе. Приход делал запрос в тамошние архивы, но ответа не последовало. А без материалов дела нельзя подать документы в комиссию по канонизации.
— В 1937–1938 годах дела оформляли уже «правильно», велись протоколы допросов, а во времена «красного террора» человека могли уничтожить вообще без документов, так что, возможно, в пензенских архивах ничего и нет, — делится опасениями ученый.
Удивительно: с одной стороны, с Путиловского завода начались все революции, с другой — через пару лет он становится контрреволюционным если не центром, то очагом на территории Петрограда.
— Как я уже говорил, отец Павлин призывал рабочих жертвовать на убранство храма — покупку икон, хоругвей, церковной утвари, — продолжает Дмитрий Карпук. — Поэтому неудивительно, что когда в 1922 году в храм пришла комиссия по изъятию церковных ценностей, рабочий люд вышел на защиту своего храма, своих святынь.
— Когда в храм пришла комиссия по изъятию церковных ценностей, прихожане ударили в набат, созвали народ, и комиссию прогнали. Вызвали наряд милиции, но рабочие и его прогнали. Приехали пожарные и стали поливать людей из шлангов. Рабочие перерезали шланги. Выступление удалось подавить только регулярным частям Красной армии. Но это было неслыханно: Красную армию бросили против рабочих! — рассказывает протоиерей Владимир Гончаренко.
В 1925 году власти собрались закрыть храм. Рабочие с женами и детьми двинулись на его защиту. Около трех месяцев длилась осада: верующие выстраивались живой цепью наперерез едущим грузовикам, многие были задавлены насмерть. Милиция производила аресты защитников храма каждый день. Кто-то был расстрелян, кого-то отправили в ссылку. Как удалось установить Дмитрию Карпуку, проводилась целая информационная кампания в прессе:
— На страницах «Ленинградской правды» — масса статей, где буквально поливают грязью приход и прихожан, и главное, подчеркивают, что протестующих «мало», они «не имеют никакого веса». Возникает резонный вопрос: если их так мало, зачем на них тратить драгоценное место в газете? За три месяца почти каждый день статьи как минимум на полполосы, а то и на полосу!
После того как сопротивление было подавлено, решением Ленгорисполкома со стандартной формулировкой «по требованию рабочих» Путиловская церковь была закрыта.
Забытое имя
Согласно завещанию основателя Путиловского завода Николая Путилова, он был похоронен рядом с заводом на восточном берегу Гладкого острова. В 1907 году прах Путилова и его супруги Екатерины Ивановны был торжественно перезахоронен под алтарем новой заводской церкви.
— Исследователи биографии Путилова столкнулись с тем, что его личный архив не сохранился, — поясняет отец Владимир. — В архиве ВМФ, в документах Морского кадетского корпуса, где он учился, в его личном деле есть только заявление о поступлении, и сведения о нем добывались из многих источников.
— Личность Путилова произвела на меня большое впечатление, — говорит Дмитрий Карпук. — Идет Крымская война, недалеко от Кронштадта находятся британские корабли. Они уходят на зимовку, но понятно, что весной вернутся. За зиму 1854–1855 года необходимо было подготовить флот из небольших быстроходных судов — канонерок. Никто из заводчиков не соглашался. Николай Путилов организовал изготовление винтовых машин и механизмов, а корпуса канонерок построил Петергофский 1‑й гильдии купец Сергей Кудрявцев. Путилов — герой Крымской войны, я не знал ничего об этом. Еще один важный штрих: ему была выделена сумма в 640 тысяч рублей, причем остаток в сумме 20130 рублей он вернул в казну. Строительство Морского канала, который до сих пор работает, — тоже его заслуга, причем современники сравнивали эту работу по объему со строительством Суэцкого канала. Считаю, нужно проводить беседы, встречи экскурсии, посвященные ему.
Интересно, что Николай Путилов активно занимался тем, что сейчас называется импортозамещением. Он приобрел и реконструировал в Хаапакоски (Финляндия) чугунолитейный завод, затем построил еще три завода и дал флоту качественную котельную сталь взамен английской, а также зеркальный чугун для изготовления корабельной брони. Первым в России начал переплавку металлического лома в промышленном масштабе. По поручению российского правительства разработал технологию изготовления чугунозакаленных снарядов и снизил зависимость армии и флота от импортных поставок. В зиму 1867–1868 годов, когда рельсы зарубежного производства полопались от мороза, Путилов первым в мире начал выпуск чугунного рельса со стальной головкой, который выдерживал морозы. За 18 дней он организовал выпуск рельсов и спас страну от транспортного коллапса. Малоизвестный факт: схема запуска производства в кратчайшие сроки, которая была отработана при строительстве рельсового завода, применялась в годы Великой Отечественной войны при переброске предприятий за Урал.
В настоящее время биография Николая Путилова воссоздана:
— Комитет по туризму заказал мне путеводитель по истории Невского проспекта, — вспоминает писатель Олег Путин, автор книги о знаменитом промышленнике. — Выяснилось, что контора Путиловского завода в 1880‑х годах находилась по адресу Невский проспект, 5. Нужно было в связи с этим упомянуть про Путиловский завод, и тут я наткнулся на материалы о Путилове. Стал изучать различные публикации — и удивился, насколько они противоречивы. Пришлось начать с нуля собственное исследование и на пять лет засесть в архивах. Книга «Путилов» вышла в декабре 2021 года. Я обратил внимание на религиозность семьи Путилова: его родители не пропускали ни одного богослужения, их любовь к Богу передалась и сыну. Николай Иванович явил пример предпринимателя-христианина: он заботился о рабочих, открывал на территории предприятий храмы, школы, обучал детей и взрослых грамоте. И зарплаты на заводах Путилова были выше, чем на других предприятиях. Когда Министерство путей сообщения аннулировало гигантский заказ на рельсы, он не уволил ни одного человека, завод стал работать на склад, а Николай Иванович вскоре был объявлен банкротом…
Да ведают потомки
В нынешнее время память о Путилове увековечена: набережная Морского канала на Канонерском острове названа Путиловской, его именем назван колледж, в октябре 2020 года у проходной Кировского (Путиловского) завода открыт памятник (автор — скульптор Константин Гарапач). Но в Союзе православных предпринимателей считают, что этого недостаточно.
Рассказывает сотрудница Союза православных предпринимателей Оксана Каплун, руководитель проекта «Наследие выдающихся предпринимателей и благотворителей Санкт-Петербурга»:
— Совместно с писателем Олегом Путиным мы занимаемся подготовкой и проведением Путиловских чтений. В 2021 году провели их в Горном университете, ректор пошел нам навстречу, настоятель храма протоиерей Владимир Сорокин тоже помогал. На чтения приехали новгородцы с родины Путилова. Мы близко знакомы с главой администрации деревни Волок Натальей Петровой, там находится храм, у стен которого захоронены его родители. Храм полуразрушен, могилы не сохранились. После наших чтений образовалась инициативная группа, которая привела в порядок территорию вокруг храма. Из Боровичей приехал сотрудник музея, который писал статьи на эту тему. Приезжал и священник из Боровичской епархии. В 2022 году тоже проводили чтения, были хорошие доклады, выступали дети из Путиловского колледжа. У нас появилась идея в рамках проекта «Наследие» создать мультимедийное пространство для школьников, где была бы информация о деятельности Путилова. В настоящее время занимаемся установкой интерактивного стола.
4 июля нынешнего года студенты промышленно-технологического колледжа имени Николая Путилова помогли подготовить помещение для открытия музейного пространства, посвященного истории храма и личности выдающегося инженера и предпринимателя. Разработан мультимедийный проект «Путиловская карта», который реализуется с использованием средств гранта президента РФ на развитие гражданского общества. В рамках проекта при помощи школьников и студентов будет создана интерактивная карта объектов, связанных с жизнью и деятельностью Путилова. В музейном пространстве планируется проводить экскурсии, благотворительные концерты.
Забвение имени Николая Путилова в советское время понятно. Но сейчас необходимо, чтобы люди, особенно подрастающее поколение, знали о выдающемся сыне России.