Вера не только в победу
Виталий Петров родился 8 сентября 1984 г. в Выборге в семье будущего совладельца ОАО «Выборгский судостроительный завод» и других крупных региональных предприятий Александра Петрова. Именно машины из автомобильного парка отца стали для Виталия первыми. Профессиональная карьера началась с кубка «Ла ды», в котором гонщик выступал в 2001–2002 гг. После этого он участвовал в итальянской Формуле-Renault (2003–2004), российском чемпионате Lada Revolution (2004–2005), европейской Формуле-3000 (2003–2006) и ее преемнице GP2 (2006–2009). В 2010 г. Петров стал первым российским автогонщиком, когда-либо выступавшим в рамках чемпионата «Формулы-1» в качестве основного пилота. Также — первый российский пилот, оказавшийся на подиуме Гран-при «Формулы-1»: на гран- при Австралии 27 марта 2011 года он был третьим. С 31 января 2010 г. по 9 декабря 2011 г. — пилот команды «Renault». С 17 февраля 2012 г. по 1 февраля 2013-го — Caterham F1 Team. До 30 января 2015 года Виталий выступал в немецкой гоночной серии Deutsche Tourenwagen Masters.
Молитве время, тренировке час…
— Виталий, вы участвовали в заездах вместе с епископом Выборгским и Приозерским Игнатием и клириками Выборгской епархии. Как вы считаете, поддержка Церкви мотивирует спортсмена?
— Конечно, как без этого. Многие ребята на том заезде брали у меня автографы, но не меньше молодых людей подходили пообщаться к священникам и к самому епископу. Я был рядом с владыкой и слышал, что ребята задавали простые житейские вопросы. Да мне и самому было интересно. Знаете, здорово, что есть такие мероприятия, где молодые спортсмены могут прямо подойти к священнику — ведь пастырская поддержка всегда нужна, всегда есть какие-то темы, о которых хотелось бы поговорить запросто. А когда и как? То у тебя тренировка или соревнование, то у священника заботы о страждущих. Отец Дионисий Бунцев (клирик Выборгской епархии, настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены в Бернгардовке. — Прим. ред.) сказал, что самое важное в соревнованиях — дух православия: не самолюбивый, мирный. Действительно, на тех соревнованиях всех нас объединила мирная, но сильная наша вера. И владыка Игнатий как раз говорил, что веру сохраняют сильные люди.
— Сегодня многие «селебрити», включая спортсменов, декларируют себя православными, но только на уровне антуража: перекреститься перед выходом на ринг, поле или сцену. Успеваете ли вы жить церковной жизнью?
— Жизнью прихода — не успеваю, что делать. Много разъездов, тренировки и соревнования в разных странах, поэтому и молюсь, и приступаю к таинствам в разных православных храмах. Я только недавно стал больше читать духовную литературу, молиться. Казалось, времени не было, но на это всегда должно быть время. Раньше даже не постился, а сейчас стараюсь духовной жизнью больше заниматься. Молишься — всё происходящее не так нервно воспринимаешь, не бесишься из-за многого — доверяешь свое Богу. Молитва успокаивает, и тебя ставит на место, и дела по местам расставляет — так что начинаешь более ровно относиться к происходящему, а это очень важно.
— Вера помогает переживать победу, преодолевать поражение?
— Да, что говорить, у всех есть желание гордиться собой, своими умениями, успехами. Победа — это знак того, что ты приложил максимальные усилия, сделал всё правильно. И после победы ты помнишь, знаешь, что ведь молился. А если б не обратился к Богу? Кто знает, что было бы? Ну а поражение… что-то, значит, не доделал.
— Гран-при «Формулы-1» 2015 года проходил в разных странах. Вы обращали внимание на церковную жизнь в странах, где государственными религиями являются другие христианские конфессии?
— Честно — нет. Там дай Бог успеть свой-то, православный храм найти.
«Выборгская ракета»: старт
— Предмет особой радости петербуржцев-болельщиков «Формулы-1» — ваше прозвище «Выборгская ракета». Как оно появилось?
— Да это журналисты сами придумали! Я для этого ничего не делал. Конечно, такое прозвище радует. Напоминает о малой родине!
«Формула 1»
это чемпионат мира по кольцевым автогонкам, который разыгрывается ежегодно и состоит из этапов — Гран-при. По итогам каждого сезона определяются победители в личном и командном зачетах. Гонщику, занявшему первое место в личном зачете, присваивается титул чемпиона мира, а команде — Кубок конструкторов. Под названием «Формула-1» чемпионаты проводятся с 1950 г. За «Формулой-1» закрепились названия «королева автоспорта» или «королевские гонки». Это связано с тем, что «Формула-1» считается самой престижной гоночной серией в мире и вершиной карьеры для большинства автогонщиков.— Нет, не думаю, что особо отличается. Картингом я периодически балуюсь, он мне нравится. Вот, выиграл заезд с батюшками — взял свою «боевую форму», в которой я в соревнованиях участвую, и тоже решил никому не поддаваться.
— Часто ли вы бываете на своей малой родине, в Выборге? Есть здесь какие-то любимые места?
— Здесь чудесная природа — озера, леса, луга, — здесь легко дышится, в отличие от больших городов. Поездки — это интересно, но от них и устаешь. А в Выборге больше уединения, меньше «движухи». Раньше я постоянно ездил сюда на небольшой отдых, восстанавливаться. Сейчас отдыха становится всё меньше, так что бываю дома при необходимых семейных обстоятельствах и, конечно, провожу тут «отпускной» период.
— В 2010-м вы стали первым «боевым» пилотом «Формулы-1». Каким было отношение коллег-соперников?
— В «Формуле-1» национальность не имеет значения, так что все относились как к очередному «боевому товарищу». Что до российских пилотов — здесь тоже диссонансов никаких не было, это просто другой уровень, и мы со знакомыми спортсменами шли каждый по своим карьерным ступеням.
В июне 2015 года Виталий Петров принял участие в первых в России епархиальных молодежных соревнованиях по картингу. Он совершил заезд с епископом Выборгским и Приозерским Игнатием и священниками Выборгской епархии. Подобного рода заезд тоже состоялся впервые в России.
Спорт как аскеза
— Выплескивается ли в спорте агрессия? Может быть, из-за выхода адреналина спортсмены и становятся «самыми мирными людьми» — это не раз замечали журналисты?
— Имея в себе агрессию, ты проиграешь в любом виде спорта. Она скорее не выплескивается, а уходит во время тренировок, подготовки, работы над собой. Мирное устроение — это далеко не механический или физиологический процесс, а кропотливый труд. Во время самих соревнований агрессии быть просто не должно.
— Вы писали в своем блоге, что «оставляете все эмоции снаружи» болида — как вам это удается?
— Всегда на соревнованиях я прямо вставал на колени и молился. Понятно, что перед стартом нервничаешь, но эмоции во время молитвы уходят, она всегда дарит спокойствие, определенный настрой. Да и вне соревнований нужно трудиться над своим внутренним миром.
— В фильме «Малышка на миллион» есть такая мысль: «страсть не играет роли» в поединке. Ее можно соотнести с вашими рассуждениями в блоге о том, что на соревновании нужно сохранять голову холодной, даже если в жизни у человека вспыльчивый характер. Но тогда спорт оказывается почти аскетическим деланием?
— Что вы, не так велика моя духовная работа, чтобы суметь это сравнить. Но конечно, в спорте не должно быть ни ненависти, ни злорадства, ни гордости, а для этого надо отсекать многое в себе. Может быть, это и есть аскеза.
— Вообще, как гонщики психологически готовятся к заездам? Думаете ли о соперниках?
— У каждого своя подготовка. Трассу надо изучить и изучить других участников гонки, многое проанализировать. Потому и голова должна быть ясной, без эмоций, накатывающих волной и смывающих все усилия анализа. Нужно понять, как себя ведет соперник — посмотреть его заезды: какова манера вождения, как лучше его обгонять… Тут тоже не должно быть никакой агрессии, желания унизить соперника.
— Расскажите о командной работе на гонках. Подводя итоги Гран-при в Монако, вы рассказали, что Льюис Хэмилтон повел себя, как чемпион, не обвинив ни в чем команду. Как связан гонщик со своей командой?
— Вы проигрываете и выигрываете вместе. Заезд — это только верхушка айсберга, а пилот в болиде — лишь один из членов большой команды стратегов, тренеров, инженеров, механиков. Не только победа, само участие невозможно без полного состава — сам по себе ты никто, добиться в гонках чего-то можно только командой. Это поучительно и не позволяет так уж задирать нос.
О «формате общения»
— Не так давно Санкт-Петербургская епархия превратилась в митрополию, главой Выборгской епархии стал владыка Игнатий, председатель Синодального отдела по делам молодежи. Какова, на ваш взгляд, современная молодежь? Как ребята воспринимают спорт?
— Какова? Всё лучше и лучше! Всё больше ребят привлекает спорт, причем самые разные его виды. Многие «звезды» ведут здоровый, спортивный образ жизни, и молодежь тянется за их авторитетом. Для ребят ведь очень важно брать с кого-то пример. И такой образ жизни не должен проходить как одно из увлечений, но входить в привычку: мы, уже прошедшие определенный путь, должны в этом молодежи помогать.
— Как вы общаетесь с болельщиками, есть ли проблема «спортивного хулиганства»? Есть ли среди ваших болельщиков те, кто не только смотрит, но и занимается каким-то видом спорта?
— Есть те, которые всегда приезжают поддержать на соревнованиях, держат флаги, болеют. Есть даже такие, кто поздравляет со всеми праздниками. На мероприятиях я всегда уделяю время личному общению с ребятами — это приятно не только им, но и мне самому. Вот «спортивных хулиганов», к счастью, у нас не бывает. А пробует ли кто заниматься гонками или чем-то другим, не знаю. Из тех, с кем общаюсь, — разве что тоже на картах катаются.
— Как могла бы Церковь сотрудничать со спортивным сообществом в работе с молодежью?
— Давайте будем стараться делать мероприятия больше, масштабней и повторять их почаще! Я считаю, самое главное — у ребят есть возможность поговорить с владыкой и батюшками напрямую, спросить у них, для чего верить. Ведь некоторые пытаются верить, в церковь ходить, а семья их не поддерживает, при этом к священнику прямо в храме подойти боязно, там другой «формат общения». А на совместных мероприятиях, например, батюшки — в такой же форме, как каждый из ребят, — катаются на картах. И сразу видно, что подойти, поговорить о вере с ними можно запросто.