Встречи и жизнь в «прощальном» храме
Непростая история
В истории этой церкви много белых пятен.
— В конце 70-х годов прошлого века, в здании часовни располагался прощальный зал при ВМА, где совершались гражданские панихиды. В 82-83 году, когда началось строительство рядом с храмом, здесь был растворный узел (готовили бетонный раствор для стройки) и сварочный цех. Потом был период запустения, пока здание не передали Церкви, — свидетельствует очевидец, врач ВМА и староста прихода Андрей Рассветаев.
Сразу после революции 1917 года храм служил местом проведения гражданских панихид. Возможно, это сыграло в его судьбе решающую роль: в 1919 году здесь проходило прощание с первым наркомом путей сообщения РСФСР Марком Елизаровым. На похоронах Елизарова присутствовал Владимир Ленин — об этом свидетельствуют сохранившиеся кадры кинохроники, запечатлевшие Ленина в составе процессии, которая несет гроб с телом наркома мимо Анатомического корпуса Военно-медицинской академии. Судя по всему, Ленин присутствовал и на гражданской панихиде по Елизарову под сводами бывшей часовни. Один этот факт вполне мог послужить основанием для сохранения здания, которое вообще-то предназначалось к сносу. По крайней мере, такую версию событий излагают «Известия Российской Военно-Медицинской академии».
Иерей Феодор Кузнецов сохраняет традиции, заведенные прежним настоятелем протоиереем Александром Григорьевым
Отец Александр
В 2001 году храм вернули Церкви. Первым настоятелем стал протоиерей Александр Григорьев — человек, очень много сделавший на поприще тюремного служения. Вместе со служением в храме святителя Николая Чудотворца на улице Лебедева он был поставлен настоятелем храма святого Александра Невского в «Крестах», а до этого окормлял заключенных женского СИЗО. Сам он родился 23 марта, в день, когда Церковь вспоминает благоразумного разбойника.
— Такое вот совпадение. Думаю, служение в тюрьме подорвало его здоровье, — вспоминает супруга бывшего настоятеля, матушка Лидия Григорьева. — Он всего себя старался отдавать делу, видел в этом свою миссию, а тюремное служение требует много сил. Отец Александр всегда с особой благосклонностью относился к людям, заточенным в темницах. Этот храм дали ему как бы «в нагрузку» к тюремному, потому что приход в колонии не может прокормить своего священника, у заключенных ведь нет денег.
Как вспоминал сам отец Александр (см. ВЖ № 12, 2013), впервые оказавшись в «маленьком храмике» на улице Академика Лебедева, он ужаснулся: «одно из помещений завалено цементом, полы с наклоном к центру, в центре решеточка, чтобы стекали кровь и гной: там одно время была прозекторская. Запах дезинфицирующего раствора. Здание два раза горело, выгорел пол в алтаре, рамы. Водопровода нет, электричества нет, крыша течет, стекла покрыты толстым слоем копоти, темень…».
В таких условиях стала зарождаться жизнь во вновь открытом храме. Матушка Лидия Григорьева рассказывает, что восстановление церкви иначе как чудом Божиим объяснить невозможно:
— Отец Александр служил, мы с сыном — вдвоем — пели. Мелкий косметический ремонт мы провели своими силами и с помощью немногих прихожан, которые приходили к нам на богослужения. Но на капитальный ремонт требовались серьезные вложения. Мы поехали в Тихвин, помолились перед Тихвинской иконой Божией Матери. А через несколько дней в храм приходит посетитель и спрашивает: чем вам помочь? Отец Александр рассказал, что крыша дырявая, и оказалось, что этот человек как раз может помочь в замене кровли. Он предоставил нам все материалы, и крышу мы поменяли. Потом настелили полы. Затем взялись за иконостас — образа для него писала Елена Кузнецова — матушка уже нынешнего настоятеля иерея Феодора Кузнецова — вместе с сестрой.
Заброшенный в советские годы, храм зажил полноценной приходской жизнью лишь недавно
Преемство
В современной практике не часто бывает, чтобы настоятелем храма становился человек, этому приходу не чуждый, уже знакомый с прихожанами, знающий не понаслышке, чем приход живет. Однако случай с иереем Феодором Кузнецовым — как раз такой пример. С отцом Александром Григорьевым он познакомился, будучи штатным священником храма Воскресения Христова на Обводном канале. Между семьями завязалась дружба.
— Однажды отец Александр попросил меня заменить его на богослужении — к тому времени он серьезно заболел, — а потом еще несколько раз, — говорит отец Феодор.
Болел отец Александр тяжело, но когда добирался до храма — преображался.
— Дома он лежал, я за ним ухаживала, а когда мы привозили его служить Литургию, он вставал и держался до конца. Даже врачи удивлялись, — вспоминает Лидия Григорьева.
После смерти отца Александра отец Феодор возглавил приход.
— Все радовались, что новым настоятелем назначен именно отец Феодор, — говорит Лидия Григорьева, — он не только чуткий, понимающий священник, но и бережно относится к наследию отца Александра. Все начинания и традиции, которые сложились за время его настоятельства, отец Феодор сохранил: например, на праздник жен-мироносиц всем прихожанкам дарят цветы. Вроде мелочь, а приятно.
Трезвение
Иерей Феодор Кузнецов родился в светской семье.
— Отец был военным, поэтому я тоже собирался связать свою жизнь именно с военным делом, — говорит он. — Поступил в Военно-космическую академию имени Можайского в Санкт-Петербурге. И хотя мои дядя и тетя крестили меня еще в отрочестве, наверное, именно тогда, уехав из дома, я стал задумываться над тем, а что такое человек, его жизнь, мир, в котором мы живем. Так начался мой духовный поиск, и закончился он тем, что я пришел в Церковь. Думаю, тут немалую роль сыграл пример мой прабабушки, единственного религиозного человека в семье. Она была из староверов, поселившихся на территории Башкирии. Очень набожная, вставала рано утром на молитву, потом шла работать в огород. Сильная вера, трудолюбие — такой я её запомнил. В семинарии мне было легко — ведь за плечами был уже опыт жизни в высшем военном учебном заведении, по сравнению с которой проживание в духовных школах доставляло только радость. Но я видел, что ребята из обычных семей, попадая в «систему», испытывают трудности. В семинарии я познакомился со своей будущей матушкой ― Еленой, пошел алтарником в храм Воскресения Христова, был рукоположен во диакона, затем во священника.
Храм Воскресения Христова на Обводном канале традиционно известен своим трезвенническим служением. Он и построен был стараниями Всероссийского Александро-Невского общества трезвости, здесь служил известный в XIX‒XX веке священник Александр Рождественский, которого современники называли «апостолом трезвости». В наши дни служители и прихожане храма продолжают нести трезвенническое служение: при храме действует общество трезвости, для страждущих еженедельно читается акафист перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Традиции трезвеннического движения отец Феодор принес из храма Воскресения Христова в Никольскую церковь.
— При Никольском храме тоже есть общество трезвости. Еженедельно читается акафист перед иконой «Неупиваемая Чаша», — говорит настоятель, — а после мы собираемся в трапезной храма на духовные беседы. Обществом руководит наш прихожанин Михаил Робертович, сам бывший зависимым, но завязавший с этим недугом. Приходит 15–20 человек на такие собрания. Когда человек какое-то время походит на встречи, он может принести обет трезвости. Это трудно, но Господь дает человеку силы и укрепляет его на пути. Самый сложный — первый шаг. Иногда для этого нужно достигнуть дна, некоторым только от него удается оттолкнуться. Иногда человек понимает, что зависимость сильно вредит ему самому, его семье, его жизни и его развитию, но не может отказаться от пагубной страсти. Но после искренней молитвы он находит в себе силы. Просто желание пить, курить пропадает. Такие случаи у нас в храме не единичны.
Сны и школа
Прихожане храма рассказывают следующую историю. Еще во времена настоятельства отца Александра Григорьева в храм пришли две женщины, которые поведали о чудесном явлении угодника Божия. Одной из них явился во сне святитель Николай Чудотворец и сказал, что его образ надо отнести в храм. Сам же образ находится в квартире у её подруги. Но подруга ни о какой иконе не знала, найти её не удалось. Тогда святитель явился еще раз. Пришлось обыскать квартиру более тщательно. Действительно, за шкафом обнаружили почерневший образ, который вскоре и был передан в ближайший храм, которым оказался храм святителя Николая.
— Сначала отец Александр хотел его отдать на реставрацию, но всё никак не было возможности, — вспоминает Лидия Григорьева. — Потом мы стали замечать, что образ постепенно обновляется. Вот вы сами можете сейчас увидеть, что это чистая светлая икона, а была почти черной.
Сейчас икона святителя Николая помещена в иконостас, она выбивается из его общей стилистики: все остальные образа написаны в духе школы Андрея Рублёва и Дионисия супругой настоятеля Еленой Кузнецовой.
— Мы с сестрой, — а мы профессиональные иконописцы, у нас есть своя мастерская, — три года писали иконы для этого иконостаса, — говорит матушка. — Нам помогали художники-живописцы, а золочением занимались три глухонемые девочки-подростка.
Сейчас Елена Кузнецова продолжает работу с людьми с ограниченными возможностями в социальном центре епархии на улице Крупской — преподает азы иконописи.
В самом храме матушка Елена преподает в воскресной школе. После Литургии дети собираются в приходской трапезной, где обсуждают Евангелие дня, а затем, после обеда, отправляются на занятия в класс, расположенный в правом крыле храма. О том, что включает в себя учебный процесс в воскресной школе, свидетельствуют картины учащихся, фотографии с рождественских спектаклей, которые дети ставят вместе с преподавателями, тряпичные куклы в народном стиле, расставленные по полкам шкафов.
— Важно, чтобы детям в воскресной школе было интересно, а во-вторых, чтобы информация, которую мы им рассказываем, не воспринималась как отвлеченная от жизни, чтобы к библейской истории, к учению Церкви они относились не как к оторванной от повседневности теории или даже как сказке, а чтобы видели, что сказанное в Писании — правда, что мир так устроен. Самый простой пример: на вопрос о том, что такое заповеди и почему их нужно соблюдать, мы рассказываем о горячем чайнике, который обожжет вам ладонь, если до него дотронуться. Но если вы следуете простому правилу — не трогать горячий чайник — с вами ничего не случится. Так и грех: совершая его, вы вредите прежде всего сами себе, а заповеди помогают вам этого вреда избежать.
Из коридора в правом крыле храма наверх, на второй этаж, ведет крутая, почти отвесная металлическая лестница. Поднявшись по ней, попадаем еще в один небольшой коридорчик, который ведет в комнату с низким потолком и белыми стенами.
— Мы готовим её под роспись, — говорит Елена Кузнецова, — на одной стороне напишем молитву «Отче наш», на другой изобразим город, каждый ученик наш будет рисовать свой собственный домик.
Здесь проходят занятия взрослой группы воскресной школы — подростков 15–17 лет.
Построенному как часовня храму колокольня не полагалась, поэтому рядом поставили небольшую звонницу
Пешком в паломничество
Храм Николая Чудотворца изначально был построен для нужд Военно-медицинской академии. В наши дни он не потерял связей с этим учебным заведением, священники храма окормляют как учащихся и преподавателей, так и пациентов клиник при ВМедА.
— Я помощник начальника академии по работе с верующими военнослужащими, — говорит отец Феодор. — Если у кого из учащихся есть желание помолиться в храме, потрудиться, сходить в паломничество к городским святыням — их направляют ко мне. Недавно с верующими учениками ходили в Преображенский собор на богослужение, после нам провели экскурсию по храму. У академии очень удобное расположение для тех, кто хочет посетить городские святыни. В пешей доступности не только Преображенский собор, но и Иоанновский монастырь на Карповке, даже часовня Ксении Блаженной на Смоленском кладбище.
Несколько раз в месяц отец Феодор проводит в академии беседы с верующими учащимися.
— Недавно разговаривали про врача Евгения Боткина. Он ведь и сам выпускник академии. Это очень интересный человек, удивительный врач, он отказался от всего, чтобы исполнить свой долг. С его знаниями он мог занять любую кафедру, возглавить любую клинику, но выбрал верность царской семье, — рассказывает настоятель. — Ну а с пациентами мы тоже общаемся по их запросу. Не только священники нашего прихода, но и других храмов —отец Георгий Иоффе из церкви иконы Божией Матери «Утоли моя печали» на Боткинской улице, настоятель Петропавловского храма при Сухопутном госпитале ВМА отец Андрей Ващенко.
Приход — пространство любви
Лет 15 назад Елена Румянцева в обеденный перерыв прогуливались с мужем в районе Финляндского вокзала, рядом с которым работала, и увидела небольшую церковь. Решили зайти. Пол земляной, иконостаса нет, электричества нет, свет только от свечей.
— И мы решили с супругом заходить сюда иногда, и ставить свечки. Мы не были тогда воцерковленными, я и крещена не была, но что-то нас сюда тянуло, — говорит она. — У меня супруг отличный организатор, он обратился к отцу Александру с предложением помочь. И стал принимать участие в восстановлении храма. Вот теперь мы уже больше 10 лет здесь, и я до сих пор считаю, что обрела здесь вторую семью. Настолько все стали близкими и родными. Всегда подставят плечо, помогут. Я для себя сформулировала так: приход — это место, где нам проще всего реализовать заповедь Господа о любви. Видимся мы не каждый день, — на воскресных богослужениях и в паломнических поездках, — и за те часы, что проводим вместе, стараемся дать друг другу максимальную поддержку и участие.