Юрий Зеленый из Аутсайдервиля
Этот художник любит все времена года, но больше всего — зиму. Он предпочитает яркие цвета, но не боится и черного, уверенно работает с ним. Юрий Зеленко — автор множества картин, полных жизни, даром что с детства прикован к инвалидной коляске и рисовать может только лежа на полу.
Раздел: Острый угол
Журнал: № 12 (декабрь) 2015Автор: Татьяна КириллинаФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 10 декабря 2015
Все цвета — любимые
Мы входим на территорию психоневрологического интерната в Зеленогорске, шуршим листьями на дорожке прекрасного осеннего парка. В отделении для пациентов с сохранным интеллектом режим свободный, можно в любой момент выйти погулять. В здании большие окна, чисто и светло, но, разумеется, без архитектурных излишеств: белые стены, одинаковые двери. Зато в коридорах и холлах много картин, автор большинства из них — пациент ПНИ Юрий Зеленко, художник-самоучка.Юрий — инвалид с детства, диагноз — ДЦП, всю жизнь провел в психоневрологических интернатах. Передвигается он с трудом, на инвалидной коляске. Раньше, в Санкт-Петербурге, Юра часто бывал в храме, а здесь, в Зеленогорске, такое случается редко: самому ему не добраться, только если помогают друзья-волонтеры. А вот по территории интерната Юра может самостоятельно передвигаться, чем регулярно и занимается. Правда, ему надо чуть-чуть помочь въехать на коляске в специальный лифт — но всегда находится кто-то, кто может это сделать.
Нас познакомила Евгения Токарева, преподаватель рисования, которая сотрудничает с двумя организациями, помогающими инвалидам, — «Шаг навстречу» и «Дети Павловска». Сначала она обратила внимание на работы Юры, а потом подружилась и с ним самим. Женя помогает нам беседовать, без нее я бы не справилась: понять Юру непросто, хотя через какое-то время я начала разбирать некоторые реплики.
— Юра, а где вы рисуете?
— Рисую прямо в палате. На полу, стола нет, и за столом не очень удобно.
— Каждый день?
— Бывает, что и каждый день, но случаются перерывы.
— Краски вы сами покупаете?
— Да, на свою пенсию.
— Есть ли любимые цвета?
— Все краски люблю, все цвета.
— Даже черный?
— Даже черный. Интересно с ним работать.
— А какие времена года вас больше всего вдохновляют?
— Зима!
Юрий рисует гуашью: «Чем же еще?» И акварель, и графика — более сложные техники: нужна и высокая точность мазка, и регулировка нажима кисти. Но Евгения говорит: «Я думаю, что даже в сравнении с обычными людьми у Юры есть преимущества».
Окна в мир
— Женя, вы учите рисовать детей и взрослых с особенностями развития. Чем они отличаются от Юры?— В моих учеников нужно много вкладывать, взращивать их талант. У меня достаточно одаренных молодых художников, но они не обрели еще свой собственный почерк, как Юра. С ним занималась воспитательница в детском доме, а больше никто: уже много лет он работает совершенно самостоятельно.
Действительно, даже на вопрос о любимых художниках Юра отвечает отрицательно: он не особенно знает других живописцев и не очень интересуется их творчеством. Зато любимых певцов, фильмов — много. Я сразу узнала на одной из картин финальную сцену из «Иронии судьбы» — Надя кладет руки Жене на плечи и говорит с ударением на первом слове: «Мы не были бы счастливы». Узнала и эстрадных певцов — Аллу Пугачеву, Эдиту Пьеху, Николая Баскова. Телевизор Юра смотрит часто, это и окно в мир, и источник вдохновения.
Кстати, о телевизоре: раньше интернат, в котором жил Юра, располагался у Смольного собора. Жизнь в центре города в голодные 1990-е имела свои преимущества: Юра отправлялся в город и просил милостыню у храма, а на вырученные деньги купил телевизор, который потом смотрело всё отделение.
Вообще, подсказать художнику новый сюжет может что угодно: и прогулки, и журналы с картинками. Есть у Юры и пейзажи, и натюрморты, и портреты врачей и соседей по палате, и жанровые зарисовки. Часто обращается он и к образам святых, сюжеты самые разные: Пресвятая Троица, Георгий Победоносец, Серафим Саровский. Есть на картинах Юрия знакомые очертания петербургских храмов. Манера художника — обобщенная: он работает большими цветовыми пятнами, цвета почти локальные, изображение вроде плоскостное, но как-то необъяснимо создается объем, глубина. И при том, что детализация — не его конек, образы выходят очень узнаваемыми. Иногда он долго обдумывает сюжет и заранее знает, что должно получиться, но бывает, что сюжеты и решения приходят спонтанно.
Выходим на международный уровень
Совсем недавно о Юре никто не знал, но всё изменилось в этом году: его творчеством заинтересовались специалисты, про него стали писать статьи и очерки. Вершиной успеха стала прошедшая в июле персональная выставка в галерее «Борей». Юра приезжал на открытие, привычную пижаму сменил на костюм и белую рубашку с галстуком-бабочкой. За всю историю галереи никто не может припомнить такого успеха: из 35 выставленных работ купили 27. Вырученные деньги решено было потратить на более удобную инвалидную коляску. Но не обошлось без приключений: когда уже отправили деньги на предприятие, оказалось, что такие коляски сняты с производства. Деньги вернули, и Евгения заказала коляску снова: она уже на пути к Юре, через месяц-полтора будет у него. Недавно в Союзе художников прошла групповая выставка, в ней Юрий Зеленко тоже участвовал. Профессиональные художники выделяли его работы, находя, что у Юры есть чему поучиться. С творчеством Юрия Зеленко знаком даже губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко — художник написал его портрет.Не так давно Юрий Зеленко попал в проект «Аутсайдервиль», где помогают творчески реализоваться людям с особенностями ментального развития. Проект петербургский, но размах деятельности — международный: работы художников-«аутсайдеров» регулярно принимают участие в местных и международных выставках, организованных «Аутсайдервилем» и его партнерами. В России, как и во всем мире, поддержка таких авторов совершенно необходима для их социальной интеграции. Для выставок Евгения придумала Юрию Зеленко псевдоним «Зеленый», так что если увидите на выставках картины с подписью «Юрий Зеленый», знайте — это он.