Я бы в звонари пошел... (часть 2)
Если вы ищете оригинальный и нонконформистский подход к звону, вам прямая дорога в звонарскую школу иерея Павла Радина — Факультативные курсы при Санкт-Петербургской духовной академии.
Раздел: Острый угол
Иерей Павел Радин, руководитель звонарных курсов при СПбПДА
Журнал: № 11 (ноябрь) 2014Страницы: 6-11 Автор: Надежда КалашниковаФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 26 ноября 2014
Отец Павел online
Факультативные курсы при Санкт-Петербургской духовной академииЕсли вы ищете оригинальный и нонконформистский подход к звону, вам прямая дорога в звонарскую школу иерея Павла Радина — Факультативные курсы при Санкт-Петербургской духовной академии. Факультативные курсы были созданы для семинаристов, но позднее стали открытыми для всех. Их руководитель отец Павел Радин — член Ассоциации колокольного искусства России, автор книг по кампанологии, создатель «Самоучителя игры на русской звоннице», режиссер короткометражных видеоуроков и лекций (см. «ВЖ» № 1, 2013).
Кредо отца Павла — «свободный полет»: насколько звонарь владеет инструментом, настолько он волен творить и импровизировать, находя собственный колокольный язык. Но человеку совсем немузыкальному, скорее всего, будет трудно воспользоваться этой свободой.
Самая полная и свежая информация о школе священника Павла Радина — на сайте дин-дон.рф. Сайт невероятно интерактивен, содержит большое количество видеоуроков, сделанных информативно и не без юмора. Одно из последних нововведений школы — возможность заниматься с преподавателем онлайн через программу skype, но для этого нужна собственная колокольная установка-тренажер.
Обучение здесь, как в настоящей школе, — по классам, с домашними заданиями, самотестированием и работой над ошибками. В первом классе начинают «с нуля»: знакомят со звонницей, тренируют постановку рук и ног, а далее шаг за шагом раскрывают возможности и особенности колоколов. Во втором классе продолжается изучение инструмента, к концу года ученик уже мыслит в звуковом и ритмическом пространстве звона, пробует сочинять, составлять мелодии. И только на третьем году учащиеся узнают различные звонарные традиции (для сравнения, в школе Владимирского собора это происходит сразу). На третьем же году к ученикам приходят опытные звонари и играют старинные звоны. Копирование шаблона, скажем, Новодевичьего или Псково-Печерского монастыря, или стариков-ростовцев — неприемлемо у отца Павла. Задача, по его мнению, состоит в том, чтобы усвоить наиболее узнаваемые элементы традиционных звонов и переложить их для своей колокольни.
Выпускник этой школы может стать здесь же наставником или самостоятельно пойти дорогой начинающего звонаря. Отец Павел старается не вмешиваться в судьбу своих воспитанников: по его мысли, ученики должны найти себе колокольню, где смогут применить умения на практике, продолжая развиваться в поиске своего личного звонарного языка. «Я не интересуюсь, где звонят мои ученики. Наоборот, я даже хочу, чтобы они искали себя без моего влияния, — подчеркивает отец Павел. — Они приходят на звонницы, потом требуется время на привыкание к инструменту, и через несколько лет в их приходах рождается уже своя, новая традиция звона. Когда я вижу в сети их видео, то доволен тем, что у них получается. А вообще, в городе до сих пор много пустующих колоколен…»
Продолжение статьи читайте на нашем сайте завтра.