В январе 1916 года началось успешное наступление русской армии на Эрзурум, был основан Нижегородский университет, умер великий цирковой артист Анатолий Дуров. «Церковный вестник» с января 1916 года стал официальным органом Миссионерского совета при Святейшем Синоде, а потому тематика его публикаций сместилась в сторону миссионерства и народного просвещения.
«Война и мир». Профессор Н. Н. Глубоковский
Мир не может быть всецелым созданием человеческим и бывает отражением небесной гармонии в нашей земной неупорядоченности кипения страстей и тяготения бренности. Но тем более надо быть достойным этого блага, вне которого неизбежны все ужасы смятения и борьбы. Кто не достиг первого, тот непременно попадает во второе и втягивается в водоворот брани. Мир — это брачный пир, куда входят лишь с возженными светильниками, а не приобревшие заранее елея не впускаются по запоздании, обрекаясь на мрак озлобленных столкновений. В этом освещении война рисуется изобличением предшествующего и казнью его ничтожества и обманчивой призрачности. Здесь совершается предваряющий суд Божий, наказывающий виновных, ленивых и нерадивых, и увеличивающий усердных, искусных и отличившихся. С этой стороны война удостоверяет храбрых и закаляет мужественных, которые торжествуют в ней именно потому, что выше ее и сами не давали ей ни опоры, ни повода. При верховенстве их она была бы невозможна и только оттеняет непреодолимую доблесть, торжествующую над враждой в силу своей правды, во имя любви и ради добра… Война рождается собственно из плохого мира… Понятно, что она и не должна сопровождаться возвратом к своему первоисточнику с накоплением дурных паров для более разрушительного взрыва. Этим путем мы пришли бы ко всеобщему уничтожению и крушению всех благ, а война должна быть огненным очищением мира к обновлению и возрождению.
«Социализм и миссия». Профессор А. А. Бронзов
Социализм… не угасает, а растет. Следовательно, «миссионерская» энергия должна быть удвоена, утроена. И, в частности, если социалистическая литература (книги, листки…) наводняет собою фабрики, заводы, даже деревню, особенно с 1905–1906 гг., то следует противопоставлять ей с еще большей силой книги, брошюры, газеты, журналы, листки… противосоциалистические. Особенно удобны во всех отношениях «листки»… А у отца [Иоанна] Восторгова дан и опыт «противосоциалистического катихизиса». Удобна и ежедневная газета, которая теперь проникает всюду, читается жадно и несомненно влияет на широкие массы сильно… Это — с одной стороны. С другой, следует позаботиться об устранении условий, благоприятных для успехов социализма. Разумеем улучшение материального положения народной массы… «Пред ростбифом и пуддингом стушевываются все социалистические утопии» (цитата из Вернера Зомбарта. — Прим. ред.). С третьей стороны, должно обратить особенное внимание на воспитание подрастающих поколений в духе православно-христианской Церкви. Социалисты шумно заявляют, что при помощи «учителя и врача», настроенных «атеистически» и «матеириалистически», они «расхристианизируют» всякую страну. На это-то и обратим свое внимание. Позаботимся о воспитании «учителя» и «врача» — не атеистов и не материалистов.
История
Церковь Рождества Христова на Песках была построена в 1787 г. по проекту архитектора П. Е. Егорова, одного из авторов ограды Летнего сада. Каменный храм в классическом стиле был выстроен на месте деревянной церкви Рождества Христова (1751 г.), по имени которой названы десять Рождественских (ныне Советских) улиц и Рождественская слобода. До революции при церкви существовало благотворительное Христорождественское братство. Его возглавлял священник Александр Гумилевский, считающийся основателем церковных братств в россии в новейшее время. Братство занималось помощью бедным: при храме для них были созданы воскресная школа и библиотека, приют, богадельня, убежище для нищих, больница, благотворительная столовая. В 1934 г. церковь была разобрана, на её месте был устроен сквер. Дом Христорождественского братства (Советская ул., 21) был перестроен в жилой. В 2010-е гг. началась дискуссия о воссоздании церкви. Проект согласован с КГИОП и утвержден всеми инстанциями. В 2012 г. начались археологические раскопки фундамента храма.
«Православная миссия и Миссионерский совет при Святейшем Синоде»
Если бы каким-либо чудом вдруг все приходские пастыри оказались миссионерами, то и тогда им одним работа придется не под силу. Они сразу почувствуют необходимость опереться на народ, на паству. Они почувствуют необходимость в народно-приходской миссии. А создать ее и вести — это весьма сложное и трудное дело, о которое не раз претыкались даже ветераны специальной миссии!.. Все это прекрасно видели специальные трудники миссии, и потому-то они в IV-м отделе Предсоборного Присутствия (этот орган, созданный в 1906 году, отвечал за подготовку к Поместному собору. — Прим. ред.) и начертали ныне действующие «Правила об устройстве внутренней миссии», по коим миссия в епархиях ведется самим верующим народом («народно-приходская миссия»), приходскими пастырями («пастырско-приходская миссия»), и лицами, специально, посвятившими себя миссионерской деятельности («специальная миссия и специальные миссионеры»).
«Возрождение прихода». Священник Иоанн Набивач
Холодность прихожан к своему храму становится прямо поразительной. В одном приходе, например, отведен обществом клин земли в пользу церкви. Сенокос понравился богатому мужику, последний посулил миру магарыч. Сенокос продали, а деньги, конечно, пропили. Другой факт: с церковной кафедры священник, а по дворам попечители просят добрых прихожан в воскресный день, после обедни, на уборку церковного хлеба; в то же время просит и лавочник для себя, обещая магарыч, и из 120 домохозяев для церкви отозвались 6, и целыми десятками потянулись с утренней зари подводы на гумно к угощавшему лавочнику… Если наша крестьянская Русь, да и крестьянская ли только, — в массе верующая обрядно, умилявшаяся внешним видом храмов и торжественностью церковных богослужений, уже в большей мере стала тепло-холодной к этому, то не есть ли это признак упадка веры и добрый ли это фундамент для «юридического возрождения» прихода?
«Абсолютная трезвость». Профессор А. А. Бронзов
В деревне, где большей частью приходилось проводить летние месяцы, дачники с беспокойством поджидали «Фрола» (праздник Флора и Лавра 31 августа. — Прим. ред.) … и связанного с «ним» праздничного дикого и бесшабашного разгула. Более боязливые даже спешили до «Фрола» переселиться на зимние квартиры. Бывало, пьют, шумят, безобразничают хороших три дня. А потом сколько времени еще «опохмеливаются»! Но минувшим летом все изменилось как бы по волшебству, потому что не было «зелья» (в России в связи с военным временем в 1915 году был введен «сухой закон». — Прим. ред.). Все прошло тихо и пристойно. Радовались этому даже сами мужики — прежние поклонники Бахуса. Единичные же «ханжисты» не встречали сочувствия, но, наоборот, слышали одни насмешки и всякие издевательства… Да и сами они, видимо, чувствовали себя совсем незавидно… Не хотелось бы отрезвевшей деревне лишиться достигнутого счастья и вернуться к прежней беспросветной тьме! А такой возврат будет неминуем, когда так или иначе возобновится винная торговля… И вот стоит только появиться какому-либо вздорному слуху о возобновлении водочной торговли, как деревня сейчас же болезненно отзывается соответствующими антиалкогольными прошениями к своему начальству… Как, в самом деле, это трогательно! Да, — что там кто ни вздумал бы говорить, а необходима абсолютная трезвость.