В память о семеновцах
ВТОРАЯ ЖИЗНЬ
Реальная надежда на возрождение собора появилась совсем недавно.
В 2012 году в Санкт-Петербург из Алтайской епархии был переведен протоиерей Михаил Погиблов. На Алтае отец Михаил с 1994 года окормлял дивизию ракетных войск стратегического назначения и бригаду железнодорожных войск, открывал молитвенные комнаты, а где было возможно, строил храмы. С 2004 по 2011 год так и вовсе нес послушание председателя Военного отдела в Барнаульской и Алтайской епархии. Поэтому, попав в Санкт-Петербургскую епархию и став штатным священником Воскресенского храма (у Варшавского вокзала), отец Михаил предложил благочинному Адмиралтейского округа (тогда им был архимандрит Сергий (Стуров)) использовать наработанный опыт и воссоздать Введенский собор Семёновского полка.
Как нельзя кстати в декабре 2012 года президент России Владимир Путин выдвинул идею возрождения Семёновского и Преображенского полков. Отец Михаил по благословению архимандрита Сергия (Стурова) написал прошение на имя митрополита и вскоре стал настоятелем возрождающегося собора. Инициативу поддержали и в Суворовском училище: его воспитанники озвучили идею на городском молодежном форуме, форум ее поддержал и составил обращение к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко. В 2013 году был зарегистрирован приход. Костяк новой общины составили прихожане храма Воскресения Христова, откликнувшиеся на призыв отца Михаила.
— Тут ведь дело даже не столько в храме, хотя, конечно, и в нем тоже, — говорит Виктория Гусакова, один из членов общины, преподаватель Санкт-Петербургского Суворовского военного училища, — там же захоронения наших воинов. Это наша память. Уничтожая память, подрывая основы нашей культуры, мы сами обрекаем себя на вымирание.
ВВЕДЕНСКИЙ СОБОР ЛЕЙБ-ГВАРДИИ СЕМЁНОВСКОГО ПОЛКА
ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ: ПОЛКОВАЯ ЦЕРКОВЬ СЕМЁНОВСКОГО ПОЛКА ПРЕДШЕСТВЕННИКИ: палаточные и деревянные церкви в разных частях города; последняя — на пути следования Царскосельской железной дорогиАРХИТЕКТОР: Константин Тон
АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ: русско-византийский; ближайший аналог — храм Христа Спасителя в Москве (арх. К. А. Тон)
СТРОИТЕЛЬСТВО: 1836–1842 годы
ПРИДЕЛЫ: южный во имя благоверного князя Александра Невского и северный во имя праведных Захарии и Елисаветы; после реконструкции 1906 года — придел священномученика Иакова в подвальном этаже; с 1912 года — придел святителя Иоасафа Белгородского и великомученицы Екатерины на хорах ЗАХОРОНЕНИЯ: министр императорского двора и уделов, председатель комитета по построению храма князь Пётр Волконский (†1852); командир Семёновского полка граф Владимир Клейнмихель (†1882); командир Георгий Мин и трое семёновцев, погибшие при подавлении восстания 1905 года; 30 солдат и офицеров — героев Первой мировой войны
СОСТОЯНИЕ: храм был закрыт, а затем вместе с захоронениями разрушен в 1933 году по решению Ленгорисполкома от 8 марта 1932 года
СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ
Введенский собор располагался на месте нынешнего Введенского сада, о чем сегодня всем гуляющим в саду напоминает гранитная стела, увенчанная крестом. Но в 1990-х никакой стелы не было, а расположенный совсем рядом с метро небольшой прямоугольник сада всегда был лакомой добычей для застройщиков. В 1997 году на месте храма, практически на его фундаменте, хотели было построить «Макдональдс», но землю удалось отстоять. Ресторан этот все же возвели, но рядом, вплотную к одному из зданий, а в углу Введенского сада, рядом с оградой, появился православный крест — как напоминание об истинном предназначении этой земли.
Строить, в том числе и восстанавливать разрушенные здания, в садово-парковых зонах российским законодательством запрещено. Поэтому отцу Михаилу пришлось решать вопрос с выводом части сада из садово-парковой зоны — иначе проект восстановления пришлось бы свернуть. К счастью, КГИОП признал фундамент Введенского собора памятником архитектуры и разрешил провести на этом месте археологические раскопки.
И вот в 2015 году состоялось важное для прихода событие — было произведено частичное археологическое исследование фундамента. Воссоздание любого храма возможно только после того, как будет доказано, что на этом месте действительно стоял храм, который был разрушен. В земле были сделаны шурфы (специальные углубления) в предполагаемых углах фундамента, и оказалось, что стена храма находилась прямо на том месте, где сейчас расположена ограда Введенского сада. А это значит, что при точном воссоздании собора его ступени будут закрывать пешеходную дорожку и выходить на проезжую часть. Следовательно, и воссоздание храма в прежних границах — невозможно. Что делать в этом случае, предстоит прояснить историко-культурной экспертизе: придется ли передвинуть собор немного дальше или немного скорректировать его архитектурный облик, будут решать архитекторы и специалисты КГИОПа. От решения комиссии будет зависеть и статус проекта: будет ли это все еще воссоздание собора лейб-гвардии Семёновского полка, или, при изменении архитектуры, строительство уже нового храма, на которое из государственной казны денег не полагается.
О том, что собор располагался на территории сада, говорят и найденные археологами могилы. Останков в них обнаружено не было, но в углу одного из цинковых солдатских гробов нашли нательный крест. Члены введенской общины не один месяц провели в архивах, изучая документы, посвященные храму. Результатом этой работы стал восстановленный Синодик с именами священно- и церковнослужителей Семёновского полка и погибших на поле брани семёновцев с основания полка в 1693 году по 1917 год, дополненный именами погибших от богоборческой власти вплоть до разрушения собора.
Однако где теперь лежат верные сыны Семёновского полка, неизвестно. Согласно документам, тела были перезахоронены, но новое место упокоения не указано. Ничего не знают о новых могилах и родственники, которые всеми силами стараются разыскать своих предков.
СОБОРА НЕТ, НО ЕСТЬ ЧАСОВНЯ
Совсем рядом с Введенским садом расположена городская больница № 32. Её здание тоже когда-то принадлежало Церкви. Последняя на него претендовать не стала, а по соглашению с руководством больницы создала часовню целителя Пантелеимона прямо в больничном корпусе. С тех пор по субботам отец Михаил в ней или в вестибюле (когда часовня не вмещает всех желающих) служит обедницу, причащает и соборует пациентов. Попечение о недугующих стало еще одним(помимо работы в архивах и поиска финансов для восстановления храма) служением общины возрождающегося Введенского собора.
Второе место сбора общины — часовня Введения во храм Пресвятой Богородицы при Военно-медицинском музее, который находится здесь же, возле Введенского сада. В ней каждый год 4 декабря отмечают престольный праздник собора, в ней же совершаются богослужения, возносят молитвы о возрождении храма и служат заупокойные литии и панихиды обо всех похороненных в крипте собора. Общая молитва вселяет в сердца надежду на то, что собор будет возрожден, как был когда-то возрожден другой взорванный храм-мемориал русских воинов — храм Христа Спасителя в Москве, прообразом которого и был Введенский собор.