Выставки в октябре
Росписи «Синего зала» из Пенджикента
Государственный Эрмитаж
20.10.15–10.01.16
В конце октября Эрмитаж представит выставку, которая осветит итоги многолетней работы российских археологов в таджикском Пенджикенте. Это росписи так называемого «Синего зала» — фрагменты древних фресок, раскопанных в Пенджикенте, последней столице Согдийского царства.
Согд — историческая область на границе Таджикистана и Узбекистана. Государственность на этих землях появилась примерно за восемь веков до Рождества Христова. Согдийский народ не покорился Александру Македонскому, но в VIII веке город Пенджикент, центр царства, завоевали арабы.
В 1940-е годы советские археологи начали в Пенджикенте раскопки, которые продолжаются и по сей день. Эти земли хранят множество свидетельств о самобытной доисламской согдийской культуре Средней Азии. В Государственном Эрмитаже можно будет увидеть фрески, найденные при раскопках дома богатого жителя города. Выполненные в преобладающих синих тонах, эти настенные живописные истории изображают сражения, походы и пиры неведомых ныне воинов и героев. Благодаря хорошей сохранности и высокому художественному качеству сохранившихся произведений Пенджикент получил неофициальное прозвище «Восточные Помпеи».
Выставка живописи Николая Ромадина
Русский музей, Мраморный дворец
15.10.15–1.11.15
Выдающийся пейзажист Николай Ромадин был одним из художников, чье имя ассоциируется с советским искусством, однако никакого официоза и «злобы дня» в работах Ромадина нет. Родившийся в 1903 году, живописец получил образование в 1920-е годы — время авангардных поисков, но и время, когда еще были живы традиции русской дореволюционной школы живописи. Неслучайно своим преемником считал Ромадина мастер «тихого пейзажа» Михаил Нестеров.
«Тихий пейзаж» до самой смерти художника в 1987 году оставался главным мотивом в его творчестве. Совсем простые, некричащие его картины завораживают, задерживают взгляд и мысль надолго. Казалось бы, к двадцатому веку в этом жанре уже были исхожены все тропы. Однако каждый сам сможет решить, удалось ли Ромадину наполнить пейзаж новым содержанием или расширить границы формы.
Ромадин работал в разных жанрах, и в Мраморном дворце можно будет увидеть обширную ретроспективу творчества художника: от довоенных портретов до «классических» картин поздних лет.
Блокадный дневник архитектора Я. О. Рубанчика «Рисуя блокаду»
Петропавловская крепость
6.10.15–29.10.15
Рисунки Якова Рубанчика — один из важнейших документов эпохи. Это графический дневник архитектора, не покидавшего Ленинград в годы блокады.
Яков Рубанчик приехал в город на Неве в 1920-е годы и проработал здесь всю жизнь. При его участии спланирована застройка Выборгского, Московского и Калининского районов.
Во время блокады Рубанчик возглавлял архитектурную мастерскую ГИОП. На протяжении всех дней войны он делал зарисовки повседневной жизни города. Серия «Расстрелянный Растрелли» посвящена разрушениям пригородных дворцов в ходе боев. Экспозицию завершают проекты мемориалов павшим защитникам города на Пискаревском и Богословском кладбищах, выполненные архитектором. Всего демонстрируется более 140 рисунков Якова Рубанчика.
Русское церковное шитье XVII–XXI веков
ГМИР
23.10.15–1.01.16
Под девизом «Нить молитвы через века…» в экспозиции собраны шитые облачения священников, предметы церковной утвари и иконные оклады.
Отделы выставки поделены оригинально: в первой части экспозиции древнее шитье XVII века соседствует с современными произведениями и с модерновыми работами прошлого столетия. В следующем отделе представлены роскошные барочные и ампирные церковные облачения XVIII–XIX веков.
Большинство произведений искусства музей демонстрирует впервые, для выставки отобрано лучшее из более чем семи тысяч образцов, хранящихся в запасниках музея; из старейшего шитья будет демонстрироваться пелена «Великомученик Никита» XVI века, из экзотичнейшего — митра, исполненная из соломки и конского волоса в XX веке. Экспозиция должна наглядно продемонстрировать, как в церковном искусстве на протяжении столетий отражались веяния художественной моды, а также идеологические мотивы, будь то завоевания русского оружия или тяга к народным мотивам.