Все цвета Пасхи

Любой из двунадесятых праздников легко объясняется обычными событиями из жизни. Даже сложное на первый взгляд литургическое воспоминание Благовещения может быть сведено к теме сомнения и обретения уверенности, удивления и полного доверия Богу. Совсем по-другому дело обстоит с Пасхой…
Журнал: № 4 (апрель) 2012Автор: Анна ГольдинаИллюстратор: Олеся Гонсеровская Опубликовано: 17 апреля 2012

Любой из двунадесятых праздников легко объясняется обычными событиями из жизни. Даже сложное на первый взгляд литургическое воспоминание Благовещения может быть сведено к теме сомнения и обретения уверенности, удивления и полного доверия Богу. Совсем по-другому дело обстоит с Пасхой…

Наглядные пособия

Как строить объяснения четырехлетнему ребенку, который уже понимает, что если, например, бабочка умерла, то оживить ее никакими средствами не удастся? И хорошо, если в этом возрасте малышу знаком только такой опыт потерь. Дети уже знают, что практически невозможно вернуть утраченное и уж тем более невозможно воскресить из мертвых. Что бы на эту тему ни говорили взрослые, собственный опыт ребенка оказывается правильнее и важнее.

На сегодняшнем занятии используем репродукцию иконы праздника. Изображение должно быть четким, позволяющим рассмотреть детали. Нужно обратить внимание детей на то, что в православной традиции образом праздника является изображение Спасителя, спускающегося в ад, чтобы вывести оттуда праведников и праотцов, начиная с Адама и Евы.

Что предлагает западная традиция? Христос выходит из могилы с хоругвью в руке. Этот тип изображения, как утверждают историки искусства, появился во времена Крестовых походов, когда стала особенно важна мысль о победе, одерживаемой при помощи силы. Христос, подобно средневековому воину, выходит с поля битвы победителем. И Его штандарт развевается, чтобы все видели шатер победы.

Эту схему используют и русские художники. То мы видим Иисуса, в белой одежде выходящего из некоего золотого сияния, как на картине Карла Брюллова «Воскресший Христос». То, как в картине Александра Иванова «Не прикасайся ко Мне», Господь предстает неким прекрасным персонажем, более похожим на Аполлона Бельведерского, а не на Того, Кто действительно властен победить смерть.

Почему же православная традиция предпочитает не изображать события, связанные с Воскресением, а обращается к описанному в апокрифах? Потому что икона показывает саму суть спасения. Христос спускается в ад, берет Адама и Еву за руку и уводит в рай, а уже за ними выходят те, кто долгие века томился, ожидая освобождения. Для православного иконописца важны не проявления силы, не красота победы, а совершающееся в тайне, осуществляющееся в немощи. Именно это является продолжением евангельской традиции.

Давайте внимательно рассмотрим икону праздника. В верхней части Христос в окружении сияния, которое называется мандорла. Под Его ногами две деревянные перекладины, похожие на упавший крест, но если мы приглядимся, то увидим, что это двери. Это те самые врата ада, которые пали перед Спасителем и Он попрал их ногами. Господь держит за руки Адама и Еву, которую нередко изображают слегка отвернувшейся от Него. Это символизирует библейскую историю о том, как прародители, вкусив от древа познания добра и зла, прятались в раю и стеснялись выйти навстречу Господу. С другой стороны, Ева таким образом признает, что грех в мир пришел через нее, поскольку именно она дала Адаму попробовать запретный плод. И, наконец, взгляд Евы обращен на всех ее потомков. Она как будто проверяет, идут ли дети ее за ней. Все дети, в том числе и те, которые находятся в этом мире и смотрят на ее изображение. Это своеобразный призыв к покаянию, обращенный к смотрящим на икону. Совершал ли я хорошие поступки? Помогал ли маме? Не обидел ли кого-то из друзей? Можно напомнить детям, что ад начинается с маленьких плохих поступков.

Кто еще присутствует на иконе? Библейские пророки и праотцы. Обычно над головой каждого из них написано, кто это. Стоит обратить внимание детей на тех из них, кто предсказал приход Спасителя. Но в аду можно увидеть и совсем другое. Серые демоны снуют то тут, то там. Иногда над головами у них написаны их имена — чревоугодие, сребролюбие, тщеславие и другие. Несмотря на сложность этих понятий и трудность самих слов, дети легко дадут им объяснения и смогут обсудить под руководством старшего, каким образом они проявляются в повседневной жизни.

Модель мира из скорлупы

Предложим детям всем вместе сделать изображение, символизирующее Воскресение. Для этого нам понадобится лист ватмана и яичная скорлупа. В период подготовки к Пасхе ее скапливается много. И простая скорлупа, оставшаяся после приготовления куличей и пасхи, и крашеная, причем самых разных цветов. Скорлупу необходимо расколоть на маленькие, похожие на мозаику, кусочки. Теперь нанесем клей на лист ватмана и начнем выкладывать на нем наши осколочки. Самые темные положим вниз. Чем выше, тем светлее. В цент-ре верхней части можно сделать мандорлу из самых ярких кусочков. Если разноцветной скорлупы немного, то можно аккуратно выложить белую и потом нанести на нее краску нужного цвета. Получится разноцветная «слоистая» картина. Она может символизировать опустевший ад. Стоит напомнить детям слова, звучащие на Пасхальном богослужении: «Ад, где твое жало? Смерть, где твоя победа?» Можно предложить ребятам самим придумать название получившемуся полотну. Может быть, кто-то из них захочет пририсовать деревья или спящих животных. И вот уже перед нами обычный мир. Христос победил ад. Раннее утро, все замерло в ожидании рассвета и новой жизни, наполненной радостью Воскресения…

Давайте спросим у детей, бывают ли в их жизни ситуации, когда события Воскресения кажутся им близкими и понятными? Например, ты обидел маму, а потом попросил прощения, и мама обняла и поцеловала. Чувствовал ли ты себя, когда мама сердилась, виноватым или одиноким? Может быть, ты был таким же несчастным, как праведники, сидящие в темноте ада и ждущие, когда же их оттуда выпустят? А если брат отнял машинку, и ты так разозлился, что дружить с ним не хочется и весь мир стал противным?! Но посидишь один в своем темном царстве, а потом подумаешь-подумаешь и пойдешь мириться. Хоть брат и не просил прощения, но ведь ясно, что он маленький и обидел не нарочно. И будто радуга выходит на небо, так в душе становится радостно, весь мир снова играет яркими красками.

Достаточно впустить в душу немного доброты, любви, сожаления — света Христова, как он сразу побеждает мрак обиды и злости внутри тебя. И если мы можем помочь нашим детям пережить маленькую Пасху каждый день, то нам станет немножко ближе радость большой Пасхи, радость победы Господа над мраком, над грехом, над адом.

Анна Гольдина

Иллюстрация: олеся гонсеровская

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Дошкольное богословие"

11 декабря, среда
rss

№ 4 (апрель) 2012

Обложка

Тема номера:Целомудрие от колыбели до монастыря

Статьи номера

ПРАЗДНИК
7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы
АКТУАЛЬНО
Православная выставка. Репутация в условиях «свободного рынка»
ПОДРОБНО
/ От редакции / Целомудрие: от колыбели до монастыря
/ Острый угол / Крепость целомудрия
/ Интервью / Личное дело
/ Интервью / Профессор А.А. Алексеев: «Библия нужна для преодоления ужаса ограниченности человеческой жизни»
/ Интервью / От «самоварного» золота к простому хлебу
ПРОПОВЕДЬ
Свидетели Креста. Апостол в праздник Пасхи Христовой
Сокровище покоя. Проповедь на Вход Господень в Иерусалим
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Имена / Герцен. Иов XIX века
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / диакон Максим Артамонов
/ Дошкольное богословие / Все цвета Пасхи
/ Приход / Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
/ Приход / Воскресение «Спаса-на-Крови»
/ Лазарева суббота / Обитель исцеления
КУЛЬТПОХОД
Достучаться до сердец