В поисках идеальной деревни
Почти все туристические теплоходы, следующие по Волго-Балтийскому водному пути между Москвой и Санкт-Петербургом, делают остановку в деревне Верхние Мандроги. Она находится в Подпорожском районе Ленинградской области, на реке Свирь, соединяющей Ладожское и Онежское озера. Впрочем, за три-четыре часа (время стоянки теплохода) познакомиться с этой удивительной деревней невозможно. Требуется время, чтобы обойти многочисленные ремесленные мастерские и пообщаться с кузнецами, гончарами, кружевницами, мастерами плетения из бересты и специалистами по изготовлению пряников-козуль. Гостям предлагается отдых на природе, знакомство с традиционными промыслами и деревенским укладом жизни. Верхние Мандроги стремятся предстать идеальной русской деревней, чей образ как будто бы сошел со страниц глянцевых альбомов и путеводителей по России для иностранцев.
Почти все туристические теплоходы, следующие по Волго-Балтийскому водному пути между Москвой и Санкт-Петербургом, делают остановку в деревне Верхние Мандроги. Она находится в Подпорожском районе Ленинградской области, на реке Свирь, соединяющей Ладожское и Онежское озера. Впрочем, за три-четыре часа (время стоянки теплохода) познакомиться с этой удивительной деревней невозможно. Требуется время, чтобы обойти многочисленные ремесленные мастерские и пообщаться с кузнецами, гончарами, кружевницами, мастерами плетения из бересты и специалистами по изготовлению пряников-козуль. Гостям предлагается отдых на природе, знакомство с традиционными промыслами и деревенским укладом жизни. Верхние Мандроги стремятся предстать идеальной русской деревней, чей образ как будто бы сошел со страниц глянцевых альбомов и путеводителей по России для иностранцев.
Какой русский не любит быстрой езды!
Нашим гидом по Верхним Мандрогам любезно согласился стать начальник конюшни Владимир Тимофеев. В конюшне (одной из главных достопримечательностей деревни) содержится 18 лошадей различных пород. «Владимирский тяжеловоз, русский тяжеловоз, орловский рысак, тракенинская порода, ганноверская порода, торрийская порода, шетлендские пони…» — с гордостью перечисляет Владимир Ерофеевич. Летом здесь постоянно работают восемь человек, в остальное время справляются вчетвером. «Чтобы ухаживать за таким сравнительно небольшим табуном, достаточно одного конюха. Основная наша работа — не с лошадьми, а с посетителями», — рассказывает главный конюх Верхних Мандрог.
Гостей в конюшне действительно всегда много. Многих туристов привлекают поездки в экипажах. Некоторые берут уроки верховой езды и совершают прогулки верхом.
Здесь имеется четыре тарантаса и две телеги. Среди известных «пассажиров», которых Тимофеев катал в последнее время, лауреат Нобелевской премии академик Жорес Алфёров, футболист петербургского «Зенита» Андрей Аршавин и телевизионный ведущий Леонид Якубович.
В последнее в Верхние Мандроги стало приезжать все больше семей с детьми. Их привлекают не только лошади. В деревне местные жители держат коров, свиней, кур, разводят куропаток. «Дети часто спрашивают меня, можно ли покормить и погладить домашних животных. Некоторые даже хотят помочь в уборке хлева и конюшни. Конечно, эти пожелания легко осуществить…» — улыбается Тимофеев.
Владимир Ерофеевич переселился в Верхние Мандроги в 2004 году. Вся его жизнь связана с лошадьми. Родился в Пскове. Отец был мастером-наездником на городском ипподроме. Сын решил пойти по его стопам: получил профессию зооинженера и более двадцати лет работал на псковском ипподроме: мастером-наездником, бригадиром-наездником, начальником производственного отдела. Затем — руководил конным заводом в Лужском районе Ленинградской области. «К огромному сожалению, псковский ипподром прекратил свое существование, в конные заводы владельцы тоже не спешат вкладывать деньги… Вообще, по уровню развития коневодства, конного спорта и конного туризма Россия не на высоте».
В самих Верхних Мандрогах конюшня только недавно вышла на самоокупаемость. У Тимофеева большие планы: он планирует увеличить количество пони, на которых так любят кататься дети. Будут обновляться экипажи. Но самое большое желание начальника конюшни — организовать тройку с орловскими рысаками:
— Сейчас в зимнее время мы впрягаем в тройку владимирских тяжеловозов. Отличные лошади! Трудяги! Туристы очень довольны… Но скорости все-таки не хватает. Тройка орловских рысаков — совсем другое дело! Такая тройка не едет, а летит. Как сказано в «Мёртвых душах» Гоголя, какой русский не любит быстрой езды!..
Разрушение и возрождение
Тимофеев, также как и другие жители Верхних Мандрог, не любит, когда его деревню называют «туристической». «Деревня у нас самая настоящая, причем очень красивая. Можно сказать, что Верхние Мандроги — это попытка создать идеальную деревню, где процветают традиционные ремесла, где вольготно живется и людям, и животным… Хочется верить, что большинство российских деревень в будущем будут выглядеть так, как Верхние Мандроги», — философски замечает Владимир Ерофеевич.
История этого поселения такова. В течение столетий здесь наряду с русскими жили вепсы (представители небольшого финно-угорского народа). На вепсском языке «Мандроги» означает «Пороги». Кстати, соседняя деревня, тоже расположенная над Свирью, носит название Лаптевщина.
Названия не случайны. Триста лет назад Свирь была очень порожистой. Еще во времена Петра Первого в Верхних Мандрогах поселились лоцманы, умевшие проводить корабли по своенравной реке. В Лаптевщине же приходилось выгружать товар на берег, обувать лапти и перетаскивать груз на своих плечах.
В Верхних Мандрогах традиционно жили не только лоцманы, но и корабелы. Жители деревни работали на корабельной верфи в соседнем городке Лодейное Поле. И в самих Верхних Мандрогах местные умельцы-плотники строили и небольшие деревянные лодки, и внушительного размера шхуны.
Во время Великой Отечественной войны деревня была сожжена. После окончания войны местные жители сюда уже не вернулись: в тяжелые послевоенные годы легче было выживать в больших городах, где была работа. Кто-то направился в Ленинград, нуждавшийся в большом количестве рабочих рук. Кто-то нашел свое место в районном центре Подпорожье.
В этом плане судьба Верхних Мандрог, к сожалению, не уникальна. В годы минувшей войны Подпорожский район лишился многих сельских поселений. Сначала они фактически перестали существовать. Потом сведения о них исчезли из карт, справочников и прочих официальных документов.
В 1996 году по инициативе и при активной финансовой и организационной поддержке петербургского предпринимателя и мецената Сергея Гутцайта началось возрождение Верхних Мандрог. Мастеров-ремесленников Сергей Эдуардович собирал со всей России. Наиболее известный из них, до сих пор живущий в деревне, — Юрий Ильич Гусев. Именно благодаря его таланту и трудолюбию большинство здешних строений украшены кружевной резьбой.
21 декабря 1999 года тогдашний председатель правительства РФ В.В. Путин подписал правительственное постановление «о присвоении наименования «Верхние Мандроги» деревне, расположенной в Подпорожском районе Ленинградской области». Этот день считается днем второго рождения деревни. Топоним «Верхние Мандроги» официально вернулся на российские и международные карты.
В первые годы туристы здесь предпочитали не останавливаться. Для знакомства с деревней им было вполне достаточно трех-четырех часов — времени стоянки круизных судов. Но Верхние Мандроги расширялись, благоустраивались. Были построены деревянные чудо-терема, напоминающие боярские резиденции XVII века, а также более скромные, но тоже очень живописные избы. Все строения срублены тщательно, на совесть. Потом к ним присоединились и деревянные избы, а также хозяйственные постройки XIX века, перевезенные из Архангельской и Вологодской областей. Настоящий музей под открытым небом!
Живые ремесла
Сейчас в Верхних Мандрогах постоянно проживает более ста человек. Есть своя школа, детский сад, магазин, почта. Еще около двухсот человек во время навигации ежедневно приезжают сюда на работу.
В некоторых из изб разместились ремесленные мастерские. Здесь работают кузнецы, гончары, ткачихи, берестянщики, ювелиры, кружевницы… В каждую мастерскую можно зайти, поговорить с умельцем, понаблюдать за его работой и самому попробовать себя в его роли.
Большой популярностью у детей и взрослых пользуются мастер-классы кондитера Евгения Мещерякова. Он учит создавать настоящие скульптуры из карамельной массы. Не может пожаловаться на недостаток внимания и берестянщик Сергей Канашев. Он владеет искусством создания самых разнообразных предметов: солонок, лаптей, туесков, детских игрушек… Но больше всего туристов завораживают берестяные розы. Многие хотят научиться делать такие же.
Не менее известны в Верхних Мандрогах и розы, которые рождаются в кузнице Сергея Дружинина. Когда Сергей достает из горна пылающий цветок и кладет его на наковальню, десятки посетителей тут же начинают щелкать фотоаппаратами. Потом Сергей обнаруживает свои портреты в блогах и социальных сетях. «Не скрою, такая известность довольно приятна. Можно себя почувствовать почти звездой», — с улыбкой рассказывает молодой мастер.
Кроме мастерских, интересных и большим, и маленьким, есть развлечения и специально для детей. Поляна сказок — парк деревянной скульптуры, где представлены герои поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: Руслан, Людмила, Черномор, русалка, царевна с серым волком и т. д. Рядом расположился мини-зоопарк, который одновременно служит приютом для животных и птиц, пострадавших от рук человека: раненных охотниками, попавших под колеса транспорта и т. д. Выздоровевших и подготовленных к самостоятельной жизни особей вновь выпускают в дикую природу. Недавно свободу обрели четыре енотовидные собаки, четыре совы и несколько других покалеченных и вылеченных зверей и птиц.
С молитвой и смирением
Среди прочих, в Верхних Мандрогах есть и иконописная мастерская. В ней работают два иконописца: Антон Леухин и Ольга Заякина. Наша беседа с Ольгой Заякиной, выпускницей Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица и активной прихожанкой собора Феодоровской иконы Божией Матери, продолжалась несколько часов. Так же, как и начальник конюшни Владимир Тимофеев, Ольга решительно возражала против обозначения Верхних Мандрог как «туристической деревни»:
— Это журналистский штамп, который кочует из публикации в публикацию и не имеет ничего общего с действительностью, — считает Ольга. — Да, люди, живущие здесь, зарабатывают, в основном, с помощью туристов. Но идея Верхних Мандрог состоит совсем не в том, чтобы просто развлекать приезжих гостей… Здесь накоплен уникальный опыт возрождения российской деревни. Очень хотелось бы, чтобы этот опыт перенимался и развивался, чтобы таких деревень становилось больше.
Ольга видит свою роль в Верхних Мандрогах не только в качестве иконописца, но и проповедника: «Чтобы писать иконы, мне нужно молиться. Необходимо регулярно причащаться, исповедоваться. И всем людям, которые приходят в иконную мастерскую, я стараюсь с молитвой и смирением нести Слово Божие».
Вместе с тем Ольга не возражает, если ее иконы приобретут люди, не находящиеся в лоне православия, в том числе и представители других конфессий. «Нет ничего плохого в том, что православная иконная икона окажется в доме мусульманина или буддиста. Это никак не противоречит христианским принципам и канонам, — говорит она. — Важно только, чтобы человек понимал, что в его руках находится предмет культа… Поэтому даже неверующим людям необходимо относиться к иконам с уважением и почтением».
Ольга считает, что без иконописной мастерской из деревни исчезнет ее душа. В ближайшем будущем в Верхних Мандрогах должен появиться свой храм. Сюда хотят перевезти деревянную церковь из одной заброшенной, обезлюдевшей деревни в Архангельской области.
Илья Бруштейн
Фото автора и из частных архивов жителей деревни Верхние Мандроги