«Великопостные концерты» в марте
В очередной раз в Санкт-Петербурге пройдет цикл «Великопостных концертов», организованных «Академией православной музыки». Как и полагается во время Великого поста, в программе — только духовная музыка: и храмовая, и внебогослужебная.
Раздел: ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
02.03 в 20:00
Открывает мартовскую программу «Великопостных концертов» выступление Праздничного хора Минского Свято-Елисаветинского монастыря под управлением монахини Иулиании (Денисовой) в Большом зале филармонии.Сейчас есть немало монастырских хоров, которые звучат не хуже (а то и лучше), чем хоры консерваторий, театров и филармоний. Хор Минского Свято-Елисаветинского монастыря здесь не исключение, и всё же он не совсем такой, как другие. Хор не блещет мощным басовитым звучанием: в нем нет басов-профундо, — его звучание очень легко и виртуозно. Благодаря смешанному составу с небольшим преобладанием женских голосов тембр хора светлый, воздушный, а мастерство участников позволяет достигать филигранной тонкости звучания.
Изначально это был даже и не монастырский хор. Когда монахиня Иулиания (Денисова) была просто регентом и дирижером Ириной Денисовой, тот же состав пел под ее руководством в минском Свято-Петропавловском соборе. После пострига руководителя хора музыканты перешли под крыло Свято-Елисаветинского монастыря. Уже будучи клиросным, коллектив получил известность, а став Праздничным хором монастыря, стал еще активнее гастролировать (хотя основным его делом было и остается сопровождение богослужений).
На концерте 2 марта прозвучат великопостные песнопения и духовные стихи.
Русское церковное пение разнообразно. Если впервые зашедшему в храм человеку в нем слышится нечто одинаково благостное и протяжное, то со временем ухо начинает улавливать множество оттенков, настроений и даже стилей. Богородичные песнопения всегда звучат чуть иначе, чем песнопения, посвященные святым, музыка некоторых служб более сурова, а под пасхальные песнопения, бывает, хочется пуститься в пляс. В этом разнообразии музыка Великого поста — особое пространство: мир строгости, кристальной чистоты и глубины.
17.03 в 20:00
Также в Большом зале филармонии пройдет концерт «Путь ко Христу» (посвящение преподобномученице великой княгине Елисавете). В честь царственной преподобномученицы Московский Синодальный хор под руководством Алексея Пузакова исполнит распевы Супрасльского ирмология и партесные концерты.Супрасльский ирмологий — не совсем обычная рукопись. Эта созданная в 1598–1601 годах книга — единственный музыкальный кодекс своего времени, в котором песнопения записаны не крюковой нотацией, а современным пятилинейным способом.
Крюковые рукописи рубежа XVI–XVII веков не читаются нашими современниками или читаются только предположительно, а пятилинейная система абсолютно понятна — вот почему эта рукопись привлекает к себе столько внимания. Песнопения ирмология неоднократно исполнялись разными хорами и записывались на диски, но каждая новая интерпретация по-своему любопытна.
Кроме песнопений Супрасльского ирмология, на концерте прозвучат партесные концерты. Ранние партесные концерты — один из самых интересных, и, если честно, один из самых красивых стилей русского духовного пения.
Этот стиль возник на стыке двух совершенно разных музыкальных традиций. До середины XVI века во всех епархиях Русской Православной Церкви звучал средневековый монодический распев — строгий, одноголосный, мелодически богатый, но, с современной точки зрения, непростой в восприятии. Когда же упал очередной музыкальный «железный занавес» (а произошло это сначала на территории Великого княжества Литовского), музыканты начали осваивать западноевропейскую полифонию — стиль, гораздо более «удобный для ушей», колористически богатый и узорчатый. Как оказалось, оба направления прекрасно совмещаются, а древнерусские распевы после обработки в европейском ключе начинают играть совершенно новыми красками. В итоге этого творческого эксперимента родилась музыка необычной изысканности и красоты. Она и называется партесным пением.