Возвращение знаменитого иконостаса
Один из известнейших символов Санкт-Петербурга — иконостас Казанского кафедрального собора обрел свой первозданный вид. Недавно в соборе окончательно завершились последние работы по реставрации иконостаса — позолотные. Мало кто знает, что понадобилось больше 90 лет, чтобы знаменитый иконостас обрел новую жизнь, как тогда, в 1836 году, когда он впервые засиял в Казанском соборе.
Раздел: ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
Журнал: № 11 (ноябрь) 2013 Опубликовано: 12 ноября 2013
Один из известнейших символов Санкт-Петербурга — иконостас Казанского кафедрального собора обрел свой первозданный вид. Недавно в соборе окончательно завершились последние работы по реставрации иконостаса — позолотные. Мало кто знает, что понадобилось больше 90 лет, чтобы знаменитый иконостас обрел новую жизнь, как тогда, в 1836 году, когда он впервые засиял в Казанском соборе.
"Благословите сей дар, приносимый воинами Подателю победы. Храбрые Донские казаки возвращают Богу из храмов Его похищенное сокровище", - писал в декабре 1812г. М. Кутузов Митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Амвросию, отправляя с письмом 40 пудов трофейного серебра. Так началась история одного из знаменитейших иконостасов России, который стал символом Казанского кафедрального собора и свидетелем значимых событий Российского государства.
Иконостас, существовавший с момента построения собора, рассматривался как временный, т.к. несмотря на интересную композицию и изящество отделки он был слишком мал для такого огромного храма, как Казанский собор. Главному храму тогдашней столицы, несомненно, нужен был другой иконостас, который и решено было создать по чертежу архитектора К.Тона из «усердного подношения войска Донского». Изюминкой иконостаса стала его драгоценная отделка — чеканное серебро и сусальное золото. Великолепный иконостас в высшей степени удачно сочетался с архитектурой храма и его убранства, каждая деталь — безусловно совершенна, и даже взятый отдельно, без отношения к собору, он представлял из себя высокую художественную ценность.
История иконостаса Казанского собора прервалась в начале XXв. - после революции храм был разграблен, и вместе с другими ценностями исчез и облицованный серебром и золотом знаменитый иконостас. И только в 2009 году, спустя почти век после разрушения, началась масштабная реконструкция собора. Одной из главных и непростых задач специалистов явилось полное восстановление иконостаса. Вдохнуть новую жизнь в убранство храма собрались архитекторы, скульпторы, лепщики, столяры и позолотчики. По фотографиям 1909-1911гг. родились проекты частей иконостаса, затем модели, которые впоследствии обрели задуманную форму, и после детали сооружения попали в руки мастерам-позолотчикам.
Стенки и карниз южного придела — это все, что осталось от прежнего иконостаса. Сохранившийся здесь орнамент был прямой аналогией для воссоздания симметричных частей малых врат. «Но ценность его заключалась не только в этом, - рассказывает Галина Доля, художник-реставратор позолоты. - Подлинник содержал информацию об особенностях манеры исполнения, и небольшой его фрагмент дал возможность приблизиться к аутеничности трактовки декорирования всего иконостаса».
Завершающая стадия восстановления иконостаса – золочение – требовала особого подхода. Все дело в том, что исторически в России золотили различными оттенками сусального золота. Объекты, вызолачиваемые в дореволюционное время, покрывались сусальным золотом классического желтого цвета и его различных оттенков. Выбрать материал, наиболее совпадающий по цвету с цветом покрытия сохранившейся части иконостаса Казанского собора, явилось одной из важных задач для мастеров-позолотчиков.
«Мы выбрали надежное сусальное золото – научно-производственного предприятия «Раритетъ». С золотом этой компании мы работаем уже 5 лет, оно пластичное, удобное в работе, - говорит Галина Доля - И главное – мы привыкли к тому, что, заказывая партию определенного цвета, каждый раз мы получаем золото в точности того же цвета, пластичности и эластичности, с которым привыкли работать».
Утрата аутентичности материала, по мнению реставраторов, — неизбежная плата за новую жизнь многих памятников. Реконструкция убранства Казанского собора стала исключением из этой реалии и ярким примером преемственности традиций реставрации, и золочения в частности. Драгоценная отделка иконостаса благодаря профессиональным мастерам и правильно подобранному материалу претворялась из небытия, и вот уже детали центрального и северного приделов возвратились в художественный образ интерьера собора.
Там, где в приоритете реставрационных позолотных работ, - качественный материал, максимально близкий к каноничности оригинального покрытия,стало доброй традицией применять сусальное золото НПП «Раритетъ». Компания расширила существующие отечественные стандарты производства сусального золота. Золото этого производителя стало обличьем интерьера Крондштадского морского собора, знаменитой центральной фигуры Большого каскада «Самсон, разрывающий пасть льва» в Петергофе, Церкви Святой Великомученницы Екатерины в Царском селе и теперь — иконостаса Казанского кафедрального собора.
«Для того, чтобы предложить реставрационной отрасли более эффективные решения для реставрации позолоты, мы изучили цветовые карты сусального золота на объектах культурного наследия России. В ходе исследований мы выделили наиболее распространенные цвета, а соответственно, сплавы, в каждой цветовой гамме сусального золота, - рассказывает директор департамента НПП «Раритетъ» Андрей Былинин. - Далее мы описали регламенты соответствия исторически сложившихся цветов сусального золота на языке современных технологий и, таким образом, получили шесть цветов — классический желтый, белый, зеленый, красный, лимонный и лунный. Теперь реставраторы имеют возможность подобрать сусальное золото, максимально соответствующее цвету и фактуре оригинального покрытия».
Для реставрации деталей иконостаса Казанского кафедрального собора было применено сусальное золото двух цветов – желтое и белое. Желтым золотом вызолочены рамы, капители, картуши и сияние. Покрытие арок, врат, карнизов скомбинировано золочением белого и желтого золота. И в завершающий этап реставраторы выполнили золочение нижних панелей северного предела с помощью белого золота. «Мы применяем белое сусальное золото, т.к. оно, в отличие от серебра, не окисляется со временем, а также не требует дополнительных покрытий. С удовлетворением могу сказать, что отреставрированные главный и северный предел гармонично сочетаются с сохранившейся частью предела южного» - говорит Галина Доля.
Знаменитый иконостас обрел свой исторический облик и слился в единое целое с архитектурой собора. Наполненный пением хора или погруженный в тишину, в праздничном освещении или растворенный в полумраке, мерцающем огоньками свечей и лампадок, прекрасный этот собор наполнен образами XIXв. Внутреннее пространство главного петербургского храма оживает, и набирает силу звучный аккорд торжественного убранства. Масштабная реконструкция достигла своей цели — возвращения художественной целостности интерьера храма, изящной гармонии искусств, которая тесно связана с эстетикой богослужения.