Вера в победу

К 80‑летию Великой Победы в Музее истории религии открылась выставка «Дни Победы нашей», посвященная выдающимся победам русского оружия и роли религии и веры в укреплении боевого духа. Более 130 экспонатов рассказывают о вере на вой­не и вкладе верующих в Победу. Мы беседуем с куратором выставки, старшим научным сотрудником музея Светланой Семёновой и искусствоведом Марией Люкшиной.
Личные вещи, находящиеся на письменном столе митрополита Алексия (Симанского) в его кабинете в Николо-Богоявленском морском соборе, и его келейная икона «Святой Николай Чудотворец»
Журнал: № 7-8 (июль-август) 2025Автор: Татьяна КириллинаФотограф: Андрей Петров Опубликовано: 27 июля 2025

Выставка проходит до 24 августа в выставочном зале № 2 (на 1-м этаже). Посещение — по общему входному билету в музей (с посещением постоянной экспозиции и других выставок) или по билету на выставку (без права посещения постоянной экспозиции и других временных выставок).


На колоннаде Казанского собора

Открывается экспозиция рассказом о выставке «Героическое прошлое русского народа и Отечественная вой­на советского народа против фашизма», которая начала работу 22 сентября 1941 года на колоннаде Казанского собора — картины и гравюры на щитах рассказывали о прошлых победах, и особое внимание уделялось победам над Германией.

— Выставка была организована сотрудниками Музея истории религии Георгием Петри и Фанни Красновец, которые, к сожалению, погибли в блокаду, — рассказывает Светлана Олеговна. — Щиты простояли до зимы. Вот на фотографии совсем молодые, практически мальчишки, ополченцы идут мимо собора и памятника Кутузову. Интересно, что скульптуры Кутузова и Барклая-де-­Толли специально не закрывали, как другие памятники, потому что около Казанского собора часто бойцы давали присягу.

— А в 1942 году, в октябре, открывается выставка в самом соборе, посвященная Отечественной вой­не 1812 года, — вступает в разговор Мария Анатольевна. — Музей должен был эвакуироваться, но экспонаты не успели вывезти, они находились в подвале. Многие сотрудники выехали, остался директор и сначала пятеро научных сотрудников, потом трое. Они сделали эту выставку, проводили экскурсии по собору. Особое значение имела могила Кутузова, возле которой воины давали клятвы защищать Отчизну.


Макет выставки на колоннаде Казанского собора в 1941 году
Макет выставки на колоннаде Казанского собора в 1941 году


Покров над Россией

Раздел, посвященный непосредственно Великой Отечественной вой­не, начинается с иконы Покрова Божией Матери. Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) в первый день вой­ны совершил Литургию в Богоявленском соборе и первый из официальных лиц, ещё до Молотова, обратился к народу.

— В этот день митрополит Сергий сказал, что Россия находится под покровом Божией Матери, и мы выстоим, — продолжает Светлана Семёнова. — Потом митрополит Алексий (Симанский) тоже говорил в своих посланиях, что Ленинград находится под покровом Богородицы. Поэтому мы разместили здесь образ Покрова Божией Матери, написанный Михаилом Нестеровым для Марфо-­Мариинской обители.

Протоиерей Вячеслав Харинов предоставил для выставки экспонаты из музея «Неизвестная незаконченная вой­на» при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице. Поисковики находили и находят множество крестиков, образков, нарисованных карандашом икон. Интересный экспонат — перископная труба с образом Божией Матери.
А из мемориальной экспозиции в Николо-­Богоявленском морском соборе на выставку переданы личные вещи митрополита Алексия (Симанского) — пресс-­папье, пресс для бумаг, настольное Распятие, — фотография его кабинета и стола, келейная икона Николая Чудотворца, с которой он ходил крестными ходами вокруг собора.

— Когда нам передали эту икону, мы решили её атрибутировать, — говорит Светлана Семёнова. — Наши реставраторы определили, что она написана в 1930‑е годы. Интересно, что написана на оргалите, то есть очень легкая. В книге Михаила Шкаровского есть сведения, что вокруг Никольского собора совершали крестные ходы с образами Богородицы «Знамение» и «Неопалимая Купина», но они большие и тяжелые, поэтому чаще ходили с этим образом Николая Чудотворца. Наш реставратор Анатолий Агарков рассказал очень интересную историю. Его дядя Евгений Раздольский в годы вой­ны служил в Ленинграде в морской пехоте и был капитан-­лейтенантом. Он вспоминал, что когда в 1944 году их подразделение шло мимо Никольского собора, все встали на колени, верующие и неверующие, вышел священник с иконой — вполне возможно, с этой, — совершил молебен, благословил. Реальное свидетельство очевидца, что на вой­не был всплеск веры, это не фантазия.

Храмы во время богослужений были переполнены, о чем свидетельствуют фотографии. На Пасху 1942 года в Богоявленский Елоховский собор в Москве пришли шесть с половиной тысяч человек, невозможно было даже перекреститься. Во время Великого поста в тот же год служба начиналась в полседьмого, а заканчивалась в четыре-пять вечера — так много было желающих исповедоваться и причаститься.


Ополченцы идут на фронт от Казанского собора
Ополченцы идут на фронт от Казанского собора


Святые на вой­не

Многие подвижники веры, жившие во время Великой Отечественной вой­ны, прославлены в лике святых: преподобный Серафим Вырицкий, святитель Лука Крымский, блаженная Матрона…

— Они много сделали для Победы, молились за нашу страну, — говорит Светлана Семёнова. — А архиепископ Лука (Вой­но-­Ясенецкий) — вообще уникальнейшая личность. Его «Очерки гнойной хирургии» были закончены в 1934 году, когда ещё не было антибиотиков, это удивительный по глубине проработки материала труд. Хотя пенициллин в 1942 году изобрели и начали его массово выпускать, всё равно его не хватало. Но любой хирург в полевых условиях или в госпитале, прочитав эту книгу, имел больше шансов, сделав операцию, спасти ноги-руки солдатам.

— Епископ Лука к тому же писал статьи для «Журнала Московской Патриархии», который стал издаваться в 1943 году, после знаменитой встречи Сталина с церковными иерархами, — дополняет Мария Люкшина. — Здесь экземпляр журнала с его статьей «Праведный суд народа».


Светлана Семёнова и Мария Люкшина на экспозиции
Светлана Семёнова и Мария Люкшина на экспозиции


Священники на вой­не

Православные иерархи писали послания не только для граждан, находившихся в тылу, но и для тех, кто находится на оккупированной территории. Многие священники помогали партизанам. Об этих священнослужителях, многие из которых не боялись открыто призывать к борьбе с захватчиками, рассказывает отдельный стенд. Большой раздел посвящен воинам, которые позже стали священниками.

— Святейший Патриарх Пимен уже был монахом и священником перед Великой Отечественной вой­ной, потом ему пришлось пойти в армию, и когда началась вой­на, он стал младшим офицером, — рассказывает Светлана Семёнова. — Он очень мало рассказывал, но, тем не менее, его воспоминания остались. В полку, где он служил, знали, что он священник. Однажды, когда они попали в окружение, все стали обращаться к нему с просьбой помолиться. Он достал иконку Божией Матери, стал молиться и увидел, что по тропинке идет женщина в черном одеянии и плачет. Он подошел спросить почему, а она говорит: «Идите по этой тропинке», — и они из окружения вышли. Другое его воспоминание: ему нужно было донесение в штаб отнести. Был уже поздний вечер, он очень устал, сел на лошадь и задремал. Когда он в штаб приехал, его спросили: «А как ты сюда добрался?» — «Да вот, сел на лошадь и приехал». — «Тут же всё заминировано!» То есть лошадь сама шла и чудом не наступила ни на одну мину.
Рассказывает экспозиция и об архимандрите Алипии (Воронове), наместнике Псково-­Печерского монастыря. Он был художником, написал много картин, их приобрели в собрание многие музеи. Отец Алипий рассказывал, как после боя раненый лежал на поле, шли фашисты и добивали тех, кто ещё жив. Он притворился мертвым и дал себе зарок — если выживет, всю дальнейшую жизнь посвятит Богу. И его не заметили, прошли мимо.
Клирик нашей епархии протоиерей Иоанн Миронов воевал с 1944 года, когда ему исполнилось 18 лет, и был уверен, что его Господь спасет. Он отказывался снимать нательный крест, и даже политруки оставили его в покое. Завершает раздел история насельника Троице-­Сергиевой лавры архимандрита Михаила, в миру Виктора Фёдоровича Балаева — именно с ним связано создание иконы Одигитрии Вяземской-­Ратной.


Раздел выставки «Священники-ветераны». В центре — скульптура «Возвращение», автор Тарасий Трошин. Гипс тонированный. СПб, 2021 год
Раздел выставки «Священники-ветераны». В центре — скульптура «Возвращение», автор Тарасий Трошин. Гипс тонированный. СПб, 2021 год


Явления Богородицы

— Он в 1943 году освобождал Вязьму, и ему несколько однополчан рассказали историю Вяземского котла 1941 года, — продолжает Светлана Семёнова. — Вяземский котел — страшная страница Великой Отечественной вой­ны, в этом месте погибло и попало в плен много сотен тысяч наших солдат. Один из участников этих сражений в 1943‑м рассказал будущему архимандриту, что они попали в окружение — и вдруг увидели женщину в черном, которая шла поверх деревьев. Они пошли за ней и вышли из окружения. Они поняли, что это Божия Матерь. А когда сам Балаев освобождал Вязьму в 1943 году, их рота из ста человек должна была форсировать реку. На высоком берегу стоял храм, в нем фашисты устроили огневую точку и всех подчистую убивали. И он тогда себе дал зарок, что если останется жив, уйдет в монахи. Был март, тонкий лед, они побежали, и он уже на другом берегу обернулся… а в живых из ста человек остались только двое — он и ещё один, и вся река полна мертвыми телами. И это его воспоминание стало частью иконографии образа: мы видим Божию Матерь на облаке, и перед Ней две реки: одна река настоящая, синяя, а вторая — из человеческих душ. В 2000 году было принято решение на территории Вяземского котла строить монастырь, посвященный иконе Божией Матери «Одигитрия». И в 2002 году в Твери, в мастерской Котловых, на основе воспоминаний архимандрита Михаила и других ветеранов была написана эта икона, Вяземская-­Ратная, которая сейчас находится в Покровском соборе монастыря. Монастырь был открыт в 2014 году.


Икона «Архангел Михаил». Деталь походного иконостаса. Холст, масло. Россия, XIX век
Икона «Архангел Михаил». Деталь походного иконостаса. Холст, масло. Россия, XIX век


Ещё одно явление Божией Матери произошло в Кенигсберге. Икону об этом явлении написала художница Людмила Новихина, преподаватель Абрамцевского колледжа в Сергиево-­Посадском районе. Её духовник старец Наум (Байбородин) поручил ей написать икону «Кенигсбергское чудо». Она никогда икон до того не писала, брала уроки у иконописцев. Написав образ, показала старцу Науму, тому не понравилось. Он благословил её съездить в Кенигсберг. В поездке она нарисовала план города, посетила все музеи, прочитала много книг — и создала икону, которая на этот раз старцу понравилась. Потом она написала книгу «Кенигсбергское чудо» о работе над иконой.
Кенигсберг наши вой­ска взяли за четыре дня, хотя это город-­крепость, сердце Восточной Пруссии, 15 фортов, 3 линии обороны, железобетонные доты, 100‑тысячная армия генерала Отто фон Ляша. Гитлер приказал ни в коем случае Кенигсберг не сдавать. 6 апреля 1944 года по просьбе маршала Александра Василевского в штаб была привезена икона Казанской Божией Матери. А 7 апреля, в праздник Благовещения, Василевский, сын протоиерея, приглашает священников, которые совершают крестный ход с этой иконой. И пока шел крестный ход, фашисты перестали стрелять, — и наши вой­ска, воспользовавшись замешательством немцев, ворвались в город. Василевский пишет в своих воспоминаниях, что именно седьмого числа был самый удачный день штурма: они взяли 130 кварталов. Пленные немцы рассказывали, что им явилась Божия Матерь в том образе, в каком она запечатлена на очень почитаемой в Кенигсберге статуе Мадонны, и минут 15–20 у них не работало оружие: они стреляют, а ничего не происходит. И в немецких, и в польских газетах было опубликовано, что в Кенигсберге являлась Божия Матерь. На иконе, помимо образа Божией Матери, изображены Архангел Михаил, покровитель воинства, Архангел Гавриил, потому что это произошло в день Благовещения, священники, идущие крестным ходом, наша армия, можно увидеть маршала Александра Василевского и других военачальников. Людмила Новихина изучала оружие, изображала всё с документальной точностью.

Есть на выставке материалы, посвященные ещё двум явлениям Божией Матери — в Сталинграде и на Курской дуге. Эти образы запечатлены на знаменах, которые используются на СВО. Иконографию разработал Василий Нестеренко для главного храма Вооруженных Сил.
Сталинградская битва шла с лета по февраль, и, согласно свидетельствам очевидцев, 11 октября было явление Божией Матери, его видели солдаты армии маршала Василия Чуйкова. Был тяжелый бой, вдруг солдаты увидели высокую женщину. Линию, на которой Она стояла, невозможно было перейти, так как там была некая невидимая стена, фашисты тоже это видели и не стреляли.
Божия Матерь являлась в Сталинграде не один раз. Согласно документу, хранящемуся в Государственном архиве Российской Федерации, уполномоченный Совета по делам РПЦ при СНК СССР по УССР Павел Ходченко в переписке 1943–1944 годов доносит председателю этого Совета Георгию Карпову, что псаломщица одной из церквей Кировоградской области передала ему рассказ офицера воинской части армии Чуйкова, переведенной на Украину после Сталинграда. Офицер ей поведал, что он и многие солдаты видели в небе чудо, предвещающее разгром немцев. Ходченко жаловался, что люди верят в это чудо, пересказывают эти истории…
О явлении Божией Матери на Курской дуге во время Прохоровского сражения сохранилось тоже много рассказов. Сначала они ходили в самиздате, переписывались, перепечатывались на машинке, в 1990‑х годах были опубликованы.
Таким образом, на выставке представлены четыре образа явления Божией Матери во время Великой Отечественной вой­ны.


Знамя «Явление Богородицы в Сталинграде в 1942 году». Образ мозаичного панно из собора Воскресения Христова — главного храма Вооруженных Сил РФ. Василий Нестеренко. Ткань, печать. 2024 год
Знамя «Явление Богородицы в Сталинграде в 1942 году». Образ мозаичного панно из собора Воскресения Христова — главного храма Вооруженных Сил РФ. Василий Нестеренко. Ткань, печать. 2024 год


Небесные покровители Победы

Экспонируется на выставке и уникальная книга, созданная пять лет назад, к 75‑летию Победы, под руководством заслуженного художника России, почетного академика Российской академии художеств Юрия Люкшина — дети создавали работы, посвященные роли Русской Православной Церкви в Победе. Это совместный проект музея, СПбДА и епархиального совета по культуре.

— Мы старались рисовать только историю — меньше фантазии, больше истории, — говорит Мария Люкшина.

Необычайно важен для Великой Отечественной вой­ны был образ князя Александра Невского.

— В 1938 году Сергей Эйзенштейн снял фильм «Александр Невский», — говорит Светлана Семёнова. — Его дед по материнской линии Иван Конецкий родом из Новгородских земель. В Петербурге Конецкие жили у Александро-­Невской лавры, а прадед режиссера Алексей Патловский ранее участвовал в строительстве одного из храмов обители. Поэтому Александр Невский для него не совсем чужой святой. В фильме он, конечно, показывает его как воина. В Советском Союзе 5 апреля 1942 года праздновалось 700‑летие Ледового побоища, которое совпало с праздником Пасхи. Этот юбилей разгрома немецких вой­ск отмечался как всенародный праздник, выпускались значки, брошюрки, книжечки об Александре Невском. Это было важно для поднятия духа советского народа: как князь разбил немцев, так и Советский Союз должен их разбить. А вот очень интересный французский плакат начала 1940‑х годов, называется «Крестовый поход против большевизма»: 11 стран Европы по благословению пап Пия XI и Пия XII идут крестовым походом на русские земли. История повторяется…

С именем великомученика Георгия Победоносца тоже связан ряд чудесных совпадений.

— В 1945 году Пасха пришлась на 5 мая, 6 мая — день памяти святого Георгия Победоносца, в ночь с 8 на 9 мая маршал Георгий Жуков подписывает капитуляцию, — говорит Мария Люкшина. — Во время вой­ны орден святого Георгия ещё не был возобновлен, но появилась георгиевская ленточка — правда, она называлась тогда гвардейской, но цвета были те же. Гвардейская ленточка украшала орден Славы, медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной вой­не 1941–1945 гг.», самую массовую медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной вой­не 1941–1945 гг.» и другие. Георгий Жуков — участник Первой мировой вой­ны, он имел два Георгиевских креста, второй и третьей степени.

О религиозности маршала много написала его младшая дочь Мария, её книга «Маршал Жуков — мой отец» тоже представлена на выставке. Конечно, будучи советским военачальником, маршал свою религиозность скрывал, но остались свидетельства, что в 1920‑е годы он ездил к последнему старцу Оптиной пустыни Нектарию. Обитель уже была закрыта, Нектарий жил у одного селянина в Калужской области. Георгий Жуков дважды к нему приезжал тайно, оставался ночевать в домике.

— Людмила Новихина в своей книге пишет о беседе со схимонахиней Матроной из Хотьковского монастыря, которая была медсестрой на Белорусском фронте, — продолжает Светлана Семёнова. — Их госпиталь находился на территории монастыря. Монастырь, конечно, был закрыт, но храм действовал, и она была свидетелем, как приехали Жуков с Василевским, зашли в храм, Жуков перекрестился, приложился к иконе и говорит Василевскому: «Только ты никому не говори». Василевский также перекрестился, приложился и сказал: «И ты тоже никому не говори». Поэтому промыслительно, что Сталин отказался командовать Парадом Победы, а командовал Жуков: Сталину было уже трудно сидеть на коне, а Ж­уков-то — из кавалеристов. Важно, что во время Парада Победы на трибуне присутствовали Патриарх Алексий I и другие представители духовенства. Так что завершаем мы выставку о роли духовенства в Великой Отечественной вой­не Парадом Победы. 


Скульптура «Святой благоверный князь Александр Невский», автор Альберт Чаркин (1937–2017). Гипс тонированный. Модель памятника великому князю Александру Невскому на площади Александра Невского. СПб, 2001 год. На фоне: плакат «Великий крестовый поход против большевиков». Франция, начало 1940-х гг. Цифровая копия
Скульптура «Святой благоверный князь Александр Невский», автор Альберт Чаркин (1937–2017). Гипс тонированный. Модель памятника великому князю Александру Невскому на площади Александра Невского. СПб, 2001 год. На фоне: плакат «Великий крестовый поход против большевиков». Франция, начало 1940-х гг. Цифровая копия

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"