Я бы в звонари пошел... (часть 3)
Третий способ открыть для себя звонарное ремесло — дважды в год посещать мастер-классы и концерты для звонарей. Если вам нужно нечто большее, чем звонарские навыки, если вы пытаетесь докопаться до сути колокольных мелодий, пищу для ума вы сможете найти на семинарах вице-президента Ассоциации колокольного искусства России Сергея Старостенкова
Раздел: Острый угол
Андрей Иванов, звонарь Сретенского храма на Гражданке
Журнал: № 11 (ноябрь) 2014Страницы: 6-11 Автор: Надежда КалашниковаФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 27 ноября 2014
Читайте Начало статьи и вторую часть
Сретение звонарей
Мастер-классы для звонарей при храме Сретения Господня на Гражданском проспектеТретий способ открыть для себя звонарное ремесло — дважды в год посещать мастер-классы и концерты для звонарей. Во время мастер-классов звонари учатся у более опытного коллеги, а на концертах — друг у друга. Такие семинары устраиваются с января 2012 года как «курсы повышения квалификации». Этот вариант обучения — для тех, кто имеет хотя бы небольшой колокольный опыт и может схватывать на лету.
На Святках и на Светлой седмице штатный звонарь Сретенского храма Андрей Иванов, тоже член Ассоциации колокольного искусства России, собирает на своей колокольне ведущих звонарей России. В течение одной недели такие мэтры, как главный звонарь храма Христа Спасителя Игорь Коновалов, старший звонарь Данилова монастыря иеродиакон Роман (Огрызков), старший звонарь Ярославско-Ростовской епархии Владимир Дегтярев и звонари Санкт-Петербурга дают концерты и мастер-классы, делятся опытом, раскрывают секреты и демонстрируют новые мелодии.
Колокольня храма Сретения Господня оснащена благозвучным набором из 11-ти колоколов, самый большой из которых весит 3,5 тонны. Все они отлиты по традиционной технологии на заводе Николая Шувалова в городе Тутаеве Ярославской области. На сегодняшний день колокольный набор храма один из лучших в Санкт-Петербурге.
Адрес храма: Гражданский пр., 101, тел. 294-73-02
Смысл мастер-классов не сводится к обмену опытом. Одна из важных причин появления Сретенских фестивалей — желание единства, дружбы между звонарями. Ведь звон — дело соборное: радоваться и благовестить одному невозможно. «Стремление к самовыражению — одно из обычных и сильных искушений в церковном искусстве», — считает Андрей Евгеньевич. Служение звонаря, как служение иконописца или певчего, в идеале, анонимно и не имеет другого имени, кроме имени Бога, ради Бога и для Бога. Цель колокольного звона — призвание в храм, в общину, пробуждение от излишней сосредоточенности на себе к вниманию в сторону Бога.
Теоретики звона
Научно-практический семинар «Русская кампанология. История, современное состояние, проблемы»Если вам нужно нечто большее, чем звонарские навыки, если вы пытаетесь докопаться до сути колокольных мелодий, пищу для ума вы сможете найти на семинарах вице-президента Ассоциации колокольного искусства России Сергея Старостенкова, которые проходят в Просветительском центре при соборе Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Романовых.
Сергей Старостенков, вице-президент Ассоциации колокольного искусства России
Семинары Сергея Алексеевича Старостенкова по истории и изучению звона будут проходить с января 2015 года в просветительском центре Феодоровского собора. Они будут состоять из лекций, кинолектория и ознакомительных выездов. На лекции будут приглашены ведущие исследователи в области кампанологии, практикующие звонари, архитекторы, которые расскажут о правильном устройстве и оборудовании колоколен, врачи, которые пояснят влияние звона на организм человека с медицинской точки зрения, литейщики и музыковеды. Во время кинолектория гостям семинара будут предложены фильмы на «колокольные» темы. И обязательная часть встреч — выезды и экскурсии на колокольни.
Семинары Сергея Алексеевича Старостенкова по истории и изучению звона будут проходить с января 2015 года в просветительском центре Феодоровского собора. Они будут состоять из лекций, кинолектория и ознакомительных выездов. На лекции будут приглашены ведущие исследователи в области кампанологии, практикующие звонари, архитекторы, которые расскажут о правильном устройстве и оборудовании колоколен, врачи, которые пояснят влияние звона на организм человека с медицинской точки зрения, литейщики и музыковеды. Во время кинолектория гостям семинара будут предложены фильмы на «колокольные» темы. И обязательная часть встреч — выезды и экскурсии на колокольни.
Мы часто слышим привычно-громкую фразу православных выставок и фестивалей — «возрождение русского звона». Она звучит уже около двадцати лет, с тех самых пор, как Церкви сказали «да», «можно». Мало кто знает, что до этого знаменитого «можно» 90-х годов процесс реабилитации звона шел полным ходом не один десяток лет — благодаря трудам ученых этнографов и историков. Еще в 1970-х началось возрождение музеев под открытым небом: Кижи, Малые Карелы, Суздаль. Заброшенные колокольни с сиротливо висящими колоколами привлекали исследователей. Колокольный звон рассматривали как один из элементов фольклорного жанра, устраивали «реконструкции» свадеб и праздников со звонами. В итоге в 1989 году, во время Второго фестиваля колокольной музыки в Ростове, создали Ассоциацию колокольного искусства при Советском фонде культуры. То есть придали колокольному звону статус уникального вида искусства. А главным «зачинщиком» современной колокольной истории Петербурга стал ученый Сергей Старостенков.
Сергей Алексеевич не тревожит колокольных веревок, он не звонарь, он — исследователь. Но именно он, проникнув в тайну звона, создал то, что сейчас является Школой звонарей Санкт-Петербургской митрополии. В ней Владимир Кайчук, отец Павел Радин, Андрей Иванов совместными усилиями, каждый со своей стороны, вносят лепту в дело того самого возрождения русского звона.
А русский колокольный звон действительно уникальное явление. По словам Сергея Старостенкова, русский колокольный набор совершенно отличен от западноевропейского. В последнем, например, нет очень больших колоколов и, в то же время, нет совсем маленьких. Получается «середина» — звон «по кругу», который сегодня на Западе без потерь заменяют механизмом. В русском наборе всегда есть маленькие «зазвонные» и массивные бархатные «басы». Зазвонные колокола позволяли «воцерковлять» музыкальную фольклорную культуру той местности, где их использовали. Благодаря им в звоне сельского храма улавливались народные попевки, в монастырском — вдумчивые, протяжные мотивы, в городском — отточенность и чистота. То есть каждый звон был уникален, потому что передавал отчасти и личный опыт звонаря, и отражал по-своему звуки окружающего мира.
P.S.
В заключение хочется добавить несколько слов от себя как от звонаря с пятилетним стажем. Звонить — дело нехитрое, но и совсем легким его не назвать. Кто такой настоящий звонарь? Как говорит Владимир Кайчук, — это первый человек в Церкви, но… с конца! В иерархии церковнослужителей звонарь приравнивается, наверное, к дворнику. И это — без иронии, а с огромным уважением. Звон — служение и вместе с тем труд. Звонарь приходит на службу первым, а уходит последним. Нужно иметь силу воли вовремя встать в единственный выходной и на раннюю Литургию, и на позднюю, в любую погоду, в дождь, метель, мороз под минус тридцать, но всё равно идти, подниматься по ступенькам, вдыхать ветреный воздух полной грудью и звонить — благовестить земле велию радость…
Полезен ли колокол для здоровья
Вадим Лебедев, второй звонарь Владимирского собора
— От хорошего звона оглохнуть нельзя. Если колокола благозвучны и на звоннице хорошая акустика, то это невозможно. Конечно, уши нужно обязательно защищать с помощью ватных затычек, берушей, строительных или стрелковых наушников, но только если колокол по весу равен или превышает шесть тонн. Проблемы начинаются, когда во время звона язык колокола «прилипает» к юбке и производит неприятный дребезжащий звук. Однако бывает и так, что сами колокола выполнены некачественно, имеют скрытые или явные дефекты, искажающие звук. Бывает и так, что архитектура подводит: звонкие небольшие колокола на маленьких звонницах с узкими проемами иногда располагаются слишком близко к уху, звук может отражаться от стен.
Не нужно забывать, что кроме чисто физиологического, колокольный звон производит воздействие и эмоционального характера. Это символ и средство пробуждения, как духовного, так и физического. В определенных ситуациях он призван вызывать определенные чувства: траур, торжественность, умиротворение, и звонарь проникается этим состоянием, как и люди, слышащие звон со стороны, независимо от того, верующие они или нет. Неслучайно образ колокола играет такую важную роль в поэзии. Иосиф Бродский, например, в одном рождественском стихотворении трогательно говорит о беззащитности родившегося Иисуса, о том, что Жертва еще не принесена и Бог безвестен: «Младенец покамест не заработал на колокол с эхом в сгустившейся сини».
Против колокольного звона часто выступают горожане, желающие поспать в воскресенье. По-своему их претензии справедливы, ведь у многих воскресенье — единственный выходной. Защищен ли юридически колокольный звон в Санкт-Петербурге?
— 2 мая 2010 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят закон «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», — комментирует Наталья Большакова, юрист Санкт-Петербургского епархиального управления, — в котором предусмотрена ответственность за «нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, в выходные и праздничные дни». Однако данная статья имеет исключения и не распространяется на: «действия юридических лиц и граждан при отправлении ими религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий, а также при проведении в установленном действующим законодательством порядке культурно-массовых и спортивных мероприятий (п. 6, ст. 8).
Таким образом, формально звонить можно в течение суток. Хотя, конечно, всегда нужно искать разумный компромисс.