Выставки в апреле
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ
31 марта — 10 мая
Одними красками
Необычную экспозицию готовит Государственный Эрмитаж. В последний день марта в Главном штабе открывается выставка, ставшая итогом совместной работы художников Императорского фарфорового завода и подопечных центра творчества, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом». Открытие экспозиции приурочено ко 2 апреля — всемирному Дню распространения информации о проблеме аутизма.
Посетитель увидит фарфор классических форм, изготовленный на одном из старейших в Европе предприятий по производству фарфоровых изделий и расписанный воспитанниками центра «Антон тут рядом», и изделия керамической мастерской абилитационного центра, расписанные ведущими художниками завода. На выставке также будут представлены картины, выполненные людьми с аутизмом, вдохновленными французской живописью второй половины XIX века.
Сотрудничество Эрмитажа и центра «Антон тут рядом» началось в 2016 году по инициативе директора музея Михаила Пиотровского. Подопечные центра раз в неделю приходят в Эрмитаж заниматься живописью.
РУССКИЙ МУЗЕЙ
12 апреля — 1 августа
Искусство Великого Новгорода
Иконы, шитье, резьба по дереву, медное литье, литургическая утварь: в Русском музее впервые открывается обширная выставка прикладного искусства Новгорода первой половины — середины XVI века. В эту эпоху культура Новгорода достигла своего расцвета, что было во многом связано с деятельностью широко образованного, художественно одаренного и чрезвычайно деятельного архиепископа Макария (впоследствии митрополита Московского), очень много сделавшего для развития искусств в России.
На выставке собраны произведения как из хранилищ Русского музея, так и из других музейных собраний. Центральный экспонат — единственный в своем роде резной круглый амвон из дерева, созданный (также по инициативе святителя Макария) в 1533 году для кафедрального Софийского собора. Современников этот амвон поражал своей красотой, и, описывая его, летописец не скупился на эпитеты: «велми чудо», «велми лепо». Всего в амвоне более 300 деталей. Декоративные панели украшены невероятно изящной резьбой, а большая часть деталей — золотом и серебром.
Амвон исправно служил в Новгородской Софии три столетия. Потом он обветшал, его разобрали и унесли на хоры, где и забыли на долгие-долгие годы. Нашли амвон только в середине XIX века. В Петербурге его несколько раз пытались восстановить, но в конце концов убрали в музейный ящик до лучших времен. Теперь, после многолетней реставрации, он наконец-то предстанет перед зрителем.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ
11 марта — июнь
Создатель русской Палестины
Архимандрита Антонина (Капустина) называют создателем русской Палестины. Храмы, приюты, подворья, собрание памятников библейской археологии — всё это культурное богатство было создано или приобретено при его непосредственном участии. «И в своем изолированном положении, предоставленный сам себе, он не сидел, сложа руки, но весь день и большую часть ночи посвящал неустанному, напряженному труду. Двери его келии с раннего утра до позднего вечера не закрывались», — писал о нем профессор Киевской духовной академии Алексей Афанасьевич Дмитриевский.
Выставка приурочена к 200-летию со дня рождения архимандрита и предлагает взглянуть на свидетельства о его жизни и трудах, хранящиеся в музейных фондах: фотографии самого отца Антонина, участков, приобретенных им в Палестине и строений, возведенных под его руководством. Посетитель увидит и книги из собраний Императорского Палестинского общества, дневники архимандрита Антонина, монографии о нем.
16 марта — 23 мая
Свет в религиях мира
Что есть свет в большинстве религиозных систем человечества? Источник радости и жизни. Последователи пророка Заратустры обожествляли огонь и видели в нем зримое присутствие Ахурамазды. Язычники объявляли источники света божествами, поклонялись солнцу и луне, звездам. Обретение света людьми — центральный сюжет мифологии многих народов. Естественно, что и христиане восприняли эту образность, творчески её переосмыслив. Для них свет свидетельствует о Божественном энергийном присутствии.
Неудивительно, что свет всегда являлся неотъемлемым элементом ритуала. В Святая Святых иудейского храма стоял семисвечник, в котором всегда должен был гореть огонь. Факелы, лампы и свечи использовалисьв мистериях, празднествах, ими в ритуальных целях украшали жилища. Выставка Государственного музея истории религии предлагает увидеть, как в разных культурах и религиях, от древнего язычества до христианства, рукотворные источники света становились элементом богослужения, и что для этого использовалось.