Все первые, все званые
В поселке Сергиево прошел XI фестиваль «Пасхальный благовест», организованный Детско-юношеским центром святого праведного Иоанна Кронштадтского прихода храма преподобномученика Андрея Критского.
Раздел: ГЛОБУС ЕПАРХИИ
В поселке Сергиево прошел XI фестиваль «Пасхальный благовест», организованный Детско-юношеским центром святого праведного Иоанна Кронштадтского прихода храма преподобномученика Андрея Критского.
По традиции, этот фестиваль всегда устраивают на Светлой седмице: в четверг и субботу. В нынешнем году эти дни, 9 и 11 мая, совпали с торжествами по случаю Дня Победы. «Мы должны помнить, что Победа ― это чудо: без воли Божией она бы не свершилась», ― сказал, открывая фестиваль, клирик храма проподобномученика Андрея Критского и духовник фестиваля иерей Георгий Разанецкий.
По традиции же, в день открытия на Литургии помимо храмового хора пели и хоры ― участники фестиваля, на этот раз ― ансамбль воскресной школы церкви Рождества Иоанна Предтечи (Чесменской) и хор воскресной школы Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.
Основные участники фестиваля — дети, но никаких ограничений по возрасту нет.
Детско-юношеский центр «вырос» из программы «Помогаем детям», которая была принята в 1998 году и действовала около десяти лет. «В поселке было много малоимущих, неблагополучных семей, и мы организовали что-то вроде продленки, ― рассказывает организатор фестиваля матушка Татьяна Разанецкая. ― Но очень скоро поняли, что просто накормить детей ― мало. Так появились кружки, экскурсионные поездки. А когда нам отдали все помещения в здании и дом культуры прекратил свое существование, к нам стали ходить не только дети из неблагополучных семей, но и… просто дети». Идея фестиваля принадлежит педагогам Детско-юношеского центра: актрисе Детской филармонии Ольге Бабенко, которая тогда вела театральную студию, и ее помощнику ― педагогу по пластике из БДТ Петру Ефимову. Как говорится, не было счастья, да несчастье помогло: в советское время, когда храм переоборудовали под дом культуры, к нему пристроили зал на 400 человек. Грустно, когда такой большой зал простаивает, в нем обязательно кто-то должен выступать.
Раньше участников фестиваля находили попросту через знакомых и благодаря «сарафанному радио», сейчас вывешивают объявления на сайте отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии и на некоторых других интернет-ресурсах. Большинство коллективов приезжают из года в год, а некоторые, по словам Татьяны, даже загодя начинают предупреждать: «Уж вы о нас не забудьте!» Ни о ком и не забывают ― на приходе не теряют связь с участниками фестиваля в течение целого года: приглашают детей петь на Литургии, ездят к ним, проводят и другие совместные мероприятия. «Можете посмотреть фотографии на наших стендах, ― показывает Татьяна. – Вот наша недавняя поездка в Вырицу, а вот хор из Купчино к нам приезжал на масленицу. В прошлом году ездили в Гатчину».
Жанр выступления никак не регламентируется: можно петь, танцевать, играть спектакли. И тема не обязательно должна быть религиозной: например, воскресная школа Чесменской церкви привезла композицию «Летняя музыка» по детским стихам Иосифа Бродского, а театр «Лики» из Соснового Бора показал спектакль «Разве я виноват?», в котором действуют… австралийские животные. Конечно же, на фестивале звучали самые разные песни ― от знаменных распевов до песен современных российских композиторов. Сами хозяева зала выступали дважды, завершая программу каждого из дней: 9 мая пели дети из младшей группы, 11-го дети постарше играли спектакль «Волшебное правило».
Номинаций и оценок на фестивале тоже нет ― он придуман для встреч, общения и дружбы. Каждому коллективу-участнику вручают диплом и памятные подарки. На этот раз подарками были икона святых Царственных Страстотерпцев, поскольку 2013 год ― год 400-летия Дома Романовых, и небольшой глиняный колокольчик в виде звонницы.
Кстати, история храма ― организатора фестиваля имеет прямое отношение к Дому Романовых. Всем, наверное, известна история чудесного спасения Царской семьи во время железнодорожной катастрофы на станции Борки. Произошло оно в день памяти преподобномученика Андрея Критского, поэтому в конце XIX ― начале ХХ века в России стали во множестве строить храмы в честь этого не очень известного святого, которого ожидаемо путают с преподобным Андреем Критским, автором Великого канона. Между тем, преподобный Андрей Критский жил в VII веке, а тезка-преподобномученик ― сто лет спустя.
Организаторы фестиваля не обошли вниманием тот факт, что открылся он в День Победы: между номерами, пока участники готовились к выступлениям, зрители вместе с ведущим, под аккордеон или гитару, пели песни о Великой Отечественной войне. Открывался и завершался каждый фестивальный день общим пением пасхального тропаря.
Татьяна Кириллина