Время сугубой благодарности
Великопостные концерты, возрождаемые с 2010 года «Академией православной музыки», тоже можно считать способом выражения благодарности творцов Творцу. И этот способ, и музыкальная составляющая концертов уже пятый год заслуживают признательность публики.
Рыцари от музыки
Ежегодный цикл Великопостных концертов по традиции пройдет в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича. Он откроется 1 марта, перед Прощеным воскресеньем, музыкальным вечером в память британского композитора Джона Тавенера, который скончался 12 ноября прошедшего года. В концерте прозвучат фрагменты его Панихиды и концерт для виолончели и струнного оркестра «Покров Божией Матери». (Солист — испанский музыкант Пабло Феррандез.)
Потомственный пресвитерианин и церковный органист, в 1977 году Джон Тавенер перешел в православие. Древнерусское певческое искусство стало для него источником вдохновения на долгие годы. Основными чертами стиля композитора можно назвать простоту, даже наивность музыкального языка, использование ходов, характерных для православной духовной музыки, а также объединение в «одно полотно» элементов различных музыкальных культур.
О творческих заслугах Тавенера говорят и премия «Грэмми», и возведение его королевой Великобритании Елизаветой II в рыцарское достоинство в 2000 году, но более всего — глубокий интерес публики к его музыке. Сочинения сэра Джона постоянно звучат в исполнении британских церковных хоров, да и в России число поклонников Тавенера неуклонно растет.
Британский композитор Джон Тавенер
В этот же вечер состоится премьера оратории «Плач Адама» и исполнение Концерта для двух скрипок, препарированного фортепиано и камерного оркестра Tabula Rasa знаменитого Арво Пярта, которого, как и его британского коллегу, с полным правом можно назвать рыцарем от музыки.
Этих композиторов часто сравнивают: оба — православного вероисповедания, оба считают себя «проводниками» музыки, обоих не раз называли апологетами простоты музыкального языка, а их стиль — сакральным минимализмом. Однако, при сходстве стремлений, идей и средств их воплощения, музыка у них совершенно разная. И сколько бы специалисты ни препарировали их партитуры… — перефразируя К.С. Льюиса, можно сказать, что великие музыкальные сочинения тем и велики, что понять их гораздо легче, чем их толкователей.
Произведения Тавенера и Пярта исполнят Молодежный камерный хор Филармонического общества Санкт-Петербурга и Камерный оркестр «Кремерата Балтика», созданный в 1997 году скрипачом, дирижером, композитором, публицистом Гидоном Кремером. Друг Альфреда Шнитке, Гии Канчели, Арво Пярта в свое время Кремер имел смелость много и часто исполнять современную музыку — и сейчас считается ее выдающимся пропагандистом. Без обиняков его называют не только рыцарем музыки, но и ее «пятым элементом», то есть той составляющей, без которой невозможно совершенство.
Гидон Кремер и народная артистка России Татьяна Гринденко исполнят сольные партии в Концерте Tabula Rasa (лат. «чистая доска»). Музыка Арво Пярта рассказывает о выборе, стоящем перед той частью человечества, которая не имеет мировоззрения и готова принять любые навязываемые извне установки.
Народная артистка России Татьяна Гринденко
В посту, как на посту
В этом сезоне цикл Великопостных концертов дополнится серией просветительских лекций-встреч, на которых петербургская публика сможет не только познакомиться с умными, интересными людьми, много размышлявшими на духовные темы, но и побеседовать с ними, задать им свои вопросы.
На четвертой неделе поста, 24 марта, состоятся чтения «Маленьких притч для детей и взрослых» монаха Варнавы (Санина) — известного российского писателя, драматурга и поэта. И бывшего военного журналиста, в 2009 году принявшего постриг. Монах Варнава — автор более ста книг и брошюр, поэтических сборников и текстов песен, исторического романа и ряда детских стихов, рассказов и книг, в числе которых и «Маленькие притчи» в семи томах. Они написаны простым и доходчивым языком, а их увлекательные и поучительные сюжеты будут интересны не только детям, но и их родителям.
В вечере-чтении примут участие певец, фольклорист, хормейстер, руководитель ансамбля «Сирин» Андрей Котов и российский фолк-музыкант, вокалист и мультиинструменталист Сергей Старостин. На этот раз они выступят в роли чтецов, а по ходу чтения представят публике старинные инструменты. Оркестровые связки-интермедии между притчами исполнит московский ансамбль солистов Opus Posth, созданный в 1999 году Татьяной Гринденко.
Андрей Котов
Сергей Старостин
Цикл Великопостных концертов продолжится в апреле и завершится на Светлой Пасхальной неделе.
Светлана Никитина
Фото: "Академия православной музыки"