В хоре только девушки
«А у вас матушки поют?» — самый распространенный вопрос у зрителей, которые впервые видят на сцене Женский хор Санкт-Петербургской митрополии.
Раздел: Служение
Женский хор Санкт-Петербургской митрополии
Нет, на самом деле коллектив состоит из людей, которые просто очень любят хоровое пение. Удивительно, но хор, существующий на «голом энтузиазме», всего за один год стал узнаваемым и востребованным у петербургской публики.
— Игоря Гавриловича я знаю все шесть лет, которые учусь в институте, — рассказывает Екатерина Веселова, второе сопрано Женского хора митрополии. — Разговоры о том, что это какой-то необыкновенный дирижер, витали на факультете. Но сам хор я услышала только весной прошлого года, когда он выступал на закрытии педагогического конкурса на факультете музыки. Вышел коллектив — и я поразилась, потому что услышала нечто изумительное. Еще оказалось, что там поют мои знакомые. В итоге мы с подругой решили пойти на прослушивание. Единственное, нас смущало, что мы достаточно далеки от Церкви. Но после первой же репетиции я поняла, что это мое. Думаю, что среди профессионалов я бы не чувствовала себя так уверенно, как здесь. Мне очень важно знать, что я могу кому-то помочь… Я работаю на трех работах, но все равно приезжаю на все репетиции.
Создавать хор с нуля — задача не из простых, но за два с половиной месяца первый состав подготовил программу для выступления на Втором благотворительном фестивале в честь святителя Николая Чудотворца. Это был конец 2011 года, и коллектив назывался тогда Концертный молодежный хор Санкт-Петербургской митрополии. С самого начала Игорь Матюхов задал высокую планку исполнительского мастерства: «Даже если весь зал будет аплодировать и кричать „браво“, в публике всегда найдется хотя бы один понимающий человек, который поймает ваших „блох“ и уйдет с концерта неудовлетворенным. Пойте для этого человека». Через полгода молодежный хор выступил в лютеранской церкви святой Екатерины на Васильевском острове со 150‑й кантатой И.-С. Баха в сопровождении камерного оркестра.
Одна из главных проблем хоровых коллективов в настоящее время — нехватка мужских голосов, поэтому в сентябре 2012 года Молодежный хор решено было преобразовать в женский. И снова с нуля, и снова за два с половиной месяца в новом составе хор успел подготовиться к Третьему благотворительному Собору святителя Николая. С этих пор Хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии стал практически неразлучен со своим женским «побратимом», коллективы часто исполняют произведения совместно.
— Когда мы спели два концерта, я увидела, что кто-то потерял интерес, кто-то не справляется… и предложила свою помощь в наборе новых участниц, — рассказывает психолог (а в хоре второй альт) Илина Понамарёва. — Вроде бы случайным способом собранные люди оказались активными, отзывчивыми, очень эмоциональными, с чувством юмора. А главное — очень живыми. Когда мы, наконец, расширили состав, я получила самые сильные впечатления от нашего пения. Очень тронула Литургия в «Спасе-на-Крови», которую мы пели в декабре минувшего года. Это была моя тайная мечта, но мне всегда казалось, что я, возможно, еще не доросла до нее… Другая моя мечта — чтобы мы сделали совместный миссионерский проект с Хором духовенства. Однажды после концерта мы разговаривали об этом с участниками хора и пришли к выводу, что таким проектом можно было бы осуществить потребность многих людей поговорить со священниками не только в храме, но и в неформальной обстановке. И я увидела отклик с обеих сторон.
Бывали случаи, когда участниками хора становились зрители концертов; так, например, пришла Аня Кобылинская (первый альт):
— Я работаю менеджером в IT-структуре, а по профессии — психолог и лингвист. В этот хор меня привела цепочка событий. В 21 год я открыла для себя классическую музыку, поступила в музыкальную школу для взрослых по классу фортепиано, но отучилась там всего три года. Посетила групповое занятие хора, и уже начальное занятие стало для меня огромным открытием. Первое, что мы пели, — молитва «Отче наш» — стала вторым огромным открытием, потому что человек я нерелигиозный, по крайней мере, была в то время. Весь мой мозг противился на репетиции: ведь «Отче наш» надо петь в церкви! Но после объяснений дирижера во мне произошла какая-то трансформация, открылись новые горизонты, я стала много слушать и постепенно пришла именно к духовной хоровой музыке. Пела в нескольких хорах, но все как-то не складывалось. Однажды услышала исполнение Рахманинова Женским хором митрополии и была потрясена чистотой голосов. Решилась прийти на репетицию, с этого момента я в хоре. Для меня очень важно, что руководитель ведет коллектив за собой. Его уверенность придает уверенность всем нам, поэтому у хора такие высокие результаты. Коллектив — это душа руководителя. А хор — это единое дыхание живого организма, каждый подтягивает за собой другого. Причем на репетиции лидером может стать каждый раз другой человек. Эта черта дает нам возможность узнать друг друга. Мы друг друга слышим — и знаем, когда надо поддержать.
Большой состав позволил любительскому хору участвовать в серьезных фестивалях и конкурсах. В апреле 2013 года хор выступил на фестивале молодежных и студенческих коллективов «Апрельская капель» в Белом зале Политехнического университета, исполнив цикл песен Сергея Рахманинова «Шесть хоров». Можно сказать, что это произведение стало визитной карточкой коллектива. Следующая ступень — участие хора в международном конкурсе «Поющий мир» в августе 2013 года. Коллектив получил первую премию в номинации «Однородные хоры», третью премию в категории «Духовная музыка», а также — специальные призы за лучшие исполнения сочинений ХХ века. Но больше всего зрителям запомнилось исполнение «Испанской серенады» современного композитора Олега Юргенштейна: на сцену Малого зала филармонии девушки вышли в масках, а дирижер — в сомбреро.
Некоторые участницы хора сами стали заниматься благотворительной или волонтерской деятельностью, как, например, Екатерина Ефимова (второе сопрано), автор проекта «Мост поколений». Суть этого начинания в том, что молодежь приезжает в пансионат в Пушкине и слушает лекции проживающих там ветеранов науки: расширяя собственный культурный кругозор, молодые люди одновременно помогают пожилым ученым чувствовать себя «в обойме». Концерт Женского хора митрополии в пансионате стал для многих из ветеранов, в том числе неверующих и не больших поклонников хорового пения, настоящим откровением.
— Я занималась различной социальной деятельностью и до хора. А сейчас привлекаю к волонтерству и солисток, — рассказывает Екатерина Ефимова. — Как попала в Женский хор? С 14 лет я пела в Хоре радио и телевидения, потом был перерыв, а сейчас душа потребовала какого-то самовыражения. Мне пришло сообщение в социальной сети, и я подумала: почему бы нет. Тем более что вечерние репетиции — это очень удобно… Мои друзья и коллеги по работе рвутся на концерты, многие из них восхищаются, как мы находим желание и время для репетиций. Но не могут понять, зачем мне это надо. А для меня хор — это социум. В хоровом пении мне нравится то, что, с одной стороны, ты ничего собой не представляешь, а с другой — значишь очень многое. Все движимы одной идеей, это то самое умение работать в команде, о котором много сейчас говорят. Каждого сюда привело что-то свое, но вот это «что-то» — общее для всех.
Было бы удивительно, если бы епархиальный хор не участвовал в богослужениях. Самая первая Литургия была для хора очень необычной: совместно с Хором духовенства Женский хор митрополии пел на миссионерской Литургии, возглавляемой архиепископом Петергофским Амвросием, в храме Воскресения Христова («Спас-на-Крови»). В ближайших планах коллектива участие в Литургии Преждеосвященных Даров в Феодоровском соборе. Несмотря на то, что некоторые участницы Женского хора митрополии поют еще и в своем храме на клиросе, для многих опыт участия не в совсем «обычных» Литургиях становится первым опытом участия в богослужении. Для других это начало пути в большой мир церковной музыки.
— Я работаю инженером по охране труда на железной дороге, — рассказывает Эмилия Иванова, второе сопрано. — С 8 лет я пела в храме, с 11 лет — в Софийском соборе Великого Новгорода. Потом поехала учиться в Петербург. С учебой справлялась, но не хватало пения, богослужений, поездок и концертов. Я очень страдала, поскольку не могла найти коллектив по душе. Ходила в студенческий хор, но там мне не нравилось. И вдруг — приглашение в Женский хор митрополии в социальной сети! С первого дня мне все здесь понравилось, появились друзья. Мне нравится, что у нас постоянный состав, что все ходят на репетиции. В первый раз я была удивлена, что мы почти не пели, а больше слушали объяснения. А потом узнала, что Игорь Гаврилович преподает, и поняла, что это неотъемлемая часть профессионализма — понимание того, что ты делаешь. Мне очень повезло, что у нас преподаватель такого уровня. И сейчас я чувствую прогресс не только в своем звучании, но и в понимании того, что мы поем.
В Женском хоре митрополии поют все желающие, независимо от возраста, профессии и даже религиозных убеждений. «Хор — это одно сердце на всех», — считает Игорь Матюхов:
— Это настоящий подвиг: люди тратят четыре часа на дорогу и еще два — на репетицию, готовы отправляться в поездки за свой счет и вместо отпуска, причем делают это добровольно и ответственно. Я много работал с профессиональными коллективами, но здесь меня привлекает искренность наших хористок и большое желание выполнять мои требования. Иногда от пения нашего хора даже у меня бегут мурашки. Я очень требовательный руководитель, и оттого мне это удивительно, ведь у многих из участниц хора минимальное музыкальное образование и не очень выдающиеся данные. Вместе с тем, я считаю, что наша победа на международном конкурсе была вполне заслуженной, и, пожалуй, впервые мое мнение совпало с мнением компетентного жюри о звучании хора.
Камилла Нигматуллина
Репетиции хора:
пн, чт — 20:00, Бирюзовый зал Епархиального управления.
Любой желающий может прийти на занятие, а также пройти прослушивание.
Группа хора «ВКонтакте»:
vk.com/concert.molod.hor.spbmitropolia
Легендарный дирижер
Несколько лет назад художественному руководителю Хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии Юрию Герасимову пришла идея создать при епархиальном отделе религиозного образования и катехизации концертный коллектив, который бы состоял из мирян. Возглавить такой хор он предложил своему другу — Игорю Матюхову, доценту кафедры хорового дирижирования факультета музыки РГПУ им. А. И. Герцена. За плечами у Игоря Гавриловича, заслуженного деятеля искусств, солидный опыт взращивания хоров: он 12 лет руководил Государственным камерным хором Республики Беларусь.— Игоря Гавриловича я знаю все шесть лет, которые учусь в институте, — рассказывает Екатерина Веселова, второе сопрано Женского хора митрополии. — Разговоры о том, что это какой-то необыкновенный дирижер, витали на факультете. Но сам хор я услышала только весной прошлого года, когда он выступал на закрытии педагогического конкурса на факультете музыки. Вышел коллектив — и я поразилась, потому что услышала нечто изумительное. Еще оказалось, что там поют мои знакомые. В итоге мы с подругой решили пойти на прослушивание. Единственное, нас смущало, что мы достаточно далеки от Церкви. Но после первой же репетиции я поняла, что это мое. Думаю, что среди профессионалов я бы не чувствовала себя так уверенно, как здесь. Мне очень важно знать, что я могу кому-то помочь… Я работаю на трех работах, но все равно приезжаю на все репетиции.
Создавать хор с нуля — задача не из простых, но за два с половиной месяца первый состав подготовил программу для выступления на Втором благотворительном фестивале в честь святителя Николая Чудотворца. Это был конец 2011 года, и коллектив назывался тогда Концертный молодежный хор Санкт-Петербургской митрополии. С самого начала Игорь Матюхов задал высокую планку исполнительского мастерства: «Даже если весь зал будет аплодировать и кричать „браво“, в публике всегда найдется хотя бы один понимающий человек, который поймает ваших „блох“ и уйдет с концерта неудовлетворенным. Пойте для этого человека». Через полгода молодежный хор выступил в лютеранской церкви святой Екатерины на Васильевском острове со 150‑й кантатой И.-С. Баха в сопровождении камерного оркестра.
Одна из главных проблем хоровых коллективов в настоящее время — нехватка мужских голосов, поэтому в сентябре 2012 года Молодежный хор решено было преобразовать в женский. И снова с нуля, и снова за два с половиной месяца в новом составе хор успел подготовиться к Третьему благотворительному Собору святителя Николая. С этих пор Хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии стал практически неразлучен со своим женским «побратимом», коллективы часто исполняют произведения совместно.
«Мы друг друга слышим»
Но сколько бы ни было женских голосов в хоре, они всегда будут уступать по мощи мужским и смешанным коллективам. Весной прошлого года началась активная кампания по привлечению новых хористок через социальные сети.— Когда мы спели два концерта, я увидела, что кто-то потерял интерес, кто-то не справляется… и предложила свою помощь в наборе новых участниц, — рассказывает психолог (а в хоре второй альт) Илина Понамарёва. — Вроде бы случайным способом собранные люди оказались активными, отзывчивыми, очень эмоциональными, с чувством юмора. А главное — очень живыми. Когда мы, наконец, расширили состав, я получила самые сильные впечатления от нашего пения. Очень тронула Литургия в «Спасе-на-Крови», которую мы пели в декабре минувшего года. Это была моя тайная мечта, но мне всегда казалось, что я, возможно, еще не доросла до нее… Другая моя мечта — чтобы мы сделали совместный миссионерский проект с Хором духовенства. Однажды после концерта мы разговаривали об этом с участниками хора и пришли к выводу, что таким проектом можно было бы осуществить потребность многих людей поговорить со священниками не только в храме, но и в неформальной обстановке. И я увидела отклик с обеих сторон.
Бывали случаи, когда участниками хора становились зрители концертов; так, например, пришла Аня Кобылинская (первый альт):
— Я работаю менеджером в IT-структуре, а по профессии — психолог и лингвист. В этот хор меня привела цепочка событий. В 21 год я открыла для себя классическую музыку, поступила в музыкальную школу для взрослых по классу фортепиано, но отучилась там всего три года. Посетила групповое занятие хора, и уже начальное занятие стало для меня огромным открытием. Первое, что мы пели, — молитва «Отче наш» — стала вторым огромным открытием, потому что человек я нерелигиозный, по крайней мере, была в то время. Весь мой мозг противился на репетиции: ведь «Отче наш» надо петь в церкви! Но после объяснений дирижера во мне произошла какая-то трансформация, открылись новые горизонты, я стала много слушать и постепенно пришла именно к духовной хоровой музыке. Пела в нескольких хорах, но все как-то не складывалось. Однажды услышала исполнение Рахманинова Женским хором митрополии и была потрясена чистотой голосов. Решилась прийти на репетицию, с этого момента я в хоре. Для меня очень важно, что руководитель ведет коллектив за собой. Его уверенность придает уверенность всем нам, поэтому у хора такие высокие результаты. Коллектив — это душа руководителя. А хор — это единое дыхание живого организма, каждый подтягивает за собой другого. Причем на репетиции лидером может стать каждый раз другой человек. Эта черта дает нам возможность узнать друг друга. Мы друг друга слышим — и знаем, когда надо поддержать.
Благо творить
И все же основным направлением деятельности хора стала благотворительность. Помимо традиционного участия в Соборе в честь святителя Николая коллектив посещал пансионат ветеранов науки РАН в Пушкине, выступал на концерте со сбором средств для восстановления иконостаса храма святителя Петра на Роменской улице. А недавно участвовал в концерте со сбором средств для детей, страдающих онкологическими заболеваниями, в Большом зале филармонии, с необычным репертуаром из обработанных песен русского рока, которые исполняют Настя Полева, «Animal джаз» и «Аквариум».Некоторые участницы хора сами стали заниматься благотворительной или волонтерской деятельностью, как, например, Екатерина Ефимова (второе сопрано), автор проекта «Мост поколений». Суть этого начинания в том, что молодежь приезжает в пансионат в Пушкине и слушает лекции проживающих там ветеранов науки: расширяя собственный культурный кругозор, молодые люди одновременно помогают пожилым ученым чувствовать себя «в обойме». Концерт Женского хора митрополии в пансионате стал для многих из ветеранов, в том числе неверующих и не больших поклонников хорового пения, настоящим откровением.
— Я занималась различной социальной деятельностью и до хора. А сейчас привлекаю к волонтерству и солисток, — рассказывает Екатерина Ефимова. — Как попала в Женский хор? С 14 лет я пела в Хоре радио и телевидения, потом был перерыв, а сейчас душа потребовала какого-то самовыражения. Мне пришло сообщение в социальной сети, и я подумала: почему бы нет. Тем более что вечерние репетиции — это очень удобно… Мои друзья и коллеги по работе рвутся на концерты, многие из них восхищаются, как мы находим желание и время для репетиций. Но не могут понять, зачем мне это надо. А для меня хор — это социум. В хоровом пении мне нравится то, что, с одной стороны, ты ничего собой не представляешь, а с другой — значишь очень многое. Все движимы одной идеей, это то самое умение работать в команде, о котором много сейчас говорят. Каждого сюда привело что-то свое, но вот это «что-то» — общее для всех.
Было бы удивительно, если бы епархиальный хор не участвовал в богослужениях. Самая первая Литургия была для хора очень необычной: совместно с Хором духовенства Женский хор митрополии пел на миссионерской Литургии, возглавляемой архиепископом Петергофским Амвросием, в храме Воскресения Христова («Спас-на-Крови»). В ближайших планах коллектива участие в Литургии Преждеосвященных Даров в Феодоровском соборе. Несмотря на то, что некоторые участницы Женского хора митрополии поют еще и в своем храме на клиросе, для многих опыт участия не в совсем «обычных» Литургиях становится первым опытом участия в богослужении. Для других это начало пути в большой мир церковной музыки.
— Я работаю инженером по охране труда на железной дороге, — рассказывает Эмилия Иванова, второе сопрано. — С 8 лет я пела в храме, с 11 лет — в Софийском соборе Великого Новгорода. Потом поехала учиться в Петербург. С учебой справлялась, но не хватало пения, богослужений, поездок и концертов. Я очень страдала, поскольку не могла найти коллектив по душе. Ходила в студенческий хор, но там мне не нравилось. И вдруг — приглашение в Женский хор митрополии в социальной сети! С первого дня мне все здесь понравилось, появились друзья. Мне нравится, что у нас постоянный состав, что все ходят на репетиции. В первый раз я была удивлена, что мы почти не пели, а больше слушали объяснения. А потом узнала, что Игорь Гаврилович преподает, и поняла, что это неотъемлемая часть профессионализма — понимание того, что ты делаешь. Мне очень повезло, что у нас преподаватель такого уровня. И сейчас я чувствую прогресс не только в своем звучании, но и в понимании того, что мы поем.
В Женском хоре митрополии поют все желающие, независимо от возраста, профессии и даже религиозных убеждений. «Хор — это одно сердце на всех», — считает Игорь Матюхов:
— Это настоящий подвиг: люди тратят четыре часа на дорогу и еще два — на репетицию, готовы отправляться в поездки за свой счет и вместо отпуска, причем делают это добровольно и ответственно. Я много работал с профессиональными коллективами, но здесь меня привлекает искренность наших хористок и большое желание выполнять мои требования. Иногда от пения нашего хора даже у меня бегут мурашки. Я очень требовательный руководитель, и оттого мне это удивительно, ведь у многих из участниц хора минимальное музыкальное образование и не очень выдающиеся данные. Вместе с тем, я считаю, что наша победа на международном конкурсе была вполне заслуженной, и, пожалуй, впервые мое мнение совпало с мнением компетентного жюри о звучании хора.
Камилла Нигматуллина
Репетиции хора:
пн, чт — 20:00, Бирюзовый зал Епархиального управления.
Любой желающий может прийти на занятие, а также пройти прослушивание.
Группа хора «ВКонтакте»:
vk.com/concert.molod.hor.spbmitropolia