Встречи и принятие в Скачках
Батюшка Симеон
Храм святого Симеона Богоприимца — новый, молодой, отметивший пока лишь первые пять лет в своей летописи. Но местность вокруг давно была многолюдна. Настоятель храма протоиерей Александр Дягилев с удовольствием делится богатой историей этого чудесного места. Ведь «батюшка Симеон», как ласково называют прихожане святого покровителя своего храма, «поселился» здесь в самом начале XIX века.
— В 1800 году, 11 мая по старому стилю, крестьянин Василий Кисляков, — рассказывает отец Александр, — проходя мимо места, где мы с вами сейчас сидим — на выезде из Павловской слободы Красного Села, — увидел бьющий из-под земли фонтан, который стремительно размывал землю вокруг, образуя небольшой водоем. Внезапно на поверхности воды показалась икона. Крестьянин испугался и, охваченный священным ужасом, погнал лошадей в Красное Село, где рассказал об увиденном священнику храма Святой Троицы. Икону, а это оказался образ святого праведного Симеона Богоприимца, священник достал из воды и поместил в своем храме. Икона оказалась чудотворной. Множество людей стекалось к Троицкому храму, чтобы взглянуть на святой образ, от которого с того времени — и до сих пор — люди получают исцеление и помощь. В архивах осталось любопытное свидетельство, что тогда местному священнику даже вынесли выговор за «организацию несанкционированного митинга», как сказали бы мы сейчас. Тем не менее, тогдашний правитель император Павел I велел икону в храме оставить. Много лет местные хранили эту историю, передавая её своим детям и внукам. И каково было мое удивление, когда я, будучи назначен сюда настоятелем, узнал, что современные красносельцы не помнят истории обретения иконы.
Мы привыкли видеть в современных храмах списки с чудотворных образов, ведь сберечь святыни в храмах во времена большевистских погромов и войн было крайне сложно. Тем удивительнее, что образ святого Симеона Богоприимца, хранящийся ныне в храме в Скачках — подлинная икона. Та самая, перед которой молились русские полководцы, — а перед знаменитыми Красносельскими военными маневрами храм посещали маршалы, генералы и офицеры императорской армии, такова была традиция. Икона святого Симеона Богоприимца оставила след и в жизни членов императорского дома. Об этом рассказывает диакон Пётр Дмитриев в книге «Очерк истории Красносельской Троицкой церкви и её прихода»: «Есть сказание из достоверных источников, что блаженной памяти государь Александр II, посетив со своей супругой красносельскую церковь 1859 года 20 июня, изволил высказать, что всегда при приезде Государя в Красное Село и по отъезде из него, будучи еще маленьким, он со своей бабушкой приходил в церковь к этому образу молиться…». Икону украшала богатая серебряная с позолотой риза, в центре которой был помещен золотой перстень — дар императрицы Марии Феодоровны. Драгоценные украшения, конечно, исчезли в водовороте истории, а вот сам образ сохранился.
На месте обретения иконы построили каменную часовню, и ежегодно 11(24) мая из Троицкой церкви к ней совершался крестный ход. В Троицком храме образ пребывал до 1936 года, когда храм был закрыт. Икону удалось спасти и спрятать у прихожан, где она и хранилась все годы Великой Отечественной войны. Линия фронта дважды проходила через Красное Село, но дом, в котором хранился чудотворный образ, оставался невредим. После войны, когда в Троицкой церкви организовали клуб, икона была передана в единственную открытую тогда в Красном Селе церковь — храм святого благоверного князя Александра Невского, и там она пребывала до 2016 года.
От геофизики к метафизике
В 2011 году настоятелем храма святого Александра Невского был назначен отец Александр Дягилев. Про чудотворный образ он только и знал от местных старожилов, что, дескать, «нашли в колодце». Вглядываясь в этот маленький, высотой не более двух ладоней, потемневший образ — святой старец держит в руках Спасителя мира, — отец Александр тогда и не думал, что этот святой сыграет такую важную роль в его жизни. Он по крохам собирал историю обретения образа, явленных от него чудес, радея о том, чтобы полузабытая главная святыня Красного Села обрела былую славу и почитание.
А ведь в юности он, коренной петербуржец, воспитанный в семье инженеров, даже о самом Красном Селе только краем уха слышал. Тогда в Бога он не верил и собирался пойти по стопам родителей. Поступил в Горный институт, интересовался структурной геофизикой. Но сердце искало чего-то иного — не только геофизика, но метафизические вопросы уже тогда всерьез занимали ум.
— В последнем классе школы я впервые прочитал Евангелие, — вспоминает священник. — Решил ознакомиться со Священным Писанием исключительно для расширения кругозора: выбрал самое короткое Евангелие и прочитал. Меня охватило удивительное чувство: я понял точно, что всё описанное — правда, что это совсем не похоже на сказочные мифы. И самое главное, я понял, что Бог есть. Чуть позже мы с мамой как-то случайно заглянули в Николо-Богоявленский храм на Лермонтовском проспекте, где увидели большую очередь. Оказалось — запись на крещение. Так я крестился.
Будучи студентом, Александр прислуживал алтарником на подворье Оптиной пустыни, рядом с Горным, а о священстве и не думал. Но в те времена с ним произошла одна нетривиальная история, которую он вскоре совершенно забыл. Однажды на подворье приехал духовник Оптиной пустыни схимонах Илий (Ноздрин). Конечно, к нему сразу выстроилась огромная очередь. Множество молодых парней просили у батюшки благословения поступать в семинарию, а он никого не благословлял. А когда Александр подошел к нему — просто исповедоваться, — батюшка Илий неожиданно благословил его на поступление в семинарию по окончании института. Александр был очень удивлен… и вспомнил вновь об этом лишь через четыре года на вступительных экзаменах.
С улыбкой вспоминает отец Александр и еще один удивительный случай, который произошел с ним задолго до рукоположения. В 1997 году, когда он еще был горожанин, светский человек, инженер, они с невестой на Антипасху решили зайти в полуразрушенный старинный храм Преображения Господня в небольшом селе Загубье Тихвинской епархии, где у будущей матушки была дача. Поставили иконы, зажгли свечи, начали петь акафист. Когда молодой человек обернулся, у них с невестой за спиной, с трепетом молясь и крестясь, стояло более 20 человек. В семинарию Александр Дягилев поступал уже как староста этого прихода. А впоследствии храм в Загубье, к тому времени восстановленный, стал первым местом служения отца Александра. Более того, он до сей поры является настоятелем этого храма.
Кроме настоятельства в двух храмах протоиерей Александр Дягилев несет множество послушаний: является председателем Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии и руководителем Санкт-Петербургского епархиального центра Православного объединения «Супружеские встречи», членом Общественного совета при уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка, уполномоченным от Санкт-Петербургской епархии по дружеским связям с Лондонской епархией. Список впечатляющий. Но путь был непрост и полон испытаний.
С Божией помощью
Начало служения — небольшой приход в Загубье, где жизнь бурлила только летом, а ближе к осени дачники разъезжались в города. Потом короткий безоблачный, по характеристике самого отца Александра, период служения в Красном Селе. А там вскоре он загорелся идеей восстановить храм-часовню на месте обретения чудотворной иконы святого Симеона Богоприимца.
— Я знал, что будет нелегко, но не представлял, что настолько, — вспоминает он.
Развалины каменной часовни в Скачках, где была обретена святыня, помнят старожилы Красного Села. Но в 1970-х годах остатки часовни и вовсе разобрали на кирпичи. Историческое место со святым источником удалось найти, правда, строить ничего там было нельзя — участок оказался в частной собственности. Вместе с меценатом и благотворителем, местным жителем Виталием Арефьевым приняли решение возводить церковь в нескольких метрах от былой часовни. Но, вспоминает батюшка, щемило сердце, что сам святой источник, где была явлена икона, останется стоять заросшим в стороне. Да, решили строить не часовню, а именно небольшой храм с алтарем, чтобы можно было служить Литургию.
Возведение храма началось в 2014 году. Несколько лет службы проводились под открытым небом: благословенные времена, окрашенные романтикой временной неустроенности и чистой простоты уличного богослужения.
— Как-то я в очередной раз заехал на стройку, ко мне подошел один из рабочих, — вспоминает настоятель. — Рассказывает, что на площадке в одном месте постоянная влажность, несмотря на сухую погоду, будто что-то размывает глину с песком. Вместе мы пошли смотреть, копнули пару раз лопатой, и вдруг из земли фонтанчиком пошла прозрачная вода — начал бить источник. Скажу вам, я был впечатлен!
Так старец Симеон подарил смущенным прихожанам новый святой источник, к которому теперь не зарастает тропинка. Здесь так же, как и 200 лет назад, люди просят у святого старца помощи и избавления от скорбей и болезней.
Первая Литургия в храме святого Симеона Богоприимца состоялась 24 мая 2016 года, в день обретения храмовой иконы. Первыми прихожанами стали молитвенники храма Александра Невского в Красном Селе, где служил ранее отец Александр. Отсюда он был назначен настоятелем нового храма-часовни.
— Поначалу было очень сложно, это было второе Загубье: люди бывали в своих домах только в летнее время, а осенью уезжали в город. Рядом Красное Село и Санкт-Петербург, а наш храм как раз между ними. Выходило так, что людям удобнее и ближе добираться до других храмов. Но сейчас я могу смело говорить, что наши нынешние прихожане этого не боятся, с любовью и радостью приезжают на службы, участвуют в жизни прихода. Признаюсь, тогда, в 2016 году, на сердце было печально и грустно: дома ждет матушка и трое детей, которых надо кормить… Помню, как-то раз в таких думах заканчиваю службу, а по завершении ко мне подходит мужчина и протягивает огромный пакет макарон и сосисок.
В целом, это был один из самых тяжелых периодов моей жизни. Причем не только в финансовом плане: в Красном Селе у меня был сложившийся приход, люди, к которым я привык, библейская группа, а тут пришлось собирать все с нуля.
«Я пришел сюда за правдой!»
Здесь стоит сказать, что большая часть нынешней общины храма Симеона Богоприимца — это прихожане из Красного Села, которые привыкли к отцу Александру, успели полюбить его самого и его особенный стиль служения.
Отец Александр убежден, что каждый человек, стоящий в храме, должен понимать ровно каждое слово богослужения. Поэтому своим прихожанам настоятель старается разъяснить каждое движение, каждое восклицание, каждое песнопение Литургии, Всенощной и других служб. Даже хор здесь поет знаменным распевом — так слышно каждое слово. Еще одна особенность крепкой общины маленького храма — это то, что каждый человек здесь знает о проблемах и заботах ближнего: о них молятся каждую Литургию, сопереживая, испрашивая у Господа помощи для друга.
— Я помню, как в первый раз была здесь на Литургии, — вспоминает молодая красивая мама троих детей Яна Корнева. — Посреди службы священник сказал: «А теперь давайте все вместе помолимся о проблемах каждого из нас!» И мы стали молиться друг за друга, и стало так светло на сердце, так тепло на душе. Это была живая молитва, которая работает. Отец Александр сказал тогда: «Христос посреди нас!» И я впервые поняла, что это такое, хоть и много раз слышала эти известные слова.
У Яны — особенности слуха, и в других храмах она не всегда может расслышать слова богослужения. Здесь же, в уже ставшем для нее и всей её семьи родным храме, она чувствует себя уверенно, потому что понимает каждое слово священника.
Совсем недавно у самого храма была выстроена небольшая трапезная. Здесь всё по-простому: длинные столы, покрытые клеенкой, да небольшая полевая кухонька. В трапезной проходят вечерние беседы с паствой, здесь отмечают горячими пирогами и чаем великие праздники, здесь делятся своими горестями и радостями.
Так сложилось, что в храме собрались в основном молодые, работающие люди. Чтобы прихожане не пропускали пришедшихся на рабочие дни праздничных служб, отец Александр ввел такую практику: если большой праздник приходится на будни, то накануне служится Всенощная. Служба начинается ровно в полночь, и эти ночные Литургии крепко полюбились прихожанам.
— Это особенная атмосфера! — делится впечатлениями Анастасия Климова. — Весь мир засыпает, а мы молимся, и кажется, будто наши молитвы звучат сильнее и мощнее. Удивительно, но усталости не чувствуешь совсем, всю службу находишься на подъеме.
…До начала Всенощной остается чуть меньше получаса, а в трапезную всё продолжают прибывать прихожане. Мамы с младенцами, супружеские пары разных возрастов, девушки, парни… Отец Александр с улыбкой наклоняется к краснощекому карапузу: «Это наш оглашенный, готовится ко Крещению!» Еще один оглашенный — убеленный сединами сухой старичок — сидит рядом на скамейке. Для него это тоже новый мир — так же, как для новорожденного младенца. Здесь тебе рады, к тебе неравнодушны, здесь тебя слышат, здесь ты нужен.
— Отец Александр нас воспитывает и перевоспитывает только лишь любовью, — так отзывается о настоятеле свечница Ольга Лагуткина.
А прихожанин Алексей Игошев говорит кратко, сурово, по-мужски лаконично: «Я пришел сюда за правдой!».
Муж тоже человек
— «Я поняла, что муж тоже человек», — смеется отец Александр, вспоминая первые отзывы женщин, принявших участие в «Супружеских встречах», — православном проекте, который он основал ровно 10 лет назад.
Семейная тема и спасение семей от разводов — «профиль» священника Александра Дягилева. Его день с утра до ночи заполнен консультациями с отчаявшимися наладить мир супругами, и это особенная форма его служения Богу.
В 2009 году отец Александр вместе с матушкой Любовью был приглашен на католическую встречу для семей. Ему думалось по дороге, что это какой-то веселый праздник с угощениями и конкурсами. Оказалось, что эта встреча — часть серьезной семейной программы, которая уже не один год ведется в католическом мире Европы. Тогда у них с супругой налицо был вялотекущий семейный кризис, когда внешне все благочестиво, а внутри — сложно и запутанно.
— Взявшись с ней за руки, поехали на этот праздник, а когда вернулись, чувствовали себя будто после венчания: мы открыли друг друга заново спустя 12 лет брака, — рассказывает настоятель. — Это глубокая программа работы с супругами, позволяющая разрешить, казалось бы, неразрешимые узлы противоречий, помочь понять внутренний мир каждого, услышать, прочувствовать. Мы поняли, как важно уметь находить время друг для друга, делиться своими самыми сокровенными мыслями, поняли, что мы разные и это нормально. А иначе выходит так, что супруги вырастили детей, а сами живут параллельными жизнями.
Та встреча так впечатлила отца Александра, что он решил перенести этот благой опыт на православную почву. По благословению митрополита 24 сентября 2010 года в Санкт-Петербурге был создан православный центр «Супружеские встречи», который в прошлом году отметил первый юбилей. Отца Александра поздравили более тысячи спасенных от развода семей. Если в двух словах, программа заключается в следующем: семейные пары, желающие принять участие в проекте, собираются в загородном доме или гостинице, где с ними в течение трех дней занимаются священник и ведущая семейная пара. В течение встреч поднимаются самые разные темы: от богословских до психологических. Супруги учатся слышать друг друга, выполняют задания, спрашивают, делятся опытом. Кстати, именно для семейного проекта отец Александр получил образование психолога.
— При этом наши встречи не превращаются в вынос мусора из избы, как в клубе анонимных алкоголиков, напротив, это даже не приветствуется, — рассказывает отец Александр. — Главным результатом наших стараний и усилий я считаю отзывы семейных пар. Я понял, что это нужно, что это работает. За эти годы мне часто встречались пары, которые на проекте впервые исповедовались и причащались, а потом уже делали это регулярно. То есть, получается, проект и миссионерский. Наши встречи проходят два-три раза в год, и принять участие может любой желающий.
По примеру Санкт-Петербургской епархии подобные проекты стали открываться и в других городах: Екатеринбурге, Минске, Калининграде. Отец Александр признается: его мечта — чтобы в каждой епархии были такие православные семейные центры. Получив образование психолога, отец Александр стал практиковать, и теперь его кабинет в Александро-Невской лавре открыт для всех.
— Я не люблю определение «православный психолог», — говорит священник. — Это что ж выходит, что может быть православный бизнесмен, сантехник, продавец? Будто у православных другие мозги. Нет, это не так. Я психолог и православный священник. Конечно, у меня есть морально-этические рамки, которые я никогда не перейду: к примеру, я никогда в качестве решения семейной проблемы не посоветую супругам развод, как это делают иные светские психологи.
Среди самых распространенных семейных проблем в современном мире батюшка назвал супружеские измены, алкоголизм, наркоманию, домашнее насилие и вмешательство в семью родителей супругов. Среди более глубинных причин распада семьи священник называет сложность с определением собственных чувств и инфантилизм, особенно мужской.
В планах — доверие к Богу
Говоря о своих планах, отец Александр употребляет именно такое выражение — «я доверяюсь Богу». В его жизни планы не раз менялись молниеносно и непредсказуемо. Хотел стать инженером — стал священником, скорбел о малолюдном приходе, но получил большую крепкую семью прихожан, настоящую общину, да в придачу еще оказался практикующим психологом. Но всё же мысли о развитии прихода есть. Настоятель хотел бы построить большой приходской дом, в котором более комфортно проходили бы встречи с прихожанами, возможно, открылась бы воскресная школа, а проект «Супружеские встречи» обрел бы постоянный дом. Может, когда-то удастся построить на историческом месте большой каменный храм, хотя священник признается, что ему стало дорого это тихое, спокойное место, совсем не забытое Богом. Может, было бы и неплохо, чтобы в храме появился штатный второй священник и диакон, чтобы можно было уйти в отпуск или поболеть. Но на все воля Божия.
— Я доверяюсь Богу, — повторяет отец Александр. — Настя, звоним в колокола? Скоро Всенощная.