Воскресение на кладбище
И было положено начало
В южной части петербургской окраины 11 мая 1756 года, во время царствования императрицы Елизаветы Петровны, на месте старого погоста при церкви Иоанна Предтечи в Ямской слободе (землях Александро-Невского монастыря) было устроено Волковское православное кладбище. Свое название оно получило от деревни Волковой и прилегающего к нему Волкова поля. Это кладбище предназначалось для простых горожан, не отмеченных богатством и чинами. Хоронили здесь без почестей, без порядка, часто и без должных обрядов.
В 1756 году была возведена деревянная часовня, вставшая на оси дороги, названной впоследствии Расстанной улицей. Спустя три года, в 1759 году, случился пожар и полностью уничтожил строение, а на месте сгоревшей часовни 3 декабря того же года уже была освящена первая церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа. Известно, что она была небольшая и деревянная, на каменном фундаменте, однопрестольная и холодная. Долгими северными зимами служить в ней приходилось в овчинных шубах и валяных сапогах. Церковь нуждам прихожан не отвечала, и поэтому в 1776–1777 годы усердием купца Никифора Швецова (Шевцова) к ней пристроили теплый деревянный храм, освященный в октябре 1777 года в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресения Словущего). Но и его постигла та же участь: в начале 1782 года он сгорел дотла, спасти удалось только часть ризницы и утвари. И в том же году причт принялся за возведение нового каменного храма в честь того же праздника. Новая церковь была построена заботами старшего священника Иоанна Дорофеева, а также помогавших ему священника Симеона Михайлова и диакона Иоанна Башилова. 13 (26) сентября 1785 года её освятил один из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви — митрополит Гавриил (Петров).
Исследовательский поиск пока не привел к открытию авторского проекта. В исторической литературе имя архитектора церкви не названо, автор проекта на настоящий момент точно не установлен. Но ряд исследователей по индивидуальному «почерку» и косвенным данным называют имя зодчего И. Е. Старова, строителя Троицкого собора Александро-Невской лавры. Часть строительного материала причт получал с заводов, или «сараев», Александро-Невского монастыря.
В марте 1793 года был освящен придел на хорах над папертью Воскресенской церкви — во имя Архангела Гавриила, вероятно, в честь небесного покровителя митрополита Гавриила, который замыслил «освятить означенный придел в такое наименование, какого нет в Петербурге, и к которому народ особливое усердие имеет». В 1788 году по указанию митрополита Гавриила при освящении церкви был пристроен к её входу деревянный тамбур. С внешней стороны алтаря была сделана дверь для входа священнослужителей в алтарь.
В 1813 году церковь была отремонтирована на пожертвования старосты Прокопия Пономарёва и расписана под наблюдением академика И. П. Богданова, после чего 25 октября того же года заново освящена архимандритом Филаретом (Дроздовым).
Созвездие храмов Волковского кладбища
Завершилось строительство храмового ансамбля на Волковском кладбище в 1832–1834 годы, когда архитектор П. Ф. Воцкий возвел перед Воскресенской церковью Святые ворота — железные, на каменных вереях, с двумя калитками по сторонам и примыкающими к ним деревянными домами. Эти ворота назывались «святыми», так как над ними была поставлена икона Спасителя, перед которой постоянно горела лампада. Одновременно со Святыми воротами была построена каменная колокольня, увенчанная граненым шпилем (шпицем), шаром и крестом. На первом её ярусе располагался придел Архангела Гавриила. Второй ярус был открыт со всех сторон и служил колокольней с девятью колоколами. В те же годы на колокольне была установлена железная решетка. В 1871–1872 годы епархиальный архитектор Г. И. Карпов церковь перестроил и разместил склепы под спудом. Воскресенская церковь — храм-усыпальница для погребенных здесь 29 человек, чьи имена недавно были восстановлены. В их числе и настоятели: протоиереи Николай Воцкий (1760–1840) и Василий Никитин (1820–1904). Последним перед революцией 1917 года капитальным ремонтом и расширением храма занимался в 1912–1914 годы архитектор В. Н. Бобров. После реставрации её заново освятил епископ Гдовский Вениамин (Казанский).
К этому времени Воскресенская церковь, построенная в стиле раннего классицизма, стала архитектурной доминантой северной части Волковского кладбища и торжественным завершением Расстанной улицы.
В течение ХIХ и начале ХХ веков на Волковском кладбище сложился храмовый ансамбль из пяти церквей — Воскресенской, Спаса Нерукотворного Образа, Всех святых, святого праведного Иова Многострадального и Успения Пресвятой Богородицы — с восьмью престолами, единым причтом и настоятелем.
Доминанта ансамбля — Воскресенская церковь
Воскресенская церковь была первой по времени строительства. Её название служило отличительным официальным наименованием причта во всех документах. Посетители кладбища обыкновенно называли её «старой» или «деревянной» — вероятно, по преданию о старой церкви, у которой крыша и верх колокольни были деревянными. Изначально она была белого цвета с зеленой железной крышей. До настоящего времени не сохранилось ни одного изображения её внутреннего убранства, но осталось подробное описание, которое сделал священник церквей Волковского кладбища протоиерей Николай Вишняков. Современный вид Воскресенской церкви отличается от сложившегося ко второй половине ХIХ века длиной основного зала и наличием в нем деревянных перегородок. Из описания протоиерея Николая известно, что потолок церкви был деревянный, оштукатуренный, пол простой, крашеный, с цокольными и мраморными надгробными плитами над прахом погребенных под храмом. Пол амвона и алтаря был дубовым. Амвон возвышался над полом на две ступени и был огражден железной решеткой. С потолка спускалась бронзовая золоченая люстра (паникадило) в 30 свечей. Иконостас в полтора яруса был высотой примерно три с половиной метра. Иконы в церкви были преимущественно в серебряных окладах. Среди них был древний образ святителя Николая Чудотворца, врезанный в другую икону, на которой сверху была изображена Святая Троица. Важно отметить, что среди множества икон были две иконографически редкие. Одна из них — Павская икона Божией Матери, которая особенно почиталась. По изображению она отчасти схожа с иконами Божией Матери Феодоровской, Донской, Оранской, Владимирской и особенно Жировицкой, на которых Богородица изображена в пояс, обращенной вправо, с Младенцем на правой руке. Но на Павской иконе Иисус Христос представлен обнимающим Матерь Своими ручками за Её щеки. Другая — Кульменская икона Богородицы. Она не упоминается в описаниях, но, судя по надписям и приписке к ней, это был список с иконы действительно существовавшей. Богоматерь стояла среди лугов, покрытых цветами и обрамленных деревьями, лик Её был обращен влево. Богомладенца Она держала на левой руке. Этот образ сходен с изображением на иконах Купятицкой и «Благодатное небо». По сторонам лика Богоматери и Спасителя было написано: «Мария, мати Царя Христа Назорея», а ниже был помещен летописный рассказ о явлении в 1643 году. Из религиозных картин, украшавших стены церкви, выделялась «Встреча Марии и Елизаветы» академика Н. А. Майкова. Она представляла собой пристенный киот-надгробие погребенной здесь Елизаветы Лихачёвой (1833–1856). В конце XIX — начале XX века М. Белявским была сделана его фотография.
Придел Архангела Гавриила находился на первом ярусе колокольни и представлял собой отдельную маленькую церковку. Придел был высокий и светлый. Алтарь, находившийся под крышей Воскресенской церкви и вдававшийся внутрь её, был низок и темен, имел только одно окно на полутемную лестницу колокольни. Придел Архангела Гавриила своей келейной миниатюрностью, уединенным положением, сочетанием простоты и благолепия, таинственным полумраком алтаря производил, по словам отца Николая Вишнякова, «трогающее душу и вызывающее на молитву впечатление». Многие верующие, заказывая заупокойную Литургию, просили отслужить её именно в этом приделе. Здесь также располагались архив и ризница храма, где хранилась серебряная утварь XVIII века.
К концу ХIХ века Волковское православное кладбище представляло собой обширный сад или парк, засаженный деревьями и кустарниками, со множеством разнообразных палисадов, беседок, памятников и крестов, часто обсаженных в летнее время цветами или украшенных венками и гирляндами. В своей повести «Петербургские письма» Всеволод Гаршин описал это место так: «Густая зелень закрывает кладбище; церковь, маленькая, старинная, едва виднеется из нее. Недавно поставили в сторонке другую, большую». Маленькая старинная церковь, описанная Гаршиным, — это храм Воскресения Словущего на Литераторских мостках, а другая, большая, — это храм Спаса Нерукотворного Образа.
Время тяжелых испытаний
В июле 1919 года в Воскресенской церкви был организован приход с сохранением единого причта для всех церквей Волкова кладбища. Также утверждена церковная «двадцатка», которая заключила с местной администрацией письменный договор о передаче церкви верующим в сентябре 1921 года.
В 1922 году в рамках кампании по изъятию церковных ценностей из Воскресенской церкви были изъяты иконы и серебряная церковная утварь в пользу Помгола (Комитета голодающих). Древняя икона святителя Николая и иконы с Царских врат были направлены в Эрмитаж.
К началу 1930‑х годов были варварски снесены две поблизости расположенные церкви — Всех Святых и Успения Пресвятой Богородицы.
Ещё за год до закрытия церкви в 1934 году разрабатывался план создания «Литераторского заповедника». Этот документ, хранящийся в партийном архиве, был написан в духе того времени. Предлагалось установить «особые часы для… совершения религиозных обрядностей с категорическим запрещением служителям культа находиться на территории заповедника в остальное время» и контроль «за впуск гуляющей публики» на территорию некрополя, а также «применительно с правилами общественных мест запретить вход малолетним без взрослых провожатых, а также лицам в нетрезвом состоянии, служителям культа в запрещенные для них часы». До определения точных границ «Литераторского заповедника» предполагалось установить забор около здания Воскресенской церкви параллельно Литераторским мосткам. Территория вокруг церкви была запущена: на кладбище не убирались сухостой, мусор и даже упавшие деревья.
Однако в связи с изменившейся после убийства С. М. Кирова в декабре 1934 года ситуацией было принято совершенно иное решение. Следующий год стал переломным в истории храмов Волковского кладбища. В ходе операции «бывшие люди» в марте-апреле 1935 года с «кировским потоком» были высланы из Ленинграда семь священников, четыре диакона и один псаломщик, в том числе два последних настоятеля церквей Волковского кладбища: протоиереи Иоанн Иоаннович Крылов (1865–1937) и Николай Михайлович Пашкевич (1864–1935), друг и сокурсник Патриарха Тихона.
Богослужения в Воскресенской церкви осуществлялись до июня 1935 года. В недрах Ленинградского областного исполнительного комитета СРКиКД в течение 1930‑х годов велась активная переписка о её сносе. Выписка из протокола президиума Ленинградского облисполкома от 26 июня 1935 года о сносе церкви Воскресения на Волковском кладбище гласит следующее: «здание содержится верующими в ненадлежащих условиях, при которых часть здания подвергается порче, и, как установлено наблюдениями, посещаемость… весьма незначительная, а также… согласно заключения технической комиссии, не может быть рационально использовано для культурно-хозяйственных и других целей». И «полученный от сноса здания в значительном количестве материал (700 тысяч штук кирпичей и 250 куб. метров бута) будет использован на нужды строительства». 3 июля 1935 года председателю «двадцатки» Марии Николаевне Симоновой было вручено уведомление о закрытии церкви с правом обжалования этого решения в 15‑дневный срок. Активные миряне и члены «двадцатки» пытались отстоять храм. Но их доводы о «значении Волковского кладбища, как мест массового погребения [жителей] всего Ленинграда и места нахождения могил родных и родственников В. И. Ленина и известных русских писателей» для Комиссии по вопросам культов являлись «неубедительными» и «неудачными». По мнению властей, снос Воскресенской церкви «отражает волю преобладающего большинства местного населения», и «религиозные чувства и нужды верующих нисколько не будут задеты». Таким образом, «целесообразность ликвидации церкви и сноса здания вполне очевидна», поскольку для использования «на другие цели оно непригодно». Официально Воскресенская церковь была закрыта 28 января 1936 года. Молитва в этих стенах прервалась на долгие 73 года. Из архивных источников Государственного музея городской скульптуры известно, что церковного убранства и утвари не было в храме уже в 1935 году. Здание упоминалось как «пустующее». Данных о судьбе изъятого церковного имущества, архива и библиотеки, а также останков захороненных в храме в настоящее время нет. Безвозвратно утрачен и иконографический материал, связанный с интерьером церкви. Возможно, некоторые предметы утвари были переданы в храм святого Иова Многострадального.
Новый этап и новый статус
3 июля 1935 года постановлением президиума Ленсовета северная часть Волковского кладбища, именуемая Литераторскими мостками, получила статус Музея-некрополя. Предоставление статуса музея позволило не только поддерживать благоустроенной территорию мемориала, сохранить старинную историческую планировку вокруг Воскресенской церкви, но и спасти от сноса в «пятилетку безбожия» и само здание церкви. В апреле 1936 года президиум Ленсовета вынес решение о включении «бывшей Воскресенской церкви» в состав заповедника-музея для размещения в ней музейного материала. Но её здание использовалось под складское помещение посторонней организацией. Весь 1936 год Институт русской литературы и Союзный институт экспериментальной медицины академика И. П. Павлова ходатайствовали об использовании здания церкви для своих экспозиций. Решения по этому вопросу Ленсовет не вынес, а по истечении трех лет 17 мая 1939 года последовало постановление Ленгорисполкома о передаче Воскресенской церкви на баланс Государственного музея городской скульптуры. В течение нескольких десятилетий ГМГС сдавал пустующее помещение храма разным организациям в аренду. Так, 1939 году оно было передано тресту «Похоронное дело», который разместил в нем свое общежитие, где проживали 75–80 человек. Как зафиксировала экспертиза ГИОП, сделанная в 1940 году, пол церкви, в алтаре по-прежнему выстланный дубовым паркетом, имел много надгробных плит, сохранялись алтарная часть и солея. Кресты на шпиле и куполе были сняты.
Во время и после войны
В годы Великой Отечественной войны территорию Литераторских мостков превратили в своеобразный укрепленный район. Здесь проходил противотанковый ров, были сооружены ДЗОТы и другие оборонительные сооружения. В 1943 году общежитие треста прекратило существование. Есть сведения, что в здании церкви жили сотрудники Музея скульптуры, которые по мере своих сил самоотверженно обеспечивали сохранение памятников некрополя «Литераторские мостки».
После войны, по словам директора Музея городской скульптуры Г. Д. Нетунахиной, Литераторские мостки находились «в позорном состоянии»: ямы, свалка, мусор, пни. Требовался капитальный ремонт здания церкви с восстановлением фасада и разрушенных архитектурных деталей.
В мае 1946 года Музей городской скульптуры заключил договор с трестом «Зеленое строительство» об аренде главного зала церкви для хранения бертолетовой соли — «продукта № 8». В связи с этим был составлен акт об осмотре зала. Согласно акту, храм был разделен на девять комнат, в его центре располагался сквозной коридор шириной два метра. Комнаты были расположены по четыре с каждой стороны, и одна из них находилась в алтаре. Отопление и электроосвещение были в нерабочем состоянии. Государственная инспекция по охране памятников протестовала против использования памятника архитектуры в качестве хранилища пожароопасного продукта. В связи с этим аренда Воскресенской церкви трестом «Зеленстрой» была прекращена.
В 1948 году здание было сдано в аренду заводу «Монумент-скульптура» под гранитную мастерскую. В результате этого решения в зале церкви были проложены рельсы, зашиты окна, оборудованы кухня и санузел. На 1949 год, согласно акту, на первом этаже располагалась мастерская, а в конце зала, то есть на месте алтаря, — сторожка и кабины для уборной; второй этаж был жилой: одна большая проходная комната, приблизительно в 45 кв. м., с печью. Канализация и водопровод отсутствовали.
И только когда истек срок договора с заводом, Воскресенская церковь в 1951–1952 годы была полностью отреставрирована. В этот период была проведена огромная работа по благоустройству некрополя «Литераторские мостки». С середины 1950‑х годов здание храма использовалось под экспозиции музея, посвященные жизни и творчеству деятелей культуры, чей прах покоится на Литераторских мостках. Выставочный материал располагался в зале храма, который назывался «Мемориальным». В 1956 году была подготовлена первая экспозиция по теме «Русские революционные деятели и прогрессивные писатели ХIХ–ХХ веков», посвященная 145‑летию В. Г. Белинского. Экспозиции в «Мемориальном» зале бывшей церкви всегда вызывали живой отклик у посетителей некрополя. Вот несколько выдержек из отзывов о посещении выставок за 1959–1960 годы:
«Выражаем большую благодарность организаторам музея… Как много можно познать в этом Храме искусства. Большое спасибо» (Л. А. Левис, В. Н. Лизуткин). 2 марта 1959 года: «Выражаем большую благодарность организаторам музея. Никогда нам в голову не приходило, что на Волковском кладбище погребены такие великие основоположники — деятели науки и искусства, великие литературоведы». 11 августа 1959 года: «Я русский и горжусь этим».
«Нам очень понравилась ваша выставка, мы хотим, чтобы она в будущем привлекала больше людей и расширялась больше и больше, вы хорошо оформили её» (ученики 4 «г» класса 359 школы Мтарцева и Шкляр).
В 1960–70‑е годы большим успехом пользовались «Воскресные чтения», посвященные семье Ульяновых. Экспозиции рекламировались по радио, в газетах, были развешаны афиши по городу. По воспоминаниям прихожан церкви, в 1970‑е годы в «Мемориальном» зале принимали в пионеры. Последняя экспозиция была демонтирована в 1995 году в связи с предстоящей реставрацией здания церкви и больше не возобновлялась.
Начало возрождения
Первая попытка возродить в церкви богослужения была предпринята ещё в послевоенном 1946 году. Уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви в ГИОП было направлено ходатайство о передаче Воскресенской церкви верующим. Письмо было отмечено двумя резолюциями: «ГМГС считает возможным удовлетворить ходатайство, так как он не в состоянии провести реставрационные работы»; «ГИОП не считает ответ Музея удовлетворительным, необходимо последовательно проводить музеефикацию объекта». Вопрос был отложен — до начала 1990‑х годов. Настоятель церкви святого Иова Многострадального протоиерей Феодор Маркович начал собирать подписи за возвращение Воскресенской церкви верующим. В течение 17 лет шла борьба за храм, долгая и изнурительная переписка с различным структурами города. Ситуации случались разные. Например, 5 июля в 1996 года некоторые деятели культуры обратились с коллективным письмом к заместителю министра культуры РФ М. Е. Швыдкому в связи «возникшей проблемой передачи верующим Воскресенской церкви». По их мнению, «превращение Воскресенской церкви в заурядную приходскую с ежедневными требами, богослужениями и сопутствующими жизни приходского храма явлениями (нищенствующими, рэкетом и т. д.) неизбежно нарушит историческую традицию… и повлечет за собой цепь проблем от морально-этических до обеспечения охраны, содержания, реставрации, научной информации о заповеднике-Некрополе. На чью ответственность будет брошен Некрополь?» Они просили оставить здание храма на балансе и в составе музея и, «не нарушая традиции православной церкви», по отработанному с музеем расписанию совершать панихиды, но «только о тех, чей прах покоится на Литераторских мостках».
В итоге было принято компромиссное решение. Санкт-Петербургская епархия подписала с Музеем городской скульптуры договор о совместном использовании здания Воскресенской церкви. Незадолго до её передачи был проведен капитальный ремонт, вознесены кресты на колокольню и купол.
Пасхальная радость в престольный праздник
26 сентября 2008 года в Воскресенской церкви на Литераторских мостках совершилась первая после 73‑летнего перерыва Божественная литургия. Богослужение было приурочено к престольному празднику церкви — Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме. С этого времени службы проходят регулярно по установленному расписанию. Режим проведения богослужений определяется историко-культурной ценностью храма, его статусом памятника федерального (общероссийского) значения и необходимостью обеспечения сохранности здания как объекта культурного наследия. Здание храма состоит на балансе, учете и хранении Музея городской скульптуры. Придельная церковь Архангела Гавриила в настоящее время ещё не передана в ведение епархии. На данный момент там располагаются хозяйственные службы Музея, а также проходят занятия воскресной и молодежной групп храма. Всю новую церковную утварь, имеющиеся нынче иконы храм закупал на частные пожертвования прихожан.
С возрождением жизни храма была возобновлена и поминальная молитва о людях, погребенных в церквях Волковского кладбища и в некрополе «Литераторские мостки». Ведется кропотливая работа по изучению его истории и жизни причта. Есть надежда, что в недалеком будущем общими усилиями удастся воссоздать исторический облик иконостаса и внутреннего убранства церкви.
Линникова Н. Я. Храмы Волковского православного кладбища. Церковь Успения Богородицы. Историческая справка;
Вишняков Н. Историко-Статистическое описание Волковско-Православного кладбища;
Саитов В. И. Петербургский некрополь; Петербургский Листок. 1914.










