Валаамский «Титаник»
— Расскажите, пожалуйста, что это за судно такое — «Valamon Luostari»? Чем оно интересно?
— Судно было построено в 1862 году в Швеции для Морского картографического агентства и первоначально называлось «Густав Клинт». Затем корабль несколько раз менял владельцев и сменил название на «Хьелль», а в 1930 году Валаамский монастырь приобрел его для своих нужд у обанкротившихся предпринимателей из города Салми. Судно стало называться «Walamon Luostari» (по-фински — «Валаамский монастырь») и пополнило монастырский флот. Оно перевозило грузы и пассажиров по маршрутам Валаам–Лахденпохья и Валаам–Сортавала. С началом Советско-финляндской войны в 1939 году корабль был реквизирован ВМФ Финляндии. Финны использовали его в как транспортное судно, а когда закончилась навигация, поставили на зимовку в Никоновскую бухту. В январе 1940 года при бомбардировке архипелага советской авиацией одна из бомб попала в корму, и судно затонуло. По-видимому, это единственный корабль, погибший на Ладоге в ходе боевых действий 1939–1940 годов.
— Скажите, на какой глубине он залегает?
— Глубина, на которой стоит пароход, — где-то 7–8 метров. Небольшая. Стоит он абсолютно ровно. На Валааме в этом году стояла чудесная безветренная погода. Когда я погружался, то видел корабль своими глазами. Эмоции непередаваемые!
— Кто работает над проектом?
— Нашу команду составляют люди из разных городов, но все они объединены одним клубом подводного плавания, «Диво». Есть ребята из Воронежа и из Москвы, есть ребята и из Орла. Приезжать на Ладогу и проводить различные исследования уже стало доброй традицией нашего клуба. Исследованиями корабля мы занимаемся с 2019 года. Работаем по благословению наместника Валаамского монастыря архимандрита Панкратия (Жердева). За ходом работы с интересом следил почивший в прошлом году архимандрит Мефодий (Петров). Мы приходим на остров на собственном судне под названием «Дивный» — это такой катер, дайв-бот. В этом году участникам клуба удалось попасть в Финляндию в Нововалаамский монастырь, и его настоятель разрешил поработать с архивами. Нам удалось найти паспорт корабля, а также документы, которые были вывезены с Валаама в 1940-м. Финны их очень хорошо сохранили. Также в этом архиве нам удалось найти ряд фотографий затонувшего судна, которые в России еще не публиковались. На них виден и ряд предметов, которые мы подняли со дна: это и навигационные фонари, и кресты с мачты судна… Эти кресты были своего рода опознавательным знаком монастырского флота.
— Правда ли, что дайверам удалось исследовать корабль изнутри?
— Да, в этом году дайверы нашей экспедиции Алексей Петрыкин и Андрей Петров смогли проникнуть внутрь парохода. Они обнаружили, что деревянная обшивка корабля изнутри очень хорошо сохранилась, и даже увидели некоторые предметы мебели и интерьера: например, стол с резными ножками и стулья, которые, естественно, не стоят, а поломаны. Они обнаружили и старинный туалет — деревянную дырку в полу с крышкой, он остался со времен постройки корабля, с 1862 года. Как мы выяснили по документам, после капитального ремонта в 1931 году там были установлены более современные фарфоровые ватерклозеты, которые с помощью медных трубок были подключены к бачкам. То есть пароход сочетает элементы судна XIX века и более современные элементы. Например, мы достали с корабля подсвечник, керосиновую лампу и электрический светильник. По-видимому, системы освещения корабля дублировались. Кстати, удалось также найти электрическую лампочку в 110 вольт — это то напряжение, которое использовалось в электросети на корабле. Были найдены и остатки фарфоровой посуды с клеймами шведских и финских производителей. Удалось найти несколько обойм с патронами, финские патроны. Эта находка подтверждает тот факт, что во время Зимней войны «Walamon Luostari» был передан финскому военному ведомству и использовался для нужд военного флота. Предметы эти мы передали в музей Валаамского монастыря, и, я думаю, каждый паломник сможет увидеть их своими глазами.
— Интернет облетела фотография водолаза, который поднимает из глубины бутылочку с валаамским молоком…
— Действительно, на корабле удалось найти небольшие бутылочки с жидкостью белого цвета. Поначалу мы не знали, что это. Мы подняли несколько бутылочек, и некоторые были без пробки. Пробка была такая, как у винных бутылок, из коры пробкового дерева, и, возможно, когда дайверы поднимались, пробки просто вылетели из-за перепада давления. По запаху содержимое было такой молочной жирной жидкостью, что дало нам основание предположить, что это кефир или другой молочный продукт. Одну из бутылочек мы передали в Петербург для анализа и получили заключение, что да, это молочная жидкость с примесью этанола, то есть, по сути, скисшее молоко. Сначала мы думали, что на пароходе находится всего несколько бутылочек и что они оказались там случайно. Но на самом деле их на борту оказалось очень много. Возможно, это было молоко с монастырской молочной фермы. После того как корабль был реквизирован, финны его использовали как грузовое судно: возможно, на нем это молоко как раз и перевозили.
— Валам все-таки очень особое место — и Ладожское озеро, и архипелаг — с особым течением времени, благодаря которому ты что-то начинаешь понимать о себе, о своем месте в мире… С вами происходило что-то особое на Валааме?
— Валаам — это волшебное место, и с нами там тоже происходили чудеса. В одной из экспедиций, когда мы были на острове весной, накануне праздника перенесения мощей Николая Чудотворца, в Монастырской бухте мы нашли керамическую икону Святителя Николая. Кто-то может сказать, что это просто совпадение, но для братии монастыря это стало добрым знаком, и нам было разрешено поучаствовать в крестном ходе на воде на своем судне. И мы каждый год с тех пор участвуем в нем. Для меня, как для фотографа, каждый год Валаам открывается по-иному. Я всегда нахожу что-то новое и делаю замечательные фотографии — это, наверное, лучшие фотографии, которые у меня когда-либо получались. Думаю, что остров с его загадочной и волшебной природой особенно благоволит творческих людям, его тишина и красота помогает работать.
ВЫПИСКА ИЗ РЕЕСТРА СУДОВ
Судно KJELL зарегистрировано 16 июня 1908 года в реестре судов города Сортавала Великого княжества ФинляндскогоНазвание судна: WALAMON LUOSTARI (предыдущее KJELL)
Позывной: S.Q.D.H.
Время и место постройки: 1862 год, Стокгольм, Королевство Швеция.
Построен на судостроительной верфи Finnboda Механической мастерской Бергсунда (Bergsunds Mekaniska Verkstad)
Тип судна: товаро-пассажирский одновинтовой пароход
Длина корабля: 29,6 м Ширина: 4,8 м Высота: 2,8 м Объем судна: 238,9 м3
Проект поддержан Президентским фондом культурных инициатив.