"Вера и свет" меняет жизнь. Община для людей с ментальными ограничениями
ФРАНЦУЗСКИЙ «КОВЧЕГ»
Начало всему положил человек, которого не назовешь простым. Он родился в семье дипломата в Женеве, в 1928 году. В юности стал морским офицером, служил в Британском, затем Канадском флоте. Чуть позже переквалифицировался в исследователя и преподавателя философии. А в возрасте 36 лет вновь радикально поменял жизнь: взял из интерната двух умственно отсталых мужчин и поселился с ними в небольшой деревне под Парижем. Деревня называется Троли, мужчин звали Рафаэль и Филипп, а самого отставного офицера-философа — Жан Ванье. Сейчас он известен во всем мире. Еще бы, человек, который был воплощением силы и ума, в конечном итоге сделал свой выбор в пользу слабых и умственно отсталых. Он не мог не привлечь внимания. Дело, которое он начал, получило признание, уважение среди людей, многие пошли по его пути.
Важную роль в жизни Жана Ванье, а особенно в его выборе, сыграл его духовный наставник, священник и монах Тома Филипп. Именно он однажды привел Жана в интернат, подопечных которого окормлял. Через некоторое время к Жану Ванье присоединились добровольцы. А дом, где все они вместе живут, назвали «Ковчегом». Сейчас такие дома существуют в нескольких десятках стран на разных континентах.
ВЕРА И СВЕТ
К сожалению, в России нет «Ковчега». Но, раз нет возможности жить с ребятами — так их называют, избегая слов «инвалид» или «умственно отсталый», — с ними, к счастью, можно встречаться, проводить время, делить жизнь. Группа, объединяющая семьи с ребятами и их друзей, получила название «Вера и свет». Насколько изолированными чувствовали себя такие семьи, прекрасно иллюстрирует история зарождения движения.
В середине XX века одна французская семья с двумя особыми сыновьями-колясочниками отправилась в паломничество в Лурд. В гостинице их просили спускаться к столу, когда остальные постояльцы пообедают. А в само место паломничества приходить, когда все остальные его уже посетили. После такого приема в христианском месте семья обратилась за утешением и советом к Жану Ванье, деятельность которого была уже известна. Возникла идея — вернуться в Лурд, пригласив туда как можно больше семей с такими детьми. Подготовка паломничества заняла три года. Когда город узнал о надвигающемся событии, он принял ответные меры. Многие жители просто на время уехали, отряды полиции были усилены, а вдоль реки поставили водолазов, видимо, ожидая, что ребята начнут в нее прыгать. Всё закончилось благополучно. Но стало очевидно: не дожидаясь, пока общество взглянет на особых людей по-другому, семьям с ребятами нужно опираться друг на друга, находить единомышленников и жить настолько полноценной жизнью, насколько это возможно.
В ПЕТЕРБУРГЕ
В России движение «Вера и свет» появилось в 1990 году. А годом начала его деятельности в Санкт-Петербурге принято считать 2003 год, когда появилась первая община «Верные друзья». Сейчас таких общин в городе четыре. Каждая из них носит поэтичное название, нередко — придуманное кем-то из ребят. При храме святых апостолов Петра и Павла в университете имени Герцена собираются общины «Фонтанка» и «Дети дождя», при соборе Феодоровской иконы Божией Матери — недавно образованная община «Солнечная горка», при храме святого Антония Падуанского во францисканском монастыре — упомянутые «Верные друзья». В каждой из них от 12 человек и более. Встречи проходят обычно раз в три недели. Раз в месяц все собираются на Божественную литургию.
Мария Есина, педагог-дефектолог, узнала о движении «Вера и свет» из статьи в интернете.
— Конечно, идти на встречу в первый раз было страшно. Я не знала, что меня ждет, — рассказывает она. — Помню этот дождливый день. Я так устала на работе. Мне открыл Андрюша. Он сразу предложил чаю, начал расспрашивать меня, интересоваться. Я вдруг воспрянула духом, мне стало уютно и хорошо.
Мария говорит, что «Вера и свет» — это не организация социального служения, где сильные помогают слабым. В каждой общине, как и в семье, самое главное — отношения между людьми. Иногда ребята дают друзьям больше тепла, заботы и внимания, а не наоборот.
— Поначалу я ходила на встречи из-за Андрюши, — продолжает Маша. — После третьего визита тебя спрашивают, хочешь ли ты стать другом. Я поняла, что хочу. А еще через некоторое время уже обнаружила себя ответственной за общину.
ВСТРЕЧА — ЧТЕНИЕ И ПРАЗДНИК
Ответственный — это тот, кто помогает координировать встречи. Его избирают интересным способом. После того как тайным голосованием выбраны кандидаты, каждого из них обсуждают в общем кругу. Так что в итоге решение более или менее общее, иногда даже единогласное.
Регулярные встречи каждой из общин — приблизительно раз в три недели — проходят по определенному порядку. Во-первых, каждая из них посвящена конкретной теме, например Рождеству, кресту, дружбе. Все сидят в кругу, ведущий говорит вводное слово. Как и детям, ребятам с ментальными особенностями бесполезно читать лекции, лучше задавать им наводящие вопросы, непосредственно включая их в обсуждение. Следующий этап — чтение Евангелия, после которого всем предлагается «прожить» отрывок, погрузиться в него, став героями прочитанного. Это тоже похоже на прием воскресной школы, когда дети разыгрывают какой-то евангельский сюжет. В этом «проживании» нет зрителей, задействованы все. Третья часть встречи — молитва со свечой. Её передают по кругу, молитвенно озвучивая прошение или благодарность. Если кто-то не умеет говорить или не хочет, он просто принимает свечу и передает её следующему, но всё равно участвует. И последняя часть — непосредственно обсуждение, обычно для него выбираются два вопроса по тематике встречи. Например, если речь о Крещении, то один из вопросов может быть такой: «Твое ощущение воды: что-то запомнилось из твоего Крещения, какую воду ты любишь?»
— Завершающий момент встречи мы называем праздником, — рассказывает Маша. — Мы делим трапезу, поздравляем кого-нибудь, у кого недавно был день рождения, поем песни.
ОТЕЦ ДИМИТРИЙ И МАКСИМ
Приходу храма святых апостолов Петра и Павла в университете имени Герцена социальное служение не внове. Уже на протяжении 16 лет при нем действует община глухих. Богослужения проходят с сурдопереводом, проводятся показы фильмов с субтитрами, священник и диакон владеют языком жестов, то есть имеют возможность непосредственно общаться с прихожанами.
— Наша приходская молодежная община «Агапа» три года назад стала искать себе новое социальное служение, — рассказывает настоятель храма иерей Димитрий Симонов. — Про движение «Вера и свет» нам рассказала Маша Есина, а также Тамара и её 26-летний сын с ментальными особенностями Максим.
Тамара и Максим знали отца Димитрия, еще когда он служил в храме Богоявления на Гутуевском острове. Затем его перевели в храм святых апостолов Петра и Павла. Однажды Тамара встретила священника в маршрутке.
— Как дела у Максима? — поинтересовался он.
— Максим сомневается, в какой храм нам теперь ходить.
— Передайте ему, что я буду его очень-очень ждать.
Тамара с Максимом приняли решение ходить на Литургию в храм святых апостолов Петра и Павла. И с тех пор не пропускают ни одну из них.
— Если Максим плохо себя чувствует и мне приходится ехать одной, то часто он все-таки не выдерживает и приезжает к чтению Евангелия, — рассказывает Тамара. — А если он или мы оба действительно серьезно приболели, то дома он всё время перечисляет, что сейчас происходит в храме: «Сейчас выносят Евангелие… Сейчас поют Херувимскую… Сейчас причащают».
— Когда отец Димитрий принимал решение взять на себя это служение, он говорил: «Я вижу, что я не один», — вспоминает Тамара. — А теперь мы не представляем петербургские общины без него. Он привнес в них новый дух, более глубокие отношения.
ПРИЗВАНЫ ВОЗРАСТАТЬ
В октябре 2016 года по ходатайству председателя отдела по церковной благотворительности и социальному служению протоиерея Николая Брындина митрополит Варсонофий назначил отца Димитрия Симонова духовником петербургских общин движения «Вера и свет».
— Для меня ценно то, что ребята здесь не воспринимаются как объекты помощи, — рассказывает священник. — Они чувствуют себя полноценными людьми, членами общины, могут быть такими, какие они есть. При этом мы не пытаемся сделать для них вхождение в Церковь более простым. У них, как и у нас, есть духовная жизнь, в которой, как и мы, они призваны возрастать.
Раз в месяц проходит Литургия, на которую собираются по возможности все православные члены общин движения «Вера и свет». Ребята участвуют в богослужении, поют те песнопения, которые знают, целование мира — приветствие троекратным целованием — происходит не только в алтаре, но и среди верующих в храме. Физический контакт помогает ребятам лучше переживать происходящее, служба проходит быстрее и динамичнее. Регулярны и паломнические поездки, например в Тихвин, в Гатчину. Сейчас готовится паломничество на Святую Землю.
— Часто приходит понимание, что это ребята нам нужны, а не мы им, — делится отец Димитрий. — Они помогают не забывать о Божественном принципе расстановки жизненных приоритетов. То, что важно для Бога — важнее, чем то, что важно веку сему. Общаясь с ребятами, нельзя спрятаться за славу, богатство, авторитет. Они ничего этого не видят и не ценят. У тебя не получится казаться, ты можешь быть только самим собой.
ВЫХОДНЫЕ В «КОВЧЕГЕ»
В большом деревянном доме среди заснеженных полей и перелесков в окрестностях Гатчины собрались представители всех четырех петербургских общин. Они проведут вместе выходные. Это выезд движения «Вера и свет», который очень напоминает «Ковчег», только на пару дней. Все вместе чистят картошку, обедают, гуляют, отдыхают, а вечером собираются в самой большой комнате дома. Жарко пылает камин. Наступило время праздника. Каждый подготовил для концерта свой номер или оказался вовлечен в него…
Все ребята выходят в центр. Остальным нужно угадать каждого из них по картинке, нарисованной кем-то из близких. «Скрипичный ключ» — это 47-летний Миша. Действительно, в течение вечера он несколько раз выступает с песнями Юрия Антонова. К сожалению, жизнь сложилась так, что Миша живет в интернате, но его мама, которая сейчас тоже здесь, забирает его каждые выходные и проводит с ним отпуск. «Театральная маска» — это Костя. На концерте он выступил в роли гнома-прислужника Белой Колдуньи в разыгранной сценке из «Хроник Нарнии» и в роли ослика в инсценированном стихотворении Саши Черного «Рождественское». Косте 44 года, после смерти бабушки он живет в квартире один и вполне справляется. Конечно, с помощью друзей из общины, которые периодически навещают его, чтобы помочь оплатить счета за квартиру, прибраться, да и просто заходят на чай. «Украшение» — это Маша. От нее совершенно невозможно оторвать глаз, она очень красива, благодаря врожденному чувству ритма и грации она чудесно танцует. На выезд Маша приехала с папой (к сожалению, отец рядом с особым ребенком в российской действительности — скорее исключение). «Лев» — это Егор, он производит впечатление мужественного и бесстрашного молодого человека, готового защитить маму и сестру, вместе с которыми он приехал.
ЖИЗНЬ МЕНЯЕТСЯ
Отец Димитрий участвует в процессе, а не контролирует-организует-руководит. Он здесь друг, хотя «официально» не является членом какой-нибудь общины, выполняя роль духовника всех общин. Зато друзьями одной из общин, а именно «Детей дождя», стали члены его семьи — матушка Светлана и дети: 12-летняя Мария, 10-летняя Елизавета и 6-летний Алексей.
— Я долго молился о каком-нибудь служении для своей семьи. И вот они включились, стали членами общины, по-настоящему подружились. Например, Маша дружит с 35-летней Викой, а Лёша прекрасно находит общий язык с Костей, — говорит отец Димитрий.
— Понятно, что если дети увидят на улице особенного человека, они не станут показывать на него пальцем. Но это самое малое из того, чему они учатся и что приобретают в этом служении и дружбе, — добавляет матушка Светлана.
В разговоре Андрюша несколько раз повторил, как изменилась его жизнь после знакомства с движением. Как много у него стало новых друзей, как он начал путешествовать, как рад, что в определенном смысле уже не зависит от родителей, потому что у него есть еще и друзья, которые о нем заботятся.
Интересно, что и в жизни Марии Есиной произошли большие изменения. Став ответственной общины, чуть позже она стала еще и мамой особого ребенка. Немногим больше года назад Маша взяла под опеку двухлетнего Мишу с синдромом Дауна.
Сейчас её сыну уже три года. В течение своей новой жизни он научился не только вставать и ползать, но и ходить, не только жевать твердую пищу и держать ложку, но и самостоятельно есть и пить из кружки. Он научился даже сам играть, и теперь не сидит растерянно среди игрушек, если с ним не играют. Теперь он умеет накормить игрушечного котенка и уложить его в кроватку, может поиграть с другими детьми, способен сделать еще множество разнообразных вещей. И как много еще достижений впереди!