Украина: линия разлома

У украинской катастрофы есть сиюминутные, конъюнктурные политические и экономические причины. Но невозможно отрицать, что в ней проявились глубинные, копившиеся столетиями в ткани украинского общества противоречия. Проследим историческое формирование государства Украина.
Раздел: АКТУАЛЬНО
Украина: линия разлома
Журнал: № 4 (апрель) 2014Страницы: 6-7 Автор: Тимур Щукин Опубликовано: 9 апреля 2014

Земли с разными судьбами

14 апреля 1132 года умер великий князь Киевский Мстислав Владимирович, последний правитель Руси, стремившийся сохранять контроль над всеми частями государства. После его смерти Русская земля превратилась в конгломерат самостоятельных уделов; некоторые из них, впрочем, де-факто обособились гораздо раньше. Накануне монгольского нашествия 1237 года сформировались те княжества, земли которых теперь отчасти соответствуют западным и центральным областям Украины: Переяславское (Левобережная Украина), Киевское (Правобережная Украина) и Галицко-Волынское (Галиция, Волынь, Буковина, Закарпатье).

В XIII веке эти княжества попали под власть Золотой Орды, а в середине-конце XIV-го — союза Польского королевства и Великого княжества Литовского. В 1569 году союз стал единым конфедеративным государством — Речью Посполитой, и к середине XVII века, помимо упомянутых земель, в ее состав входили часть так называемого Дикого поля — земли центральной Украины вплоть до нынешней Полтавщины (но без Крыма, Приазовья и Причерноморья).

Западные части будущей Украины — Галиция (Ивано-Франковская, Львовская и западная часть Тернопольской области), Волынь (Волынская, Ровенская области) и Подолье (Винницкая, Хмельницкая области, часть Тернопольской) оставались в составе Речи Посполитой до конца XVIII века, когда после раздела Польши Галиция отошла к Австро-Венгрии, а Волынь и Подолье — к Российской империи. После Первой мировой войны эти области вернулись Польскому государству (Волынь — только западная часть), но в 1939‑м — были аннексированы Советским Союзом и включены в состав УССР.

Левобережная (Черниговская, Полтавская, часть Сумской, восточная часть Киевской и Черкасской областей) и Правобережная (западные части Киевской и Черкасской, Кировоградская, Житомирская и Винницкая области) Украина, а также Запорожье (части Донецкой, Луганской, Кировоградской, Запорожской, Днепропетровской, Николаевской и Херсонской областей) в 1648 году подняли антипольское восстание. Оно привело к созданию первого украинского государства — Гетманщины, которая, однако, «на правах широкой автономии» вошла в состав России уже 20 лет спустя, в результате кровопролитной Русско-польской войны 1654–1667 годов (Правобережная Украина окончательно была закреплена за Россией лишь в конце XVIII века). Эти земли — позже за ними закрепился термин «Малороссия» — были потеряны нашей страной только в 1991 году.

Судьба остальных регионов Украины очень различна. Южная Бессарабия (часть Одесской области) являлась яблоком раздора между Россией, Османской империей, Молдавским княжеством, а затем его наследницей Румынией вплоть до Первой мировой войны, когда она все-таки была закреплена за Румынией. Северная Буковина (осколок Галицко-Волынской земли, ныне входящий в Черновицкую область) был поочередно в составе Молдавского княжества, Австро-Венгрии, Румынии. После аннексии 1940 года обе области включены в состав УССР. Закарпатье находилось под властью Венгрии, Трансильвании, Австро-Венгрии и Чехословакии. К Советскому Союзу оно отошло после Второй мировой войны. Новороссия (Крым, Херсонская, Николаевская, Днепропетровская, части Одесской, Кировоградской, Донецкой, Запорожской, Харьковской и Луганской областей) — это земли, которые постепенно в течение XVII–XVIII веков отвоевывались Россией у Крымского ханства и Османской империи и при советской власти — довольно искусственно — присоединены к Украинской республике. Причем Крым — только при Н. С. Хрущеве в 1954 году. Наконец, Слобожанщина (части Харьковской, Сумской, Луганской, Донецкой и Полтавской областей) — регион на южной границе Московского царства, освоенный и заселенный усилиями русских царей в XVII–XIX веках. При Российской империи он всегда составлял особую территорию и только благодаря большевикам вошел в состав Украины.

Невидимая граница

Монгольское нашествие побудило галицко-волынских монархов более тесно сотрудничать с западными соседями: заключать военные союзы, проводить политику по внедрению католичества в своих землях, вводить западноевропейские правовые нормы. И все же Галицко-Волынская земля до конца XIV века оставалась русской — и по языку, и по культуре, и по всему укладу жизни.

Заметная трансформация национальной идентичности началась после вхождения этих русских земель в польско-литовское государство. С XV века, но особенно жестко — после объединения Польши и Литвы, они подверглись полонизации, которая шла «сверху вниз»: более всего было ополячена русская элита и менее всего — простолюдины. И с запада на восток. Максимально была полонизирована Галиция. В меньшей степени — Волынь и Подолье, еще меньше — прочие области. Роковую роль сыграла Брестская уния 1596 года — подчинение нескольких православных епископий Западной Украины верховенству Папы Римского. Греко-Католическая Церковь стала народной Церковью в Галиции и одной из влиятельных конфессий на западной Украине. В то время как все остальные области оставались православными.

«Украина» — это географический термин, который использовался в Речи Посполитой для обзначения всей совокупности восточных славянских «окраинных» для нее земель. «Украинцами» жителей этих областей стали называть довольно поздно, до этого в ходу было именование «русины». С середины XVII века уже можно говорить о некоей этнотерриториальной общности, русской по крови, определяющей себя через противостояние с Польшей, но и не отождествляющей себя с Россией. Своеобразным катализатором развития национального самосознания и национально-освободительной борьбы стали запорожские казаки, создавшие еще в XV веке на территории Дикого поля ряд не зависимых ни от кого военных поселений и к середине века объединившиеся в своеобразный союз — Запорожскую сечь. Именно казаки подняли восстание 1648 года, на которое откликнулись практически все земли Речи Посполитой. Именно их ментальность, бытовая культура, фольклор сформировали эстетический образ «украинца».

После раздела Речи Посполитой Волынь и Подолье ментально и культурно сблизились с Малороссией, а вот в Галиции сформировалась особая идентичность — галичанские русины. Свою роль здесь сыграли и возникшие еще в XVII веке теории об особом происхождении русинов. Но важнейшим фактором была политика австрийского правительства, которое последовательно поддерживало лояльность этого народа к своей империи, используя его при подавлении польских восстаний. Русины получают возможность получать образование на родном языке, создают культурные объединения, которые занимаются распространением просвещения и книжности в своей среде, формируется русинская интеллигенция. После либерализации политической системы Австрии в Галиции возникают (опять-таки не без поддержки правительства) политические организации русинов, партии национал-демократического толка. В 1861 году Галиция даже получила самоуправление, и к Первой мировой войне галичанские русины сформировались как полноценная нация.

Слобожанщина, Новороссия и Крым оставались по преимуществу русскими, хотя неправильным было бы утверждать, что они не испытали никакого влияния малороссийской культуры. Например, под Харьковом испокон веку жило (и живет) много выходцев из Малороссии. А сам Харьков был даже одним из центров украинского национализма. И все-таки сегодняшние события показывают, что границу Речи Посполитой так и не удалось стереть с этнической карты.

Два украинства

Галичанский национализм от рождения имел антипольские черты, русины Галиции в его представлении чаще всего являлись частью русского народа. Однако в конце XIX века вектор изменился на «украинский». Галицийский, а затем российский и советский историк Михаил Грушевский в 1890‑х годах выдвинул концепцию, согласно которой Галиция должна стать своеобразным плацдармом, с которого идея «украинства» — да, этот термин уже приобрел этническое звучание — должна распространиться на всю Малороссию и, может быть, даже Новороссию.

Второй вариант «украинской идеи» предложило в середине XIX века Кирилло-Мефодиевское общество, стоявшее за либерализацию политической и культурной жизни в Малороссии, за христианизацию политики, за широкий союз славянских народов. Среди членов общества выделялись профессор Харьковского университета Николай Костомаров и создатель литературного украинского языка поэт Тарас Шевченко. При всей своей любви к украинской культуре и языку и Костомаров, и Шевченко, однако, считали украинцев такой же частью общерусской общности как, например, псковичей, новгородцев или жителей Русского Севера. Строго говоря, это был не национализм, а регионализм.

Победило, однако, «украинство» в радикальном варианте. Михаил Грушевский после февральской революции 1917 года был одним из лидеров сражавшейся с большевиками созданной им и его единомышленниками Украинской народной рес­публики, затем жил в эмиграции. В 1924 году он вернулся, чтобы принять участие в проводимой теми же большевиками в 1920–1930‑х «украи­низации». Советское руководство обязало выучить украинский язык всех рабочих и служащих, провело реформу украинской орфографии, «украинизировало» школы, вузы, культурные учреждения — все, вплоть до вывесок. «Украинизация» была приостановлена в 1938 году, но возобновлена в присоединенных в 1939–1940 годах областях. Проводимая нынешними властями Украины политика вполне укладывается в рамки теории Грушевского и практики большевиков.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "АКТУАЛЬНО"

10 ноября, воскресенье
rss

№ 4 (апрель) 2014

Обложка

Статьи номера

ПРАЗДНИК
Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, духовенству, монашествующим и всем верным чадам Церкви Христовой в Санкт-Петербургской митрополии
Воспоминание Тайной Вечери
Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)
АКТУАЛЬНО
Акцент на семью
Украина: линия разлома
Христианство прямого действия
ПОДРОБНО
/ Острый угол / Православная школа: двадцать лет спустя
/ Крупный план / Школа для избранных
/ Крупный план / Школа под монастырским крылом
/ Информация / Куда пойти учиться?
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / «Мелочи» библейской ботаники
/ Имена / Архитектор чистого разума
/ Умный разговор / Наука и ее двойник
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Ленинградский мартиролог / Протоиерей Николай Симо
/ По душам / Православные, хой! Интервью с Сергеем Ефременко
/ Приход / Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (Пискаревский)
/ Служение / В хоре только девушки
/ Служение / Притяжение неба
/ Место жительства - Петербург / Четыре жизни Исаакиевского собора
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / Глазами ребенка, глазами мастера
/ День седьмой / Великопостные концерты в апреле