Выставки в ноябре
Павел Федотов. 1815‒1852. Русский музей
22.10 — 01.01.2016
Павла Федотова принято считать основоположником критического реализма в русской живописи. «Указывать на пороки общества и воспитывать нравственное начало в человеке — вот основная задача живописи», — писал художник. Федотов рисует человека противоречивой николаевской эпохи. Каждая его картина — интересная история, рассказанная с присущим художнику чувством юмора и тонкой сатирой. За это современники сравнивали Федотова с Гоголем.
Федотов рисовал с детства, однако не получил систематического художественного образования. Он был офицером лейб-гвардии, а свободными вечерами посещал рисовальные классы Академии художеств. Однажды он написал акварель «Встреча великого князя», запечатлев сцену из своей армейской жизни: приезд в полк великого князя Михаила Павловича. Талант художника был замечен. Вскоре сам государь предоставил Федотову право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием в 100 рублей в месяц.
Свою первую картину маслом художник написал в 30 лет. Картина «Свежий кавалер» принесла ему настоящий успех и признание живописца. Но прижизненная слава художника была недолгой. На Федотова пало подозрение в причастности к государственному заговору. Он не входил в число заговорщиков, но был с ними в тесном контакте. В результате Федотов лишается покровительства императорского двора и помощи меценатов. В его произведениях теперь появляется — и вызывает повышенное внимание цензуры — сатира. Юмор сменяет трагическая обреченность, бессмысленность человеческого существования («Анкор, еще анкор!»). В возрасте 37 лет Федотов умирает.
Выставка раскрывает творчество Федотова как автора знаменитых жанровых картин, акварельных портретов и графики, в едином пространстве представляя все этапы краткого, но яркого пути художника.
«Увидеть Париж». Государственный музей истории Санкт-Петербурга, особняк Румянцева
19.11.2015 — 18.12.2016
В атмосферу одного из красивейших городов мира зрителям позволят погрузиться представленные на выставке гравюры, литографии, фотографии, предметы декоративно-прикладного искусства, сувенирная продукция XVII‒XX веков с видами французской столицы и ее знаменитых окрестностей из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Можно будет увидеть и известные утраченные памятники: разрушенные во время Французской революции знаменитую Бастилию, аббатство святой Женевьевы, когда-то бывшее главным монастырем средневекового города, куда, по преданию, приходила молиться святая покровительница Парижа. Ощутить свое присутствие в Париже позволят организованные музеем для детей и взрослых интерактивные программы.
Стив МакКарри. Момент беззащитности. Государственный Эрмитаж, Главный штаб
30.09.2015 — 22.11.2015
В рамках Года современной фотографии в Эрмитаже проходит выставка «Момент беззащитности» известного фотографа Стива МакКарри (родился в 1950 году в США).
Стив МакКарри — фотожурналист, который показывает вооруженные конфликты, исчезающие народы и древние традиции, фокусируясь на лице отдельного человека и обращая его в символ происходящих событий. «Каждая из моих фотографий — это не просто эпизод из жизни, это ее квинтэссенция, вся ее история», — говорит фотограф.
В условиях войны, стихийных бедствий или гуманитарных катастроф существование человека поставлено под вопрос. В этот момент через предельно внимательное отношение к человеку, фотографу будто удается зафиксировать его существование. С портретов МакКарри смотрят люди со всего мира, взгляд которых пронизывает зрителя насквозь.
Стив МакКарри стал известным, когда в 1979 году пересек афгано-пакистанскую границу, проникнув на подконтрольную повстанцам территорию, и стал первым фотографом, который показал миру изображение конфликта. МакКарри предлагает взглянуть на происходящее глазами местных жителей, невольно вовлеченных в трагические события.
С тех пор МакКарри фотографировал во многих странах, его снимки опубликованы в лучших журналах мира. Он получил множество престижных наград, в том числе золотую медаль Роберта Капы за «Лучший фоторепортаж из-за рубежа, потребовавший исключительной храбрости и инициативы».
На выставке представлено более 80 работ фотографа, в том числе самый известный портрет «Афганская девочка», который был сделан в лагере беженцев в Пакистане. Этот снимок появился на обложке National Geographic и впоследствии был признан наиболее узнаваемым фотообразом эпохи.