«Всенощная» Рахманинова в капелле
6 февраля в исполнении Певческой капеллы Санкт-Петербурга прозвучит «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. Именно хор Ленинградской капеллы под управлением В. А. Чернушенко в 1982 году возобновил концертную жизнь «Всенощной» в нашей стране после 54‑летнего перерыва.
Раздел: Анонсы и объявления
6 февраля в исполнении Певческой капеллы Санкт-Петербурга прозвучит «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. Именно хор Ленинградской капеллы под управлением В. А. Чернушенко в 1982 году возобновил концертную жизнь «Всенощной» в нашей стране после 54‑летнего перерыва.
«Всенощное бдение», написанное Рахманиновым в 1915 году, — самая известная классическая обработка древнерусской духовной музыки. Это двухчастная композиция, которая состоит из вечерни и утрени и предваряется прологом. Основу песнопений составляют подлинные темы обихода, знаменные распевы. Рахманинов использует все многообразие доступного ему певческого инструментария. Он прибегает к разделению партий, к пению с закрытым ртом, различным тембровым эффектам.
Старейший хор России, которым с 1974 года руководит народный артист СССР Владислав Чернушенко, еще с советских времен является хранителем традиций русской духовной музыки. «Всенощная» в исполнении хора капеллы звучит удивительно гармонично, будто один голос, как некий чудесный инструмент, с которым не сравнится звучание ни одного самого прекрасного органа в мире. Но техника исполнения — далеко не единственная причина, по которой «Всенощное бдение» звучит в капелле настолько впечатляюще. Самое главное при исполнении такого произведения — понять, что эта музыка написана не для аудитории, а для Бога. Каждое слово, каждый звук должен буквально возноситься к Небу, а молитвенная сила музыки — напомнить даже неверующим людям, что у них есть душа.
Именно такого исполнения удалось добиться Владиславу Чернушенко. Нецерковный, вполне «светский» хор создает потрясающую атмосферу молитвенного единения.
Виталий Филиппов