Встреча с волхвами
8 декабря Государственный Эрмитаж представит взорам публики отреставрированный триптих голландского художника Гуго ван дер Гуса «Поклонение волхвов».
Раздел: Афиша "ВЖ"

8 декабря Государственный Эрмитаж представит взорам публики отреставрированный триптих голландского художника Гуго ван дер Гуса «Поклонение волхвов».
Пройдет несколько дней с момента открытия выставки, и в прессе появятся многочисленные рассказы о том, как это произведение попало в коллекцию музея. О том, что когда-то оно приписывалось Альбрехту Дюреру. О том, что в 1815 году в процессе первой реставрации старинные краски перенесли с дерева на холст. О кропотливой работе реставраторов: как утончали лаковые пленки и удаляли слои более поздних записей…
А мы с вами остановим внимание не на истории и художественных достоинствах великого произведения голландской живописи конца XV века, а на его содержании. В те далекие времена художники помнили, что картина на религиозный сюжет должна быть не только и не столько показателем их профессионального мастерства, но проповедью, напоминанием евангельских строк, призывом к молитве. Множество фигур, украшенные узорами разноцветные ткани, неожиданные изломы линий, да и непривычное нам сегодня совмещение событий, происходивших в разное время и в разных местах, — все это предлагает пристальней вглядеться в триптих, созерцать — думать — молиться.
«Что Ти принесем, Христе, яко родился еси на земли яко человек нас ради; каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп, пустыня ясли, мы же Матерь Деву…» — звучит песнопение праздника.
Итак, давайте всматриваться. Центральную часть занимает сюжет поклонения волхвов. Богоматерь с Младенцем, стоящие перед Ними мудрецы… Справа мы видим хлев и животных в нем. Кажется, Мария вот только вышла оттуда и села отдохнуть под сень невесть откуда взявшегося шатра, где Ее и навестили восточные цари. Ослепительно синие Ее одежды напоминают о достоинстве небесной Владычицы. Красный, великолепно изукрашенный свиток ткани, развернутый ангелами, — о том, что небесные события совершаются нынче на земле.
А там, за хлевом, виднеется гора и ангел, сходящий к изумленному человеку. Это — благовещение пастухам: неожиданно ангелы запели с неба, и простые мужики, не привыкшие к изящным речам и тонкостям прочтения пророчеств, первыми услышали весть о приходе в мир Спасителя. Их потрясение было столь велико, что они бросили свое стадо и побежали к небольшому хлеву, чтобы посмотреть на Чудо. Теперь они выглядывают из-за крыши хлева, стесняясь помешать приближающимся к Царю волхвам. Отдельное внимание — на то, что пастухи «прячутся» за спиной у святого Иосифа, покровителя простых тружеников. Иосиф одет как пилигрим, а алый цвет его нижних риз напоминает: спокойствие — только внешнее (вспомним иконы Рождества Христова: смущаемый бесом Иосиф, а через него и весь мир, сидит в стороне в горьком раздумье: «Как может такое быть?!»). А мудрец, поднесший к ногам Христа чашу, изумленно и благоговейно смотрит на Иосифа, на наших глазах — совершенно незаметно — совершающего подвиг веры.
Еще одна деталь, которую нельзя упускать из виду, рассматривая среднюю часть триптиха: на стене хлева висят некие орудия, оставленные не то хозяином, не то святым Иосифом. Это не деталь «для вящей художественности». Эта аллегория напоминает о грядущих Страстях.
Слева, на переднем плане, мы видим волхвов в богатых одеждах, украшенных сапфирами: традиция считает их камнями Богоматери. Волхвы приносят свои дары. И в первую очередь ставят к ногам Святой Девы чашу, символизирующую первый из даров — золото. Конечно, это знак того, что Христос — Царь и Господь гос-подствующих. Однако не стоит забывать: подобные изображения созерцали снизу, возводя глаза. И получается, что прежде всего взгляд молящегося устремляется на чашу. Этот дар восточного владыки напоминает любому христианину о самом главном Таинстве — Евхаристии. Таинстве, посредством которого Бог, никого, однако, не принуждая, властно вмешивается в пространство временной суеты.
За спинами волхвов многочисленные слуги. А еще дальше мы видим гору, на которой собственно и происходит встреча восточных мудрецов, идущих за звездой. Мы словно бы «отматываем пленку назад». И видим, как они встречаются у входа в Иерусалим на Голгофе.
А вот не очень явный для нас сегодня путь развития сюжета центральной части триптиха: пройдя от чаши, стоящей у ног Богородицы, против часовой стрелки, к орудиям на стене хлева, позади пурпурной завесы, придерживаемой ангелами, мы окажемся у Голгофы. Перед нами путь Царства, пройти который пришел в мир этот Младенец. Он призывает к Себе «немудрое», чтобы рассказать о радости и простоте. Но и к мудрецам обращен Его призыв: Он говорит на их языке и ведет к Истине через созерцание и понимание тайн бытия. По мысли средневекового художника, он примиряет в лице пастухов и волхвов вечно соперничавших проповедников двух орденов: францисканцев, апеллировавших к эмоциям человека, и доминиканцев, которые ставили во главу угла «веру, основанную на разуме».
За спиной Божией Матери пурпурная завеса. Она тоже читается, как книга, и многоразлично связывает земное с небесным. Во‑первых, согласно одному из благочестивых преданий, в момент прихода ангела с благой вестью, Мария ткала завесу для Храма. Ту самую, которая разорвалась в момент смерти Господа на Кресте. Вспомнив о Благовещении, обратимся к левой створке триптиха. Там, на заднем плане, изображена встреча Марии и Елисаветы: еще звенят в воздухе слова «Величит душа Моя Господа». Перед нами напоминание: у Бога не бывает бессильным никакое слово, Он всегда верен Своим обещаниям. «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может», — читаем у апостола Павла (2 Тим. 2,13).
Во‑вторых, растительный орнамент завесы напоминает о корне Иесеевом, о царском роде Давида, от которого ведет родословную по плоти Иисус. Это связующее звено с правой частью триптиха, где изображено Избиение младенцев. Пурпурный цвет завесы — не только символ царской власти, но и напоминание о том, какой ценой мы куплены. Это — цвет жертвенной крови. Маленький Иисус на руках у Матери, препоясанный белоснежной простынкой, — жертвенный Агнец без порока, отдающий Себя за грехи мира.
Стоит прийти на выставку, чтобы увидеть триптих воочию и прочитать внимательно эту книгу, страницы которой мы только начали перелистывать. Это — приглашение к удивительному путешествию с Евангелием в руках, возможность для размышления и радости.
Анна Гольдина, Ольга Рыбакова
Фото: В.С. Теребенин