Я бы на журфак пошел... пусть меня научат
Школа в Ульяновке
— Ребята, вот вы представляете, как снимали мультфильм «Ежик в тумане»? Как его делали?
— Ну, как-как… Сделали, и всё!!!
— Просто так ничего не делается, вы что… Например, как рисуют туман?
— А что там рисовать? Белой краской!
Идет один из уроков в кружке юного журналиста при церковноприходской школе имени цесаревича Алексея в Ульяновке (при храме святителя Николая Чудотворца) — небольшом поселке в Тосненском районе Ленинградской области. Занятие проходит в большой школьной трапезной. Ведет его идейный вдохновитель, создатель и постоянный учитель «Школы юных журналистов» Игорь Вязовский. Стаж его работы на телевидении и в прессе — почти 30 лет. Основы звукорежиссуры, монтажа, создания радиорепортажей ребятам преподавали и будут преподавать приглашенные специалисты из Санкт-Петербурга.
Занятия в школе начались недавно, весной этого года, когда проект выиграл грантовый конкурс «Православной инициативы». К концу года у ребят с помощью учителя должен получиться фильм о Великой Отечественной войне, вернее, о том, как пережил ее поселок Ульяновка.
Однако для этого нужно научить ребят азам видеожурналистики: умению держать камеру, задавать собеседнику вопросы, читать текст в кадре… Да много чему еще.
Словами сверстников
«Несу миску. Смотрю, гитлеровец подзывает пальцем. Неужели — меня? Несмело подхожу и жду, что же он скажет. А он ударяет меня по щеке, по другой, бьет кулаками… Пытаюсь закрыться мисочкой, но он вырывает ее из моих рук, снова бьет, колотит…» — с большого экрана самая старшая ученица Игоря Анатольевича, Светлана, зачитывает дневник Маши Рольникайте, 14-летней узницы концлагеря Штуттгоф в Польше. Света старается читать с чувством, будто бы писала сама: таково задание. За ней продолжают чтение другие ученики: Николай — воспоминания Васи Баранова, угнанного вместе со своей невестой на работы в Германию, а 10-летний Миша — Юры Рябинкина, погибшего в блокадном Ленинграде…
Для многих из нас, никогда не бывавших под обстрелами, не испытавших дикого голода, дикого холода, не ожидавших в грязном бараке надзирателя, который в любую минуту может увести тебя на расстрел, война — это лишь кино, картинка на экране: дай Бог, она никогда не станет реальностью.
Задача ребят — снять еще один фильм о том, чего они никогда не видели. Пусть это и будут воспоминания ветеранов и свидетелей тех дней, — в любом случае важно, чтобы фильм получился искренним, а для этого надо хотя бы немного прочувствовать ужас войны. Воспоминания сверстников, побывавших там, — наверное, лучший способ. А заодно и возможность научиться читать на камеру…
— Так, — начинает Игорь Анатольевич. — Какие, на ваш взгляд, в выступлении товарищей плюсы и минусы?
— Миша много вниз смотрел… Света запиналась и щурилась… Коля картавил…
— Картавость мы так сразу не уберем. А что у вас есть по подаче самого материала?
— Блики на стеклах.
— Да, место для съемки выбрано не очень удачно.
Уходящие свидетели
Людей, помнящих войну, в Ульяновке осталось очень и очень мало. Так мало, что даже найти их непросто: доживая свой век, они не любят напоминать остающимся о себе… О том, что один из них, Владимир Александрович Родионов, лежит в местной больнице, ребята узнали совершенно случайно. Он станет одним из героев фильма.
— Когда началась война, мне было четыре годика с небольшим. Когда пришли немцы, то они выгнали людей из домов. Поселились в них, а мы выживали кто как мог. Мы остались у бабы Кати Лукиной, у нее был старый деревянный дом. И как-то раз я бежал из одной половины дома в другую, а немец был в большой комнате. Увидев меня, он говорит: «У-у, сталинский бандит!» А я — маленький пацан, что я мог понимать, я ему и огрызнулся: «А ты гитлеровский бандит!» Он, долго не думая, схватил автомат со стенки — и очередью в меня. Я успел заскочить за угол дома. И пуля царапнула только по пальцу: содрала кожу. Трое суток он меня держал под амбаром вместе с крысами.
Там же, в больнице для престарелых, съемочная группа «Школы юного журналиста» познакомилась и с Михаилом Ивановичем Никаноровым. Это было в начале мая. Так вышло, что в этот день пришли только девочки: подарили цветы, поздравили с Днем Победы.
— Пошли, девчонки, — пройдя по длинному больничному коридору, Игорь Вязовский открывает дверь в палату. — Михал Иваныч, мы тут делегацией… Поздравлять будем…
— О, спасибо, родные, спасибо…
Сразу как началась война, Михаил Иванович вместе с другими ребятами стал помогать взрослым в уборке урожая и посадках. Летчиков «Люфтваффе» местные жители называли стервятниками — немцы летали прямо над головами: «Они охотились за детьми и взрослыми, гонялись за ними по полю, гоняли, пока не упадут, а потом добивали».
А вот Мише удалось сделать эпизод совершенно самостоятельно, несмотря на то что он самый младший в группе. Дело в том, что героем снятого Мишей ролика стал его прадедушка.
— Миша, а ты на что снимал, на профессиональную камеру? Или, может, на фотоаппарат? — спрашивает ученика Игорь Вязовский.
— На камеру, — отвечает тот.
— Мне все-таки кажется, что на фотоаппарат. Смотри, видишь, дедушка отклоняется немного назад, и изображение становится расплывчатым? И вот лампа накаливания сбоку — лучше ее не использовать, она «засвечивает» съемку.
Как снимать?
— Большая трудность для современных детей — научиться воспринимать мир целостно, — говорит Игорь Вязовский. — На всё смотрят потребительски. А как делается кино? Как снимаются мультфильмы? Они об этом не задумываются.
На этом занятии Игорь Анатольевич показал ребятам два не самых простых для восприятия мультфильма: «Ежик в тумане» Юрия Норштейна и «Сон смешного человека» Александра Петрова. И если сначала дети даже улыбались, то во время просмотра второй ленты — переглядывались и говорили друг другу: «Ничего не понимаю…».
— Ребята, я понимаю, что это сложно. Этот мультфильм скорее для взрослых. Но подумайте, сколько здесь ассоциаций: и Вавилонская башня, и грехопадение, и история Каина и Авеля… Может, кто-нибудь хочет узнать, почитать о том, как создавались эти мультфильмы?
Тянет руку только Миша.
— Нет, Миша. Сначала про дедушку своего досними сюжет. Давай, Света, ты? Литература есть, можно почитать…
И все-таки для детей мультфильм — это пока что отдых, небольшой перерыв. Впереди — важная работа. Нужно прочитать на камеру отрывок из дневника еще одной девочки, Анны Арацкой, которая вместе с родителями, сестрами и братьями жила в Сталинграде, прямо под вражеским огнем.
Ребята с учителем идут в актовый зал церковно-приходской школы. Очень кстати здесь стоит рояль — на него удобно поставить камеру, чтобы та не дрожала в руках. В качестве операторов сегодня пробуют себя Коля и Света, а читать — Дашина очередь. Миша держит лампу. Сначала надо проверить, работает ли камера, исправны ли микрофон и наушники.
— Шипит, есть шипение?
— Да, шипит.
— Значит, всё исправно.
Начинается съемка.
— Папа, как и всегда по утрам, приготовлялся идти развести костер, чтобы сварить манной каши…
— Так-так, — прерывает Игорь Анатольевич, — куда смотреть нужно? Правильно, в камеру, а не под ноги. А то ты, как на линейке школьной! Дубль два!
— Папа, как и всегда по утрам, приготовлялся идти развести костер, чтобы сварить манной каши… открыл крышку окопа и крикнул соседу: «Шура, выходи, вы жив…» — и на этом недосказанном слове и оборвалась его жизнь. Раздался выстрел, а скорее какой-то щелчок, — и папа стал медленно оседать на ступеньках окопа… Переночевать нас никто не пускал, да и что мы могли дать за ночлег? Так мы дрожали и мокли под ледяным дождем…
— Так, Дашуля, давай на исходную. Не надо читать по нисходящей… Давай еще раз.
Получилось, наверное, с четвертого дубля. Даша порядком устала. Устали и операторы. А впереди еще один важный этап: нужно смонтировать видео. По замыслу Игоря Вязовского, в роли режиссера монтажа (а именно так эта профессия называется во взрослом мире) должны попробовать себя все ученики, как и в роли чтецов и операторов.
— Ну что, Николай, наверное, твоя очередь? Приезжай в среду, будем работать…