Вестники Слова
Май и летние месяцы богаты на праздники: только отзвенит колоколами поздняя Пасха, как одна за другой последуют другие знаменательные для Русской Православной Церкви даты. Среди них хотелось бы особо отметить одну: день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских.
Раздел: Дошкольное богословие
Журнал: № 5 (май) 2013Авторы: Анна Кузьмина, Ирина Четырбок Иллюстратор: Наталья Пучкова Опубликовано: 7 июня 2013
Май и летние месяцы богаты на праздники: только отзвенит колоколами поздняя Пасха, как одна за другой последуют другие знаменательные для Русской Православной Церкви даты. Среди них хотелось бы особо отметить одну: день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских.
Двое со свитками
Приготовьте для вступительной беседы с детьми икону святых Кирилла и Мефодия или ее репродукцию.
«Ребята, посмотрите, пожалуйста, на это изображение. Что это? Может, картина великого художника или иллюстрация к сказке? Верно, перед нами икона. Кого изображают на иконах? Конечно, святых. Как вы думаете, почему на этой иконе изображены сразу два человека? Наверное, они друзья или родственники. Как они одеты? Что держат в руках, и что это значит? Они держат в руках свитки (книги), на которых написаны буквы. Вам интересно узнать их историю?»
Для иллюстрирования рассказа можно использовать самодельные картинки: 1) морское побережье; 2) семь человечков‑братьев, выстроенных по росту; 3) Евангелие и т. п.
«Так вот, на этой иконе изображены святые братья Кирилл и Мефодий. Они родились давным-давно в далекой и жаркой Греции. В семье всего было семь сыновей, семь братьев. Старшего звали Мефодий, а самого младшего Кирилл. Мефодий и Кирилл вели благочестивую жизнь и занимались важным, особенным делом: они рассказывали о Боге, об Иисусе Христе другим народам. В том числе и нашим южным братьям — славянам. Несли свет Христов, то есть просвещали людей, поэтому теперь мы называем их просветителями.
Там, где они родились, церковные книги были написаны на греческом языке, и их нужно было перевести, чтобы те народы, которым братья несли слово Божие, их понимали, и записать, чтобы не забыли потом. Но у этих народов еще даже не было азбуки! Ни свои слова, ни предложения они не могли, не умели записать. Как вы думаете, что же Кирилл и Мефодий предприняли? Они сами придумали славянскую азбуку, то есть все наши буквы, а потом обучили славян читать и писать, используя эти буквы. Вы хотите увидеть чудесное изобретение братьев? (Покажите детям изображение русской азбуки — для начала выберите те образцы кириллического шрифта, где буквы легко узнаваемы, например, устав (не берите вязь — тут и взрослый не всегда быстро разберется!); покажите сразу же и современный алфавит.)
Вы узнали эти буквы, ребята? Именно их используем теперь мы с вами — ведь наш народ тоже славянский. Кирилл и Мефодий дали каждой букве свое имя: „А“ — аз, „Б“ — буки, „В“ — веди… На какое слово похожи названия первых букв „аз“ и „буки“? Конечно, на слово „азбука“»!
Веселое повторение
«Ребята, давайте попробуем сами придумать названия буквам! Вы заметили, что названия букв, придуманных святыми братьями, начинаются с самой буквы: „Г“ — глагол, „Ж“ — живете. А как назовете их вы?»
Раздайте детям заранее подготовленные листы бумаги формата А5 с написанной буквой, предложите ребятам нарисовать название, например, «Б» — рисуем булку, «К» — рисуем карету… Буквы можно выбрать наугад, можно дать детям листы с первой буквой их имен (повторения не страшны).
Когда все справятся, устройте выставку и попросите ребят пояснить, что и почему они нарисовали.
Для того, чтобы отдохнуть и размяться, можно устроить физминутку.
Попросите детей встать. «Дети, первая буква в алфавите — „А“. Когда я буду называть слова на эту букву, хлопайте в ладоши. А если слово начинается с другой буквы — руки на пояс и прыжок на месте». Помните, что дошколятам неизвестны способы проверки безударных гласных, поэтому не нужно предлагать им слова типа «окно», «огурец»… Чтобы не запутаться, произносите только слова на букву «А» и слова, начинающиеся с согласных.
Для чего нужны буквы
«Ребята, может кто-нибудь знает: для чего нужны буквы?
С помощью букв мы можем писать и читать. Вы уже умеете читать? Послушайте, пожалуйста, стихотворение Валентина Берестова.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
„Прочти, пожалуйста, прочти!“
Не надо умолять сестрицу:
„Ну, прочитай еще страницу“.
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Вы согласны с автором? Что можно читать? Письма, книги, газеты, журналы, вывески, афиши… Как же славяне жили до того, как Кирилл и Мефодий придумали для них буквы? Они всю информацию передавали устно, из уст в уста. Чтобы испечь пирог, нужно знать рецепт. Мы с вами можем найти его в книге и прочитать, а раньше для этого нужно было спросить кого-нибудь, например, бабушку. Бабушка-то старенькая, вдруг что-то забудет сказать, — и пирог у нас не получится. Конечно, удобнее и надежнее рецепт записать».
Чтобы показать детям, почему устное хранение информации уступает письменному, сыграйте с ними в «испорченный телефон».
«Дорогие ребята, вы поняли, какое важное дело сделали для нас братья Кирилл и Мефодий?! Буквы помогают нам читать, писать, общаться, узнавать много нового. Братья эти — великие просветители, святые. Первая книга, которую они написали, используя славянские буквы, была о Боге. Кирилл и Мефодий обучали людей грамоте, чтобы те могли читать о Боге, о добре, о молитве, о любви к ближнему. Книги тогда не печатали, а писали и переплетали вручную, их было очень мало, и каждая книга была драгоценность.
В те времена люди даже мыли руки, прежде чем взять книгу — такое уважение они к ней испытывали. И мы с вами знаем, как нужно обращаться с книгами. Давайте вместе вспомним эти правила: не мять, не рвать, не кидать книги, нельзя в них рисовать, пачкать их и т. д.»
Книжка своими руками
Предложите детям самим, без посторонней помощи, сделать закладку для книги (см. рисунок), но сначала расскажите, для чего она нужна, как ее использовать.
Если времени побольше, — можно предложить сделать мини-книгу в память о святых Кирилле и Мефодии. Для этого нужно взять плотные листы бумаги формата А5 и трафареты букв церковнославянского алфавита. В зависимости от количества детей и времени, отведенного для занятия, поручите каждому ребенку сделать книгу о 2–3 буквах. Слева можно расположить саму букву — большую, выразительную, а на правой странице разворота нарисуем, наклеим или обведем по контуру картинку с изображением предмета, явления или события на эту букву. Другой вариант: обвести и раскрасить первые буквы своего имени.
Страницы можно склеить в книгу или прошить нитками, получится почти настоящий переплет. Обложку тоже можно оформить по-разному: например, обернуть тканью или красивой фактурной бумагой. Можно подготовить трафареты с традиционными орнаментами, подобными тем, которые использовали на Руси для оформления рукописных книг.
«Ребята, 24 мая Церковь будет вспоминать святых Кирилла и Мефодия. Помните и вы, что они сделали для русского и всех славянских народов. И если у вас случаются трудности в учебе, не забывайте просить в молитве у Кирилла и Мефодия, просветителей и учителей, помощи и вразумления на все добрые дела!»
Путь к святости
Как дети понимают святость? Какого человека можно назвать святым? Попробуем задать этот вопрос детям. Возможно, вы услышите в ответ перечисление нужных качеств: добрый, хороший, любит Бога и людей, много трудится. Приложив эту мерку к себе, некоторые унывают. Попробуем же успокоить ребят, объяснить, что святость — это путь и труд, святой — такой же человек, как и мы, он мог и грешить, и ошибаться на разных этапах своего жизненного пути. Но не изменялся в стремлении к Богу, собираясь с силами и продолжая свой путь к Нему даже после больших ошибок. Совершая добрые дела, прощая своих обидчиков, прислушиваясь к просьбам родителей, стараясь делать все на совесть, мы по шажочку приближаемся к Богу. А для Господа нет маленьких дел. Любое бескорыстное служение Христа ради будет приближать нас к Нему. Очень хорош для объяснения этой темы рассказ Екатерины Каргановой «Как синичка волка спасла»: в нем на примере доброй, любящей и прощающей всех синички показано, как кто-то один своей бескорыстной добротой может сделать большое дело и помочь другим стать добрее.
Анна Кузьмина, Ирина Четырбок
иллюстрация: Наталья Пучкова