Великопостные концерты в апреле
Пятый сезон ежегодных Великопостных концертов, организованных «Академией православной музыки», продолжится в апреле и завершится серией вечеров на Светлой седмице. По традиции концерты пройдут в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д.Шостаковича.
Раздел: День седьмой
Юрий Башмет
Поразительно о поражении
В воскресенье, 6 апреля состоится музыкальный вечер Алексея Рыбникова — народного артиста России, лауреата Государственной премии. В исполнении Симфонического оркестра Михайловского театра под управлением Михаила Татарникова прозвучат Шестая симония, симфоническая картина «Музыка Ликии» и концертное каприччио «Ночная песнь» для скрипки с оркестром. (Солист — лауреат Международного конкурса им. Никколо Паганини Иван Почекин.) Партии рояля и органа исполнит сам композитор.Алексей Рыбников
Широкой публике Алексей Рыбников больше знаком по музыке к мультфильмам и кинофильмам. Музыке настолько яркой, мелодичной и запоминающейся, что без нее трудно представить не только советский кинематограф после конца 60‑х, но и детство многих из нас. Кто же не помнит «Остров сокровищ» (1971), с его музыкой, проникнутой ностальгией по ушедшей юности? или «Усатого няня» (1977), мелодии из которого сейчас раздаются даже со звонков мобильных телефонов? или «Сказку о Звездном мальчике» (1983)?
Михаил Татаринов
Несмотря на то, что произведения Рыбникова сейчас звучат в исполнении лучших артистов и коллективов, далеко не каждый знает, что член Патриаршего совета по культуре Алексей Рыбников — ученик Арама Хачатуряна и выпускник Московской консерватории — автор больших академических сочинений: симфонических, камерных, хоровых. В этот вечер организаторы цикла Великопостных концертов представляют петербургской публике того Рыбникова, которого она знает мало.
В Шестой симфонии, носящей название Tenebrosa — «Симфония сумерек» — автор предстает перед нами трагичным, многозначительным пророком, способным не только завораживать своими мелодиями, но и, передав музыкой наступление зла, во всеуслышание объявить «о нашем поражении». В концертном каприччио для скрипки с оркестром «Ночная песнь» — созерцательным мечтателем и философом, рассуждающим о красоте и трагедиях этого мира. А в «Музыке Ликии», написанной в 2012 году в Турции, под впечатлением от древних мест, — своего рода музыкальным историком и реставратором, предпринявшим попытку заглянуть в прошлое, разгадать его тайны и представить, какой была утраченная музыкальная культура погибшего государства.
Чтоб песнопенье стало врачеваньем…
В свое время личность и творчество Альфреда Шнитке, чья музыка прозвучит в среду, 9 апреля, оценивались, мягко говоря, неоднозначно. Кто-то называл его одним из наиболее значительных музыкальных деятелей второй половины XX века, а кто-то вовсе не считал его композитором. Удостоенный Ленинской премии, он отказался от нее, потому что был верующим человеком, «а Ленин был атеистом». В марте 1990‑го в своем письме в комитет по Ленинским премиям он заявил, что фигура Ленина «диаметрально противоположна реальному историческому значению фигуры армянского монаха-мыслителя Григора Нарекаци, жившего тысячу лет тому назад и в „Книге скорби“ выразившего чисто христианские идеи». Поэтому принятие им премии было бы «проявлением соглашательского беспринципного отношения как к роли коммунистического вождя XX века, так и к роли христианского философа Х века».Именно на стихи Григора Нарекаци из «Книги скорбных песнопений» Альфред Шнитке в 1985 году написал свой «Концерт для смешанного хора в четырех частях», который прозвучит в исполнении камерного хора MusicAeterna Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского и хора Саратовского губернского театра хоровой музыки под управлением Теодора Курентзиса.
Теодор Курентзис
Для некоторых сочинений очень трудно подобрать эпитеты — все они кажутся неподходящими, тривиальными и недостаточно сильными и точными. Хоровой концерт Альфреда Шнитке принадлежит как раз к разряду таких произведений. Эта музыка очень понятна и в то же время сложна. Кажется, что композитор изобрел музыкальный язык эсперанто. Женские и мужские голоса настолько гармонично вписаны в партитуру, что составляют единый хоровой «организм» или голос. Может быть, это голос вселенной или голос Мировой души… Он говорит о величии Творца и призывает к покаянию стихами древнего христианского поэта, прозванного в монастыре «неусыпным» из-за своих ночных молитв. По сути эти стихи — поэтический аналог покаянного канона святого Андрея Критского. Во всяком случае, они не уступают ему ни по искренности, ни по силе воздействия, ни по красоте языка.
Сей труд, что начинал я с упованьем
И с Именем Твоим,
Ты заверши,
Чтоб песнопенье стало врачеваньем,
Целящим раны тела и души.
И если труд мой скромный
завершится
С Твоим благословением святым, —
Пусть Дух Господень в нем соединится
Со скудным вдохновением моим.
Тобой дарованное озаренье
Не погаси.
Мой разум не покинь,
Но вновь и вновь приемли восхваленья
От Твоего служителя. Аминь!
(Перевод Наума Гребнева)
Неудивительно, что Альфред Шнитке, выбиравший для своего творчества такие поэтические источники и ориентировавшийся в своей жизни на таких духовных личностей, имел мужество отказываться от сомнительных наград.
Миссионеры от музыки
Кульминацией цикла Великопостных концертов станет Литургия с крестным ходом по ее завершении. Она будет отслужена архиерейским чином в Вербное воскресенье, 13 апреля, в Исаакиевском соборе. В Литургии примут участие знаменитые певцы и коллективы: сербская певица Дивна Любоевич с хором «Мелоди», Грузинский хор мальчиков Bichebi, который впервые приедет на Великопостные сезоны, и Хор мальчиков хорового училища им. М. И. Глинки. Песнопения Евхаристического канона будут исполнены сводным хором всех певчих под руководством регента хора Свято-Данилова монастыря Георгия Сафонова.До революции на Руси высокий профессионализм певчих воспринимался как должное, а на клиросах практически не было «случайных» людей. Певчий — априори верующий христианин — мог всю жизнь петь в одном храме, совершенствовать свое мастерство, получать за это положенную плату и содержать на нее семью.
Сейчас ситуация иная… Тем отраднее сознавать, что «Академия православной музыки» предоставляет православным возможность помолиться на Литургии под прекрасное пение.
В каком-то смысле эту Литургию можно назвать музыкально-просветительской и многонациональной, ведь ее песнопения будут исполнены в различных певческих традициях и прозвучат не только на церковнославянском, но и на сербском и грузинском языках. Миссия любого церковного певчего состоит в том, чтобы донести живое слово до сердца каждого верующего, а пытливому слушателю дать образец грамотного молитвенного пения.
Великопостный цикл завершится на Светлой неделе, 25, 26 и 27 апреля. В эти дни, в форме открытых прослушиваний, пройдет финальный тур II Международного конкурса композиторов «Роман Сладкопевец», посвященного 700‑летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.
Работы на этот конкурс начали принимать еще в 2012 году. Никто не знал и не знает ни состава жюри, который полностью сменился после окончания первого тура, ни фамилий композиторов‑участников, по правилам конкурса присылавших свои партитуры под псевдонимами.
А о том, какие произведения прозвучат в эти три дня, известно лишь разучивающим их маститым коллективам: Московскому синодальному хору, Молодежному камерному хору филармонического общества Санкт-Петербурга, Хору Михайловского театра, Оперному хору театра Санкт-Петербургской консерватории и Государственному симфоническому оркестру «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета.
Мастерство этих коллективов служит нам залогом того, что публика не будет обманута в своих ожиданиях и откроет для себя новые имена достойных композиторов.
Светлана Никитина
Фото: Предоставлено «Академией православной музыки»