Владыка с бензопилой и общее дело
СУББОТНИКИ. НАЧАЛО
В прошлом году руководитель социального отдела епархии иерей Тимофей Смирнов организовал коллективную уборку территории храма святого Георгия Победоносца в селе Ратчино. Эта затея понравилась епископу Гатчинскому и Лужскому Митрофану, и он предложил проводить подобные мероприятия на уровне епархии. Когда выбран объект, где будет проводиться субботник, и дата, по всем приходам Гатчинской епархии рассылаются приглашения потрудиться, а священники доносят новость до прихожан. Не последнюю роль в наборе волонтеров играют и социальные сети.
В этот раз рабочей площадкой был выбран Пятогорский Богородицкий женский монастырь (см. ВЖ, № 7-8, 2015). Он был построен в конце XIX века, и к 1917 году в нем проживали 48 монахинь и 184 послушницы. Имелось большое количество построек и внушительное хозяйство. В советское время монастырь был разграблен, монахи разогнаны, а здания превратились в руины. Сейчас, несмотря на усилия насельниц Феофании (Сметаниной) и Иоанны (Борисовой), а также регулярно приезжающих волонтеров, его состояние по-прежнему вызывает печаль об утраченном благолепии. Так что уборочный десант — в него вошли около пятидесяти самых разных людей во главе с епископом — был как нельзя кстати.
СИНТЕЗ ДОБРОГО
Пятогорский монастырь… Вся его территория заросла молодыми деревьями, каменная стена наполовину развалилась, повсюду валяются кирпичи, на участке ветшают несколько бесхозных сараев. Всё это требовало рабочих рук — эти руки прибыли и принялись рубить, таскать, разбирать и чистить. Участники мало разговаривали и казались очень вовлеченными в процесс. Хотя матушка Феофания время от времени прибегала с кухни и давала указания, было видно: все четко знают, что от них требуется и что нужно делать. Юлия Чистякова, прихожанкахрама Рождества Пресвятой Богородицы в Рождествено, возится с грядками. Протоиерей Владимир Глазунов, клирик храма великомученика Пантелеимона в Сосновом Бору, помогает разбирать старый сарай. Сам владыка Митрофан бензопилой «Штиль» валит деревья.
— Очень вдохновляет, когда на субботник приезжает архиерей, — говорит прихожанка храма Святой Троицы в деревне Гора-Валдай Юлия Тахтарова. — Он подает пример, не гнушается черной работы и трудится наравне со всеми. Благодаря владыке и сегодняшнему дню мы теперь знаем об этом месте. Будем снова и снова приезжать и помогать.
— Субботник — это же прекрасно! Он объединяет людей. А когда рядом архиерей, то и в духовном плане, — улыбается руководитель информационного отдела Гатчинской епархии Николай Безуглов. — Вот такой у нас синтез доброго.
Любопытный эффект: горожане, которые только что были очень разобщены — студент, клирик, пенсионер, бухгалтер строительной фирмы, даже депутат (нашелся один) — все вдруг стали необезличенно равны. Неважно, кто ты по статусу, важно, что ты делаешь: носишь ли ты кирпичи или помогаешь готовить, жжешь костер или рубишь ветки. На субботник приехали журналисты телеканалов «Союз» и «Петербург», и мы вместе пытались добиться от волонтеров хоть каких-то комментариев. Они говорили неохотно и явно недопонимали, что тут еще нужно объяснять. Ведь всё очень просто: есть работа, которую нужно сделать, и они её делают.
КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ
— Год назад мы с клубом решили съездить в Пятогорский монастырь: посмотреть, чем-то помочь, — рассказывает один из волонтеров, член гатчинского молодежного клуба «Покров» Святослав Иванов. — И так мы хорошо поработали, так подружились, что теперь наведываемся сюда каждую субботу. Стабильно приезжают 4–5 человек, иногда бывает до 20. Я не знаю, зачем стремятся сюда остальные, лично я — для души. Не побываешь тут — и потом всю неделю чувствуешь себя не очень хорошо. Тут разряжаешься, отлучаешься от городской суеты, от офисной работы, от каких-то проблем, которые кажутся значительными. Здесь всё это забывается в работе, в помощи другому.
Впрочем, все, кто приехал на архиерейский субботник, сделали это потому, что их душа требовала осмысленного труда. Маркс писал о том, что именно труд создал человека, что он является главной силой, движущей человека вперед, к высшему счастью. Прав ли он? Лишь отчасти.
— Я люблю труд сам по себе, — говорит владыка Митрофан. — Да и многие архиереи предпочитают грубую работу — просто об этом не знает никто. Но дело не только в наших вкусах. Труд неразрывно связан с верой, и мы находим этому множество подтверждений в Священном Писании. В западных Церквах, среди протестантов, есть взгляды, что достаточно верить, и ты спасешься. Но вера без дел, как учит апостол Иаков, мертва (Иак. 2, 26). И дела без веры тоже не способствуют спасению. Это два неотъемлемых компонента в жизни человека — вера и добрые дела. Труд сам по себе может быть разным. Сегодня мы работали ради благоустроения женского монастыря. Но ведь можно трудиться над каким-нибудь преступлением — вроде бы тоже труд.
А вот матушка Феофания сравнивает труд с четками:
— Мы ведь не прилагаем к нему сердца, — говорит она. — Особенно если он однообразный. Да в сущности, однообразен любой труд. Он просто помогает молиться. Меня больше всего вдохновляет, что мы можем собраться и вместе поработать во славу Божию. Поэтому субботник я бы оценила не столько объемом работы, которая проведена, сколько объемом единодушия, — размышляет монахиня Феофания.
Я, слушая владыку и матушку Феофанию, вспомнил блаженного Августина, который утверждал, что труд сам по себе присущ граду земному и совершается сам для себя. А труд в единении с верой обращен к Граду Божиему и совершается во имя Бога и во имя любви.
Справка
Этот архиерейский субботник — уже третий по счету. Первые два прошли в Иоанно-Богословском Череменецком монастыре 11 февраля и 20 мая этого года. Каждый раз участие в уборке принимали священники и миряне со всей епархии.СЛОВА, СЛОВА…
Многих, да и меня самого, больше всего смущает само слово «субботник», отсылающее к совсем другой эпохе. Так ли это плохо? Наверно, нет. Ведь совместный труд — это универсальная форма человеческого взаимодействия, а лексическое оформление — вторично.
— Я на субботники в СССР ходила постоянно, я и комсомолкой была, — вспоминает Юлия Тахтарова. — Они воспринимались как труд за идею, мы же верили в идею коммунизма, в нас это воспитывалось. А сейчас мы вместе трудимся радиГоспода, помогая возрождать монастырь. Думаете, дома у нас труда мало? Мы от труда для себя сбежали к труду совместному.
Но вот владыке Митрофану слово не нравится:
— Над названием надо подумать, — говорит он. — Мы искали, как назывались такие мероприятия в дореволюционной России, но пока не нашли. «Воскресник» — как-то некрасиво; соработничество, сотрудничество — тоже не то. Трудничество? Ну нет, какой-то средний род. Впрочем, главное — определить на епархиальном совете, куда поехать дальше. Тут важен объем работы — чтобы не приехали сто человек и не выполнили всю работу за час. Будем трудиться, чтобы наша епархия стала краше, а христиане гатчинских приходов — ближе друг другу. Наверное, в этом смысл наших субботников.