У псковского моря
НЕВЕРУЮЩИЕ ДЕТИ НЕВОЦЕРКОВЛЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ
— Вы сами-то в храм ходите?
— Нет.
— А собираетесь?
— Да нет…
— А зачем детей в церковную школу отдаете?
Такой несколько провокационный вопрос священник Константин Подкорытов, настоятель храма апостолов Петра и Павла в деревне Ветвеник на берегу Чудского озера и духовник церковно-приходской школы, задавал родителям первоклашек. Однозначного ответа у родителей не было — многие и сами толком не могли сформулировать, что они хотят получить от православной гимназии.
— Хотим, чтобы сын стал приличным человеком, не пил, не курил, спортом занимался, — говорили одни.
— «Сынок, иди в школу, может быть, научившись там, ты вернешься — и уже научишь нас, своих родителей», — объясняли другие.
Так отец Константин наконец-то смог ответить на свой собственный вопрос, зачем неверующие дети невоцерковленных родителей идут учиться в православную гимназию.
— Дети в этой школе приходят к Богу, а вслед за детьми к Нему приходят и их родители, — говорит священник. — У нашей школы, получается, в первую очередь миссионерское предназначение.
TERE TULEMAST!
Из окон кабинетов открываются по-настоящему живописные виды: песчаный пляж, бескрайняя гладь огромного водоема — почти морские пейзажи. Недаром комплекс Чудского, Псковского и Теплого озер называют иногда Псковским морем.
На берегу озера возвышается белокаменный храм апостолов Петра и Павла. Вроде бы Ветвеник — не заброшенная деревня, здесь еще остались местные жители, а к ним добавились и дачники из Пскова и Санкт-Петербурга, всего в девятикилометрах отсюда — древний русский город Гдов, но всё равно не покидает чувство, что ты оказался где-то далеко-далеко, на самом краю привычной ойкумены. Наверное, такому самоощущению способствует долгая дорога и, что намного важнее, отсутствие мобильного интернета и связи. Уже на подъезде к Ветвенику мобильный оператор заботливо присылает оповещение, что вы, по его мнению, находитесь в Эстонии: tere tulemast! И чтобы позвонить, отправить sms или войти на страничку в соцсети, нужно добавить на счет немалую сумму за пользование услугами в роуминге. Отличная возможность почувствовать себя как в детстве — не заходя ежеминутно в сеть и не перепроверяя наличие сообщений в мессенджерах.
— Как было во времена, когда я сам был ребенком? — говорит отец Константин. — Находишь во дворе палку или колесо — и счастлив: перед тобой целый мир возможностей. Мы из любого подручного материала могли сделать игру. А здесь я столкнулся с такими вещами, в которые сначала даже поверить не мог. Вот мяч — даешь его детям, а они и спрашивают: «И что нам с ним делать?» Как? Вы не знаете, что делать с мячом? Да пнуть его надо!
Поэтому в этой церковно-приходской школе действует принцип: минимум гаджетов, максимум непосредственного общения — друг с другом, с преподавателями. Мобильные телефоны на время учебного дня у детей забираются — это не значит, что высокие технологии в православной гимназии табуированы, нет, в школе преподают, например, информатику, как и положено программой. Но гимназисты — как ученики младших классов, так и учащиеся средней школы — должны больше времени уделять познанию мира и Бога.
— Со временем они научаются радоваться простым вещам, — говорит отец Константин.
ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ
Закон Божий, церковнославянский язык — вот те немногие предметы, которые отличают программу церковно-приходской школы в деревне Ветвеник от общероссийского образовательного стандарта. Главное отличие школы не в учебной программе — а в том, что дети здесь привыкают жить жизнью православного христианина, обретают начальные навыки молитвы. Напомним, что школа мыслится именно как миссионерская, и полученные знания дети несут дальше, в семью:
— Почему-то на эту особенность нашей школы мало обращают внимание, — сетует отец Константин. — Но любое важное дело у нас начинается с молитвы. Садимся за стол — молимся. Встаем из-за стола — молимся. Перед уроком молимся, после урока — тоже. Призываем Духа Святого на всякое дело. Кроме того, не забывайте слова Господа о том, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Это значит, что во время нашей совместной молитвы Христос незримо присутствует среди нас, а что может быть важнее для христианина?
С молитвы начинается не только любое мероприятие в школе, но и в целом учебный день, ею он же и заканчивается. И для половины учеников школы весь этот день проходит в стенах гимназии. Транспортное сообщение в Гдовском районе плохое, ежедневно добираться до школы и обратно домой жителям некоторых населенных пунктов просто невозможно, поэтому 18 учеников пять дней в неделю живут прямо тут, в общежитии гимназии.
НЕСЛУЧАЙНЫЕ СОВПАДЕНИЯ
Когда 22 года назад священника Константина Подкорытова назначили настоятелем храма апостолов Петра и Павла в деревню Ветвеник, он первым делом принялся за восстановление церкви. Изучая документы, узнал, что в былые времена рядом с храмом была расположена приходская школа, но выяснить точно, где именно она стояла, не представлялось возможным. С тех пор отец Константин загорелся идеей возродить в Ветвенике приходское учебное заведение. Однако никакой возможности для этого не представлялось — огромные средства требовались на реставрацию здания самого храма, что уж говорить о строительстве школы. Да и кто будет в ней учиться?
— Божиим промыслом в 2000 году в Ветвеник по приглашению моего знакомого приехал руководитель общественного фонда «Братский корпус Николая Чудотворца» Олег Титберия, — вспоминает отец Константин. — В прошлом моряк, а ныне руководитель компании ЗАО «СММ», производящей грузоподъемное оборудование для портов, он сразу влюбился в наши места — настолько ему понравились и виды Чудского озера, и сам храм. Походил, посмотрел, а потом говорит: «У меня всегда была мечта построить школу для детей». Я ушам своим не поверил: ведь и я тоже с самого момента приезда в Ветвеник жил именно с такой мечтой — возродить на приходе церковно-приходскую школу.
Началась работа. Начинание Олега Титберии и отца Константина буквально избавило жителей Ветвеника от внезапно вставшего перед ними вопроса, где учить детей. Дело в том, что долгие годы существовавшая в деревне средняя школа подлежала закрытию. Ребят пришлось бы переводить в учебные заведения других, более крупных (но и более удаленных) населенных пунктов. И вдруг вопрос решился сам — дети просто перевелись в новую церковно-приходскую гимназию. Пока шло строительство нового здания, занятия проходили в стенах старой деревенской школы. Кстати, настоятель и его прихожане рассказывают удивительную историю о том, как точно им удалось «угадать» место строительства школы.
— Мы совершенно четко попали на то место, где стояла прежняя церковно-приходская школа, — говорит отец Константин. — Когда рыли котлован, нашли её фундамент. И второе совпадение: здание мы строили в форме неправильного креста, а уже позже в архивах обнаружили, что и историческая школа тоже была выполнена в форме неправильного креста. Верю, что совпадения эти не случайны. Мы увидели в этом добрый знак.
ПЕРВЫЕ ПЕДАГОГИ
Если первые ученики появились в школе «сами», то с учителями пришлось тяжелее — и не потому, что не найти желающих, а как раз наоборот: их было предостаточно, руководство гимназии провело собеседование с 60 кандидатами, прежде чем окончательно определиться с выбором. Первыми педагогами гимназии — предполагалось, что школа в Ветвенике будет только начальная, первые четыре класса — стали супруги Юлия и Максим Константиновы. Они всецело отдали себя работе с детьми, «жгли порох не жалеючи», как вспоминает настоятель. Позже они организовали православную гимназию в Лужках Ленинградской области. Казалось, что будет непросто найти замену такому отличному тандему педагогов, но и тут Господь не оставил школу без Своего попечения: когда отец Константин в середине учебного года в поисках нового преподавателя приехал в Псковский педагогический университет, между ним и руководством вуза случился примерно такой диалог:
— Знаете, мне нужен учитель начальных классов.
— Так все наши выпускники уже прошли распределение. Вы поздно пришли.
— Да, понимаю.
— Наверное, вы хотите еще и учителя с красным дипломом.
— Да, именно так.
— Вы знаете, у нас есть такой педагог.
Светлана Александровна проработала в гимназии в Ветвенике несколько лет, с головой окунувшись в учебный и воспитательный процесс, — и тоже стала детям как родная мать.
ТУТ НЕ КАК У ЛЬВОВ
Первые годы существования были для школы и самыми непростыми, и самыми яркими. Когда родители стали настаивать на том, чтобы церковно-приходская школа превратилась в школу-пансион — выше уже говорилось, что общественный транспорт в Гдовском районе развит плохо и учащимся из отдаленных деревень тяжело ежедневно добираться в школу, — руководство гимназии не знало, где же им размещать детей на ночь. Неужели в единственном свободном на тот момент помещении — библиотеке на втором этаже, которая так и не успела стать собственно библиотекой, то есть обзавестись стеллажами с книгами? Спать на полу в спальных мешках? Родители не видели в этом никакой проблемы, а уж сами школьники и подавно. Так библиотека стала первым школьным общежитием — не навсегда, конечно, а только на первое время: сейчас учащиеся живут в комфортных комнатах.
Выпускаясь из начальной школы, ветвеницкие ученики переводились в обычные средние школы. Проблем с усвоением материала или программой у них не было, а вот некоторые трудности при адаптации в новом коллективе порой возникали.
— Для некоторых вхождение в новую школу и вовсе было шоком, — признается отец Константин. — Одно дело заниматься в классах на несколько человек, в небольшом дружном коллективе, и совсем другое — в классе из 40 человек, где педагог просто-напросто не в состоянии уделить внимание каждому ученику.
Конечно же, родителям очень хотелось, чтобы образование в ветвеницкой школе не ограничивалось первыми четырьмя классами. Однако организовать такой процесс непросто: тут не обойдешься педагогами начальных классов, нужно искать преподавателей-предметников, проходить аттестацию. Но всё получилось — с сентября 2017 года церковно-приходская школа в Ветвенике дает неполное среднее образование, то есть обучает детей до 9 класса включительно.
Мария Седакова, сейчас ученица 7 класса, окончив начальные классы в гимназии, перевелась в общеобразовательную школу в Гдов:
— Весь пятый класс я проучилась в обычной гдовской школе. Там совсем другие отношения между детьми и у учеников с учителями. Какая-то иерархическая система, как у львов! А у нас все дружат, даже младшие классы со старшими.
Первого сентября Маша вернулась в ветвеницкую школу.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ…
Каждый преподаватель ветвеницкой школы может рассказать свою, не похожую на остальные, историю трудоустройства в гимназию. Многие говорят, что их вдохновило отношение к своему детищу руководителя общественного фонда «Братский корпус Николая Чудотворца» Олега Титберии.
— Это очень мотивирует нас, учителей, — говорит преподаватель математики и информатики Ирина Низовская. — Он очень многое стремится сделать для детей, горит своим делом. Поэтому работать здесь очень приятно. Детям тоже очень нравится, особенно тем, кто успел поучиться в обыкновенных школах, у кого есть с чем сравнивать.
Учителя приезжают сюда на работу не только из Псковской области, но и из Санкт-Петербурга. Сама Ирина Низовская, например, до Ветвеника трудилась директором воскресной школы во Всеволожске. Сейчас она, как и некоторые другие педагоги, на пять дней в неделю остается в Ветвенике, а домой уезжает только на выходные дни:
— Мои собственные дети уже выросли, самый младший недавно вернулся из армии. Так что у меня есть возможность оказать здесь посильную помощь.
Людмила Митюрина — преподаватель начальных классов. Прежде чем стать учителем в Ветвенике, она уже долгое время не работала по специальности. Переехав в Санкт-Петербург из Орловской области, трудилась гувернанткой.
— И я всё время молилась Господу о том, чтобы Он послал мне такую работу, где я смогла бы свободно говорить о своей вере, — вспоминает Людмила Евгеньевна. — К тому же я чувствовала за собой долг перед школой. Дело в том, что два раза я не доводила свой класс до выпускного из начальной школы.
О Ветвенике Людмила Митюрина узнала от своего духовника иерея Анатолия Першина, который выложил на своей странице в социальных сетях фотографии этого замечательного места. Тогда выяснилось, что в Ветвенике нужны учитель начальных классов и электрик — супружеская пара Митюриных как раз могла бы занять оба вакантных места.
— Так мы и переехали сюда, — рассказывает Людмила Евгеньевна. — В этом году я уже заканчиваю свою педагогическую деятельность. Я наконец-то смогла довести свой класс до средней школы, и теперь могу с чистой совестью отправляться на заслуженный отдых.
Ольга Андреева по образованию русист, преподаватель русского языка как иностранного, но в ветвеницкой школе она учит детей английскому языку. Английский она знает очень хорошо, одно время даже мечтала уехать жить в Америку. Последнее время преподавала в общеобразовательной школе в Сланцах, и когда её друзья, сами учителя в Ветвенике, рассказали о том, что гимназии нужен преподаватель английского языка, она задумалась: а не пойти ли работать в православную церковно-приходскую школу?
— Как раз в моей жизни наступил такой период, когда необходимо было что-то поменять. Я открыла газету с объявлениями — и сразу же в глаза бросилась опубликованная отцом Константином вакансия на место преподавателя английского.
… И УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ
Священник Александр Андреев преподает в ветвеницкой православной гимназии церковнославянский язык. Но больше всего ученикам нравится его исторический кружок, на котором отец Александр с помощью собственноручно созданных моделей оружия, оборонительных и осадных орудий реконструирует сражения разных эпох — от походов Александра Македонского до Великой Отечественной войны.
— Способности у всех разные. Но, по моему убеждению, верующий должен употреблять их на пользу Церкви, Отечеству и людям. Кто-то строит, кто-то проповедует хорошо, а вот у меня такое хобби, — говорит отец Александр.
Наглядность — главный принцип этого исторического кружка. Вот он показывает модель таранной черепахи инженера Диада. Эта машина, приводимая в движение с помощью системы блоков, наводила панический ужас на жителей осаждаемых городов. Прикрываемая доброй сотней лучников, медленно подъезжала она к крепостной стене. Таранную черепаху обшивали кожами животных.
— Поджечь эту машину с помощью горящих стрел было решительно невозможно, — рассказывает отец Александр. Он максимально точно воспроизвел устройство осадного орудия, используя подручные материалы: например, кожу он заменил обыкновенным пластырем.
— А вот другая машина — для пробивания стен из глинобитного кирпича. На Востоке крепости возводились из необожженной глины. Корпус всех осадных машин был смазан изнутри известкой — во-первых, она плохо горит, а во-вторых,продлевает срок службы древесины. Орудия стоили дорого, и даже в случае неудачного штурма их не бросали у вражеских стен, а разбирали и увозили с собой.
Изготовление каждой модели, признается отец Александр, занимает примерно полгода — долгий кропотливый труд. Однако, по его словам, визуализация очень сильно помогает пониманию предмета, особенно ученикам младших классов:
— У них еще не развито в должной мере аналитическое мышление, — поясняет священник. — А вот взрослые ребята уже задают вопросы, стараются осмыслить те или иные исторические факты, которые кажутся им противоречивыми. Например, всем известно, что во время восстания Спартака гладиаторы выбросили свою гладиаторскую одежду. Зачем? Ведь она могла бы пригодиться. На самом же деле их доспехи были намного тяжелее, чем настоящие боевые, они должны были, главным образом, подчеркивать силу и мощь сражающегося на арене раба и были неудобны в бою.
ИНСТРУМЕНТ БОГОПОЗНАНИЯ И РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Задача-максимум, которую ставит перед собой руководство гимназии, — сделать так, чтобы знания, получаемые детьми на уроках, не ложились мертвым грузом, а служили инструментом познания мира и Бога.
— «Но как это сделать?» — спрашивают меня учителя. Я, к сожалению, пока не могу им объяснить. Учитель должен сам понять, как выстроить преподавание так, чтобы предмет был и понятен, и интересен ученику, — говорит духовникцерковно-приходской школы протоиерей Константин Подкорытов. — Хорошо, что у нас наконец-то появились преподаватели, которые уже не первый год в Церкви: думаю, что вместе нам удастся прийти к такому результату.
Кстати, рабочий день учителя в ветвеницкой школе не заканчивается вместе со звонком с последнего урока. До вечера педагоги остаются в школе вместе со своими учениками и помогают им с работой над домашним заданием.
— Что плохо, на мой взгляд, в нашей школе, так это курортно-санаторный режим, — говорит отец Константин. — Дети не заняты никаким физическим трудом, если не считать те 20–30 минут, на время которых учителя выводят их во двор убрать мусор или сгрести листья. Очень хочется, чтобы, живя в деревне, ребята занимались и полноценным деревенским трудом. Еще в нашей школе не хватает традиционного, но утраченного народом искусства занять свое свободное время. У нас было очень богатое песенное искусство, танцы, народные игры, совсем не случайные при всей кажущейся простоте. Как привить детям народную русскую культуру? Нужно, чтобы она окружала их постоянно, этим нужно заниматься каждый день, всегда. А это непросто. Придется и мне во второй половине своей жизни начать постигать то, что я должен был бы знать с пеленок.