Вода очищающая
Ритуальные омовения были неотъемлемой частью ветхозаветной и греко-римской культуры. Вода — источник жизни человека, основа плодородия, именно поэтому великие реки, орошающие землю, вытекают из райского сада (Быт. 2,
Вода для ветхозаветного человека — символ свободы и новой жизни. Проходя через воды Чермного моря, Израиль свергает с себя узы египетского рабства — ведь именно через омовение в древности получали свободу рабы. В иудаизме существовал обряд перехода язычников в иудаизм, включавший погружение в присутствии раввинов в «живую», т.е. холодную и проточную воду. Раввины полагали, что после этого обряда «прозелит подобен новорожденному ребенку», поскольку его жизнь обретает совершенно новое качество.
Перед свадьбой ритуальное омовение совершала невеста, готовясь к радостной встрече жениха, и именно этот образ использует апостол Павел, применяя его к отношениям Христа и Церкви (Еф. 5, 26). Наконец, пророки провозглашали эсхатологическое очищение как начало новой жизни человека с Богом: «И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, и узнают народы, что я Господь... И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших... И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам... И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом» (Иез. 36,
В греко-римской религии также присутствовала идея прощения грехов и нового рождения, связанного с ритуальными омовениями. Тертуллиан в III веке говорил, что «язычники повсеместно очищают селения, дома, храмы и целые города, обнося вокруг них воду и окропляя ею. И во время праздника Аполлона и Элевсинских мистерий они совершают омовение, веря, что делают это для рождения к новой жизни и освобождения от наказания за свое вероломство». Однако многие античные авторы предостерегали от формального подхода к этим обрядам, если их не сопровождало внутреннее перерождение: «Глупец, кто думает, что тяжкий грех убийства очищен может быть речной водой» (Овидий).
Омовение было так важно в деятельности Иоанна, что современники дали ему прозвище «Креститель», так называли его друзья и враги. Он проповедует в пустыне и крестит в водах Иордана. В центре его проповеди — призыв к покаянию, обращению (μετάνοια), изменению образа мысли и жизни перед лицом грядущего Бога. Принимающий этот призыв должен был исповедать свои грехи, отречься от ветхого бытия, изменить свои отношения с Богом и ближними. «Я крещу вас в воде в покаяние» (Мф. 3, 11) — водный обряд, хорошо понятный современникам, был видимым знаком этого изменения. Эти последние слова Ветхого Завета, звучащие на заре Евангелия, только подчеркивают временный характер деятельности Иоанна: он — Предтеча, готовящий к мессианскому крещению Духом Святым, которое в день Пятидесятницы начнет новое бытие христианской Церкви.